Ранняя диагностика, коррекция и грамотное педагогическое сопровождение – реальная возможность помочь ребенку с аутизмом. В этом убеждены ученые Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно число детей с аутизмом увеличивается на 13%. В России на данный момент нет достоверной статистики о количестве детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра.
Выражая обеспокоенность этим вопросом, специалисты Крымского федерального университета проводят исследования психических расстройств у детей разного возраста с помощью различных методик и современных тестов.
«Мы работаем с детьми с синдромом дефицита внимания, гиперактивности. Они не могут сосредоточиться, долго слушать учителя. Наша задача – научить их управлять своим мозгом и концентрировать внимание на самых важных элементах окружающего мира. Эти исследования позволяют лучше понимать действия другого человека и изучать механизмы формирования у ребенка помогающего поведения как одного из видов просоциального», – рассказал руководитель лаборатории нейроэтологии и психофизиологии КФУ, доктор биологических наук, профессор Владимир Павленко.
В частности, сотрудники лаборатории проводят исследования нейрофизиологических механизмов аутизма. Дети-аутисты, внешне ничем не отличаются от своих сверстников. Нарушения проявляются в общении: они нервничают, смущаются и не в состоянии поддержать даже самую простую беседу.
«Во многом успеху способствует то, что в рамках Программы развития лаборатория нейроэтологии и психофизиологии, входящая в научно-исследовательский центр КФУ, получила современное оборудование. Это, например, новейшие приборы «Нейрон-Спектр – 5», а также редкий и дорогостоящий ай-трекер RED-250, который фиксирует движение глаз», – отмечает Владимир Павленко.
Также в лаборатории недавно появилось оборудование для выявления степени выраженности аутизма – тест ADOS. Эта методика считается «золотым стандартом», так как с ее помощью можно выявить аутизм у людей любого возраста.
«С помощью прибора регистрации взора, мы можем определить, действительно ли у ребенка аутизм или другое психическое расстройство, более объективно оценить степень нарушений. Мы начинаем серию исследований по коррекции развития таких детей. Обычно проводится десять и больше сеансов, включающих широкую психофизиологическую диагностику. Применяется масса психологических тестов, в том числе уникальных. Только после такого обследования мы выбираем стратегию коррекции индивидуально для каждого ребенка», – делится профессор.
Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга. Аутизмом страдают преимущественно дети независимо от пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения. Для аутизма в первую очередь характерны уникальные особенности в плане социального взаимодействия, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств.
Причины этого расстройства до сих пор исследуются, в числе основных называются генетические и экологические, то есть наследственность и влияние окружающей среды. Раннее диагностирование аутизма и надлежащее обследование и терапия имеют жизненно важное значение для дальнейшего роста и развития человека.
2 апреля ежегодно отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Установлен он был резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года.
Лилия Брык
Пресс-служба КФУ