31-01-2020
Шаг в решении проблемы дефицита

 

Одна из самых животрепещущих тем, о которой президент в своём Послании говорил Федеральному Собранию и всей стране, стало здравоохранение. В этой сфере, отметил он, мы способны добиваться результата, однако человек судит о здравоохранении не по цифрам и показателям. «Он думает о своей жизни, о своём здоровье, о том, как без всяких препятствий получить качественную и своевременную медицинскую помощь, — подчеркнул В. Путин. — Поэтому сейчас нам нужно сконцентрировать усилия на первичном звене здравоохранения, с которым соприкасается каждый человек. Именно здесь у нас больше всего сложных, чувствительных для людей проблем».

Вслед за констатацией немедленно последовала конкретика: глава государства анонсировал с 1 июля программу модернизации первичного звена. Предстоит отремонтировать и оборудовать новой техникой поликлиники, районные больницы, станции скорой помощи во всех регионах. На решение этих задач дополнительно будет выделено 550 миллиардов рублей, более 90 процентов из которых — федеральные ресурсы.

Другой ключевой вопрос — подготовка кадров. В новом учебном году президент предлагает существенно изменить порядок приёма в вузы, в частности, по специальности «Лечебное дело» сделать 70% бюджетных мест целевыми, по специальности «Педиатрия» — 75%, а для обучения в ординатуре по самым дефицитным направлениям установить почти стопроцентное целевое обучение. Регионы при этом должны гарантировать трудоустройство будущих выпускников. К 2024 году все уровни здравоохранения, в приоритетном порядке первичное звено, должны быть обеспечены специалистами.

О том, готов ли крымский медицинский вуз реализовать эту идею и увеличить подготовку целевиков, говорим с директором Медицинской академии имени С. И. Георгиевского Крымского федерального университета профессором Евгением КРУТИКОВЫМ.

 

— Сегодня в здравоохранении существует кадровый дефицит, мы это знаем, — соглашается Евгений Сергеевич. — Помните, в советское время существовала система обязательной отработки выпускниками трёх лет по месту их распределения? Сейчас мы не можем заставить человека ехать куда-то, он сам выбирает свой путь. Единственным способом, позволяющим немного привязать выпускника к месту его дальнейшей работы, является целевое обучение. Направление на него дают региональные органы здравоохранения, в нашем случае — Минздрав Крыма, тем самым с помощью договора связывая студента с регионом и после окончания вуза направляя его для работы в ту или иную клинику.

— В Медакадемии ведь и сейчас есть студенты, проходящие обучение на этих условиях?

— Да, причём только 2019 год дал нам 192 целевых места по специальности «Лечебное дело», а в общей сложности на первом курсе у нас учится 274 целевика. Это был первый год, когда нам существенно увеличили их набор. В ординатуре сегодня порядка 40 процентов целевиков. Думаю, это число надо увеличить, и значительно, в несколько раз. Это станет серьёзным подспорьем в первую очередь для тех направлений, где потребность в специалистах очень высокая, а выпускники туда не идут, — это «скорая помощь», терапевтическое направление, педиатрия, патанатомия.

— А потребность вам известна?

— Цифры вам точнее назовут в Минздраве, но очевидно, что потребность с каждым годом растёт. Повторюсь, особенно дефицитна профессия врача скорой помощи, педиатра, катастрофически не хватает эндокринологов, патологоанатомов, всё это не пользуется спросом у выпускников. Если Минздрав будет давать на них целевые направления, думаю, количество специалистов станет больше, и их распределят в те клиники и медучреждения, где они необходимы. Первичное звено здравоохранения должно пополняться нашими выпускниками. После 6-го курса студенты сдают аккредитацию, получают сертификат на право работы врачом и могут быть трудоустроены в поликлиники, ФАПы, врачебные амбулатории. И Министерство здравоохранения при этом должно предложить им какие-то привлекательные условия, социальные блага, чтобы выпускникам было комфортно работать на периферии.

— У вуза есть все возможности для подготовки таких специалистов?

— Конечно, мы готовы увеличивать число целевиков, давать на выходе квалифицированных специалистов — у нас это получается. Другое дело, нам нужны базы для практического обучения. Необходимо присутствие наших студентов в больницах, в том числе в республиканской, той, что построена на 11-м километре, чтобы ординаторы и студенты могли наблюдать современные технологии, способы лечения и диагностики болезней. Но здесь есть проблемы: в больницах сегодня для студентов не хватает помещений — им нужны эти площади, чтобы пройти лицензирование.

— Евгений Сергеевич, нет ли у вас опасения, что с увеличением числа целевиков в вуз после школы попадёт больше студентов, скажем так, слабых, не самых подготовленных?

— Да, уровень снизится. Мы это заметили по прошлому году, когда нам резко увеличили количество целевых мест. Пришли не самые сильные абитуриенты, а ведь обучение у нас сложное. Чтобы стать врачом, требуется большое количество знаний, практических навыков. В любом случае придётся осваивать все дисциплины и сдавать экзамены. Многие не выдерживают и уходят сами, некоторых мы отчисляем. Но это жизнь. Всё равно мы стараемся учить, мотивировать, заставлять — это тоже иногда надо. К сожалению, есть и такие, кто, даже окончив медицинский вуз, разочаровываются в профессии и не хотят связывать жизнь со здравоохранением.

— Вот это для меня совершенно непостижимо…   Зачем же столько мучиться?

— Хороший вопрос, но такое бывает! И что показательно, дело даже не в зарплате: в здравоохранении деньги заработать можно. Естественно, для этого придётся очень много работать, учиться всю жизнь, стать высококвалифицированным специалистом, устраиваться в крупные клиники. Это очень тяжёлый труд, не каждый согласится начинать с нуля, стараются искать лёгкие пути. Впрочем, это уже вопрос более широкого спектра, о воспитании в целом. Что же касается решения поставленной задачи подготовки достаточного количества специалистов-медиков для учреждений здравоохранения республики, уверен, при тесном сотрудничестве и взаимодействии с Минздравом, который формирует квоты с учётом потребностей регионов, у нас всё получится.

 

Источник: http://new.crimiz.ru/rubriki/154-obrazovanie-i-nauka1/12266-shag-v-reshenii-problemy-defitsita?fbclid=IwAR24Mt_xUU-QyC7frKVTZQG-3b27j5hvl512FFVyyZFZdOGR8eMSDkr606o