Инклюзивное образование

 

Информация для абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья

 

Общая информация

 

РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

 

Трудоустройство обучающихся с инвалидностью и ОВЗ

 

Нормативные документы

 

Локальные нормативные акты

 

Полезные ссылки

 

Доступная среда

Общая информация

В 2017 года на базе Регионального центра высшего образования инвалидов Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте был создан Ресурсный учебно-методический центр по обучению и сопровождению лиц с инвалидностью и ОВЗ (РУМЦ).

Общей целью деятельности РУМЦ является разработка и внедрение модели высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, что является важной составляющей процесса их социализации, реабилитации и интеграции в современное общество. Деятельность РУМЦ направлена на создание системы сопровождения деятельности вузов Республики Адыгея, Волгоградской, Астраханской областей, Республики Крым и г. Севастополь по развитию инклюзивного образования, что позволит повысить информированность лиц с инвалидностью о возможностях получения высшего образования и последующего трудоустройства.

Задачами деятельности РУМЦ являются:

  1. Проведение профориентационной работы среди обучающихся с инвалидностью и ОВЗ на подведомственной территории; участие в подготовке лиц с инвалидностью к обучению в условиях образовательной организации высшего образования.
  2. Предоставление практической и консультативной помощи по трудоустройству выпускникам-инвалидам, и дальнейшей адаптации к профессиональной деятельности.
  3. Оказание консультативной помощи представителям образовательных организаций высшего образования подведомственной территории и других организаций регионов по вопросам обучения инвалидов и лиц с ОВЗ по выбранным ими специальностям и их реабилитации; организации интегрированного обучения лиц с инвалидностью, планирования учебно-воспитательной работы и дальнейшего улучшения учебно-реабилитационного процесса.
  4. Оказание консультативной и методической помощи образовательным организациям высшего образования подведомственной территории в подготовке научно-педагогических и других категорий работников к работе с лицами с инвалидностью различных нозологий путем повышения их квалификации, проведения семинаров и ознакомительных лекций; консультирование кафедр по подготовке учебной информации с учетом потребностей лиц с инвалидностью определенных нозологий.
  5. Создание информационно-образовательной сети для образовательных организаций высшего образования подведомственной территории, студентов-инвалидов разных нозологических групп и оказание консультативно-технической и методической поддержки созданной сети.

Нормативная база

Деятельность по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» регламентируется следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями);
  2. Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.10.2015 № 1147 (с изменениями).
  3. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса от 8.04.2014 № АК-44/05вн.
  4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратур, утвержденный приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301.
  5. Требования к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе к средствам обучения и воспитания от 26.12.2013 № 06-2412вн.
  6. Локальные акты, приказы ректора ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

Материально-техническое обеспечение инклюзивного образовательного процесса

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, в Университете создаются материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие лифта, пандусов, мобильного подъемника-ступенькохода, поручней, расширенных дверных проемов).

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению при необходимости обеспечивается: наличие альтернативной версии официального сайта Университета и сайтов структурных подразделений и филиалов в сети Интернет для слабовидящих; выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт, шрифт Брайля, аудиофайлы); обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху при необходимости обеспечивается: дублирование звуковой справочной информации визуальной (в двух корпусах ГПА установлены информационные терминалы); обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации, сопровождение сурдопереводчика.

Все структурные подразделения и филиалы имеют выделенные стояночные места для автотранспортных средств инвалидов.

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания приспособленных для инвалидов и лиц с ОВЗ

Материально-техническое обеспечение инклюзивного образовательного процесса включает в себя 28 учебных кабинетов Гуманитарно-педагогической академии оснащенных инфракрасным динамиком-усилителем, позволяющим улучшить слуховое восприятие обучающихся с нарушениями слуха, увеличить чистоту речи и устное распознавание для всех присутствующих в аудитории, включая обучающихся с полной и частичной потерей слуха. При необходимости, в учебно-воспитательном процессе используется портативное и переносное оборудование для лиц разных нозологических групп.

Библиотека Гуманитарно-педагогической академии оснащена читающей машиной для обучающихся с нарушением зрения, которая озвучивает плоскопечатный текст, содержащийся в учебниках, газетах, журналах, воспроизводит аудиокниги с компакт-дисков и DVD-дисков, позволяет сохранить отсканированные документы на дисковых устройствах.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В структуре РУМЦ КФУ имеется специализированный кабинет-студия для записи видеолекций, онлайнкурсов и подготовки учебных материалов для осуществления дистанционной формы образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Научно-педагогическими работниками разрабатываются электронные образовательные ресурсы по учебным дисциплинам для обучающихся разных нозологических групп, которые размещаются в системе дистанционного обучения MOODLE3+.

Обучающимся с инвалидностью и ОВЗ обеспечивается доступ к информационным сетям и электронно-библиотечным системам, имеющим версию сайта для слабовидящих (IPRbooks (http://www.iprbookshop.ru/), znanium.com (http://znanium.com/), университетская библиотека онлайн (https://biblioclub.ru/), ЭБС Юрайт (https://biblio-online.ru/), технологии и программы для невизуального доступа к информации (IPRbooks).

Наличие специальных технических средств обучения и коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ

В РУМЦ создан и функционирует Центр коллективного пользования специальными техническими средствами, оснащенный специализированным оборудованием для лиц с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Созданы рабочие места для студентов разных нозологических групп.

Техническое оборудование для лиц с нарушением зрения

1  

Принтер для печати шрифтом Брайля Romeo Attache Pro

Принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля применяется для распечатки документов, статей. Распечатанные документы имеют рельефно-точечный вид, что позволяет изучать документы ощупывая контур текста или картинок, или читая текст, напечатанный шрифтом Брайля

2  

Стационарный видеоувеличитель с функцией читающей машины Аура с встроенным экраном

Устройство обеспечивает чтение текста вслух с помощью встроенного синтезатора речи

 

3  

Тифлофлэшплеер Victor Reader Stratus 12H

Стационарный тифлофлешплеер предназначен для прослушивания говорящих книг. Устройство оснащено беспроводной связью и является одним из лучших приборов для чтения книг в форматах Daisy и текстовых форматах

4  

Ультрапортативный Дисплей Брайля Focus 14 blue с Bluetooth

Ультрапортативный тактильный дисплей Брайля с беспроводной технологией Bluetooth, обеспечивает комфортную работу и доступность информации на компьютере

5  

Устройство для печати тактильной графики PIAF

Устройство позволяет создавать и печатать осязаемые на ощупь рисунки на бумаге

6  

Читающая машина Sara CE

Принцип работы состоит в сканировании материала цифровой камерой и последующее распознавание текста. В дальнейшем распознанный текст воспроизводится с помощью встроенного синтезатора речи. Читающая машина SARA CE обеспечивает чтение сразу же после создания снимка

7  

Электронный ручной видеоувеличитель ЭРВУ Snow 7 HD

Портативный ручной видеоувеличитель высокой четкости. Прибор оснащен рельефными кнопками управления, переключателем режимов ближней и дальней камеры, а также функцией стоп-кадра.

8  

Читающая машина Smart Reader

Принцип работы устройства состоит в распознавании текста видеокамерой и последующее голосовое воспроизведение высококачественным синтезатором речи. Устройство может работать в режиме видеоувеличителя при подключении к монитору с использованием клавиатуры для читающей машины ClearReader для работы с монитором

Техническое оборудование для лиц с нарушением слуха

1  

Коммуникативная система «Диалог Базовый Плюс» 

Коммуникативная система предназначена для осуществления возможности общения глухонемых людей с другими людьми с помощью обыкновенных планшетов и беспроводной клавиатуры

2  

Инфракрасный динамик-усилитель Digital Soundfield

Инфракрасный динамик-усилитель служит для создания универсальной безбарьерной среды, а также улучшения слухового восприятия обучающихся с нарушениями слуха.  Позволяет увеличить чистоту речи и устное распознавание для всех присутствующих в аудитории включая обучающихся с полной и частичной потерей слуха

3  

Портативная информационная индукционная система «Исток А2»

Индукционная переносная панель для слабослышаших предназначена для приема и передачи аудиоинформации, без постороннего шума и помех, на слуховой аппарат пользователя

Техническое оборудование для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата

1  

   Джойстик компьютерный Joystick SimplyWorks беспроводной

Устройство оснащено тремя кнопками, которые дублируют соответствующие кнопки на обычной мыши и рычага, который предназначен для выполнения движения курсора на экране монитора. Устройство имеют защиту от случайного нажатия

2  

Клавиатура большая программируемая Клавинта

Клавиатура большая программируемая Клавинта является сенсорной клавиатурой, которая моментально реагирует на прикосновение пальцев к поверхности клавиатуры. Устройство комплектуется девятью сменными накладками, которые позволят пользователю выполнять различные задачи

3  

Стол рабочий для инвалидов колясочников

Стол с подъемным механизмом, позволяющий регулировать высоту рабочей поверхности.

4  

Мобильный подъемник – ступенькоход S-Max SDM7 D-1352

Универсальное и компактное средство подъема для лестниц. Ступенькоход может использоваться для поднятия любых типов инвалидных колясок и обеспечивает простоту в эксплуатации и удобство в хранении. Благодаря компактному корпусу и небольшому весу

Техническое оборудование для всех нозологических групп

1  

Документ-камера AverVision M70HD

Документ-камера дает возможность ретрансляции изображения на HD мониторы в режиме реального времени с поддержкой HDMI сигнала. Также камера позволяет производить запись со скоростью 30 кадров в секунду одним нажатием с помощью функции записи.

2  

Информационный терминал Круст

Специальный информационный терминал для обмена, получения и передачи информации, оснащен специализированной виртуальной ассистивной клавиатурой с функцией интеллектуального прогнозирования слов. Может обеспечить информационное сопровождение и возможность воспроизведения различных роликов и презентаций

Для проведения индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для обучающихся функционируют психологический кабинет и сенсорная комната.

Психологический кабинет оснащен настольной акустической системой, специализированным мобильным программно-аппаратным комплексом, музыкальным центром с подборкой музыкальных композиций для релаксации, комплектом специального программного обеспечения для диагностики психосостояния, комплектом для сенсорных занятий с песком, cенсорными наборами для социальной адаптации.

Психологический кабинет

Сенсорная комната РУМЦ предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий и релаксационных сеансов как для обучающихся с различными нарушениями здоровья, так и для улучшения общего психоэмоционального состояния обучающихся с нормой здоровья. Для работы в сенсорной комнате используются методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние обучающегося через соответствующие органы чувств. Сочетание разных стимулов интерактивной среды сенсорной комнаты оказывает благоприятное воздействие на психическое, эмоциональное и физическое состояние.

В сенсорной комнате для оптимального функционирования имеется следующее оборудование:

Фибероптические модули, предназначенные для создания релаксационного светового эффекта в сенсорных комнатах, развития восприятия свойств и признаков предмета, развития тактильных ощущений, мелкой моторики, коррекцию нарушений зрительного анализатора. Функционируют подвесные модули: «Солнышко» и «Тучка», «Каскад», «Занавес»; настенный модуль: «Зеркало».

Пузырьковые колонны, предназначенные для коррекции психоэмоционального напряжения, активизации зрительного восприятия, развития внимания, зрительно-моторной координации, кинестетического анализатора обогащение сенсорного опыта.

Сухой бассейн, использующийся для нормализации деятельности центральной нервной системы, улучшения деятельность сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, активизации течения обменных процессов, оказания благотворного сенсорного воздействия, создание положительного психоэмоционального фона.

Тактильно-акустические панели и развивающее оборудование, предназначенные для сенсорного развития, коррекции тактильных ощущений, развития мелкой моторики, восстановления кровообращения.

Световой модуль для рисования песком, применяющийся для релаксации, тактильной и зрительной стимуляции, развития воображения, игровой терапии, коррекции различных состояний психики.

Для комфортного пребывания и создания релаксационного эффекта сенсорная комната оборудована мягкой мебелью, пуфиками-креслами, массажным креслом, расслаблению также способствует наличие аромалампы и аудиозаписей спокойной расслабляющей музыки, звуков природы.

В университете разработаны и реализуются адаптированные для инвалидов программы подготовки с учетом различных нозологий, которые содержат описание видов и форм сопровождения обучения, специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий, безбарьерной среды. В вариативную часть образовательных программ включены специализированные адаптационные дисциплины (модули). Введение специализированных адаптационных дисциплин (модулей) в основные профессиональные образовательные программы предназначено для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации на этапе получения высшего образования. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессионализирующего профиля, а также для коррекции коммуникативных умений, в том числе путем освоения специальной информационно- компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Набор этих специфических дисциплин университет определяет самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Выбор методов обучения определяется содержанием обучения, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия учебной информации студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья и т.д. В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Студенты с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от остальных студентов, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала. Подбор и разработка учебных материалов осуществляется в университете с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения – аудиально или с помощью тифлоинформационных устройств.

При определении мест учебной и производственной практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья университет учитывает рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практик создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых студентом-инвалидом трудовых функций.

Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся университетом разработаны фонды оценочных средств, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной профессиональной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости студенту-инвалиду предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

Обучающиеся инвалиды, как и все остальные студенты, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Срок получения высшего образования при обучении по индивидуальному учебному плану для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год (для магистрантов – на полгода). При составлении индивидуального графика обучения необходимо предусмотреть различные варианты проведения занятий: в образовательной организации (в академической группе и индивидуально), на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

Кадровый состав

В штатный состав РУМЦ КФУ включены ставки педагога-психолога, специалиста по социальной работе (социального работника), ведущего научного сотрудника, старшего научного сотрудника, специалиста по техническим средствам, оператора и консультанта call-центра.

Педагогические работники Университета регулярно проходят курсы повышения квалификации, принимают участие в семинарах, общественно-профессиональных обсуждениях, в ходе которых рассматриваются вопросы сопровождения и профессиональной подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ

В соответствии со статьей 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с целью организации охраны здоровья обучающихся на территории Университета осуществлен комплекс мероприятий, направленных на пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, действуют здравпункты для оказания медицинской помощи обучающимся, а также заключены договоры об организации охраны здоровья обучающихся с местными медицинскими организациями Министерства здравоохранения Республики Крым.

ГБУЗ РК «Симферопольская поликлиника №4» по договору с КФУ оказывает первичную медико-санитарную помощь по адресу г. Симферополь, ул. Лизы Чайкиной, 5-а обучающимся возрастом свыше 18 лет, прикрепившимся к данной поликлинике, следующих структурных подразделений КФУ:

  • Медицинская академия имени С.И. Георгиевского;
  • Медицинский колледж;
  • Академия строительства и архитектуры;
  • Академия биоресурсов и природопользования.

На территории Медицинской академии действуют медицинские кабинеты: в пристройке к 3-ему общежитию (медсестра из КММЦ Святителя Луки) и в спортивном комплексе (врач спортивной медицины).

ГБУЗ РК «Симферопольская поликлиника №2» по договору с КФУ оказывает первичную медико-санитарную по адресу г. Симферополь, ул. Беспалова, 45-а (общежитие №2 Таврической академии) обучающимся Таврической академии и других структурных подразделений КФУ, обучающихся в корпусах Таврической академии или проживающих в студенческом городке. Кроме того, этот контингент обучающихся может получить медицинскую помощь в здравпункте Таврической академии (корпус Б) по адресу: г. Симферополь, проспект академика Вернадского, 4.

Бахчисарайский колледж строительства, архитектуры и дизайна (г. Бахчисарай, ул. Советская, 9) имеет собственный здравпункт (фельдшерский).

Договоры с местными медицинскими организациями, расположенными в непосредственной близости от них, заключили:

  • Евпаторийский институт социальных наук (филиал)- ГБУЗ РК «Евпаторийская поликлиника»;
  • Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) г. Армянск – ГБУЗ РК «Центральная городская больница»;
  • Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства (филиал) – ГБУЗ РК «Советская районная больница»;
  • Прибрежненский аграрный колледж – ГБУЗ РК «Сакская районная больница»;
  • Ордена Трудового Красного Знамени агропромышленный колледж (филиал) – ГБУЗ РК «Симферопольская центральная районная клиническая больница»;
  • Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) и Экономико- гуманитарный колледж – ГБУЗ РК «Ялтинская детская больница», ГБУЗ РК «Ялтинская поликлиника»;
  • Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) – Севастопольская городская поликлиника №3.

Клинический медицинский многопрофильный центр Святителя Луки (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», оказывает медико-санитарную помощь обучающимся КФУ специалистами консультативной поликлиники (по адресу: г. Симферополь, б. Ленина, 5/7) и Медицинского биофизического центра (по адресу: г. Симферополь, ул. Рылеева, 2; телефоны: 602-107, +7(978)8804270). Запись на прием проводится при наличии полиса обязательного медицинского страхования, ксерокопий паспорта и СНИЛСа. При входе в КММЦ Святителя Луки оборудован пандус. В здании клиники работает лифт, что позволяет обслуживать инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ

Для организации питания студентов, преподавателей и сотрудников в Университете имеются: комбинат питания, 12 столовых и 30 буфетов, действующих в соответствии с требованиями СанПиН 2.3.21078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». Ежедневное меню предлагает горячие первые и вторые блюда, салаты, выпечку, напитки и буфетную продукцию. Расписание занятий предусматривает перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся. В столовой Таврической академии расстановка мебели и оборудования обеспечивает беспрепятственное движение инвалидов. В начале обеденного зала выделены отдельные столы (высота 0.65 м и необходимым расстоянием между ножками) с табличками для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, линия раздачи расположена на доступном уровне, в случае необходимости, работники зала готовы помочь при выборе блюд и доставки их к месту приема пищи.

Наличие общежитий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, количество жилых помещений в общежитии, в интернате для иногородних обучающихся, формирование платы за проживание в общежитии

Два общежития Университета, соответствует всем типовым нормам доступности, обеспечивая безбарьерность передвижения лиц с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата (расширены дверные проемы, оборудованы поручнями санузлы и коридор, нанесены тактильные метки). Обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ имеют возможность проживать в 2-х и 3-х местных комнатах. Количество мест для проживания обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в общежитиях – 26.

Жилой блок

Оборудована и оснащена специализированная кухня для обучающихся, в том числе с учетом доступности для лиц, передвигающихся на инвалидных колясках.

Кухня

Формирование платы за проживание в общежитии происходит в соответствии с приказом № 727 от 29.08.2017 «Об утверждении размера платы за проживание в студенческих общежитиях ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

Содействие трудоустройству выпускников

В Университете функционирует Региональный центр содействия трудоустройству и развития карьеры студентов и выпускников, в котором создан отдел по содействию трудоустройству выпускников, мониторинга рынка труда и методического обеспечения деятельности. Центр заключает договора о сотрудничестве с органами государственной исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями по вопросам содействия трудоустройству выпускников, на основе которых создает банк данных мест возможного трудоустройства. Региональный центр содействия трудоустройству и развития карьеры студентов и выпускников располагает информацией о вакантных местах по всем специальностям, которую студенты с инвалидностью и ОВЗ могут получить непосредственно в Центре либо найти на страничках ВКонтакте «Банк вакансий», на сайте ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в разделе трудоустройство. Проводятся различные мероприятия («Ярмарки вакансий», «Дни карьеры»), в ходе которых выпускники могут лично пообщаться с работодателями, узнать о предоставляемых вакансиях и требованиях; организуются встречи студентов с представителями соответствующих организаций, учреждений и предприятий. На этапе трудоустройства выпускники обеспечиваются достоверной, полной и оперативной информацией о возможности трудоустройства на основе договорных заказов, получают помощь в подборе работы, в составлении целевых договоров на трудоустройство. Сотрудниками систематически проводится мониторинг эффективности трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ, в ходе которого выявляются трудности, с которыми они сталкиваются при реализации самостоятельной профессиональной деятельности. На основе результатов мониторинга разрабатываются программы сопровождения, облегчающие процесс социальной, профессиональной и личностной адаптации выпускника с инвалидностью и ОВЗ на рабочем месте.

Работа с абитуриентами

На этапе приема проводится консультационная работа с инвалидами специалистами-психологами. Абитуриенты имеют возможность посещать краткосрочные и полугодовые подготовительные курсы по дисциплинам предметной подготовки.

Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов в Гуманитарно-педагогической академии проводится в формах межрегиональных профильных олимпиад для обучающихся, профориентационного тестирования, дней открытых дверей, консультаций для инвалидов и родителей по вопросам приема и обучения, подготовки рекламно-информационных материалов для инвалидов.

Абитуриенты-инвалиды, не имеющие результатов Единого государственного экзамена (ЕГЭ), могут сдавать вступительные испытания, проводимые вузом. При проведении вступительных испытаний созданы специальные условия, включающие в себя возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), использования технических средств, помощи ассистента, увеличения продолжительности вступительных испытаний.

Абитуриенты с инвалидностью и ОВЗ могут получить консультационную помощь по вопросам поступления и обучения, обратившись в call-центр РУМЦ КФУ по телефонам: (3654) 26-16-65, 8 (800) 350-22-45 (звонок бесплатный), а также в приемную комиссию Университета по телефону (3652) 63-75-65.