09-12-2015
Владимир Боков: Однажды во сне я придумал закономерность

 

Боков Владимир Александрович
Доктор географических наук, профессор

Краткая биография

Боков Владимир Александрович родился в гор. Стерлитамак Башкирской АССР. Увлекается искусством, любит поэзию и предпочитает активный вид отдыха. Является лауреатом Государственной премии Украины и АР Крым. Научные исследования посвящены проблемам физической географии, ландшафтоведения, геоэкологии и природопользования. Владимир Александрович относится к числу тех ученых, вклад которых в развитие науки трудно переоценить.

 – Вы родились в Башкирии, учились в Уфе. Как получилось так, что переехали в Крым?

– Всё просто: пригласили преподаватели здешнего университета. Они знали меня по публикациям. Было свободное место, я приехал, подал документы, прошел по конкурсу и, собственно, стал преподавать.

В своей жизни я очень мало переезжал. Есть люди, которые по 6 и 10 раз переезжают. Например, в Соединенных Штатах и в Европе у людей есть такая традиция, когда они периодически меняют своё место работы или жительства. Это достаточно естественно. Я вот работал всего в трех вузах – в Уфе, в Ижевске и вот здесь.

 – Мы знаем, что Вы являетесь автором более 400 научных работ и 6 книг. Расскажите о процессе написания. Сколько уходит времени на написание одного учебника?

– Этот процесс довольно интересный. Можно писать и год, и десять лет, не то чтобы каждый день – немного написал и оставил на какое-то время. Это работа довольно-таки творческая.

2Вот, например, есть одна книга, называется «Землезнавство». На мой взгляд, самая красивая. В ней достаточно много художественных иллюстраций и интересных описаний. Эта книга единственная на украинском языке, остальные – на русском.

– Владимир Александрович, а когда Вы поняли, что хотите стать ученым?

– У всех по-разному получается. Наверное, у человека есть какие-то душевные увлечения. Так же, как, например, художником-живописцем кто-то становится, почему?! Потому что он чувствует, что его влечет. Он берет карандаш или ручку, его рука ведет по листу и создает какие-то контуры, вот я так не могу…

В детстве я о науке не думал, просто любил природу – реки, горы, леса… (улыбается)

Всё повлияло: научные руководители и другие преподаватели, обстановка и вуз в целом. Я тут не могу выделить один какой-то фактор, потому что мне и самому нравилось независимо от преподавателей учиться.

Я на первом курсе вёл дисциплину «Введение в специальность» и всегда подчеркивал такой момент, что успех студента на 80% зависит от личного желания, а на 20% – от вуза и преподавателей. У нас было такое, что ребята начинали учиться и бросали.

Помню, был у нас один парень. Он, когда поступал к нам на факультет, говорил, что ему нравится ещё и журналистика. Хотел, так сказать, совмещать приятное с полезным. Но на первом курсе у нас много математики, физики и химии. Немного позже начинаются специализированные дисциплины для географов, но он не дошел до этого.

Возможно, если бы сначала было больше географических предметов, то он бы и остался.

Выбор специальности – сложный процесс. На самом деле много факторов, которые воздействуют на наш выбор. Это и влияние родителей, и учителей, и то, что дано природой.

Скажите, над какими темами Вы сейчас работаете?

– Я работаю над несколькими темами сразу. Всегда так было. Одна тема может утомить, и чтобы сменить обстановку, начинаешь другую. И как говорил Карл Маркс: “Лучший отдых – смена занятий”, поэтому если одна тема утомила, то оставляешь ее на день, на месяц, можно по-разному, и занимаешься другой. Даже в течение дня можно сменить.

Вот, например, сейчас мы с Виктором Владимировичем Буряком (он читает ноосферологию на нескольких факультетах) завершаем работу над книгой «Основы ноосферологии» – это учение о ноосфере. В первую очередь это пособие для студентов нашего университета.

– На Ваш взгляд, какими качествами должен обладать ученый?

– Прежде всего человек должен быть увлечен своим делом. Если ему это нравится, то он этим занимается весь день. Многие из нас, формулируя выводы, практически одновременно находят новый подход к проблеме.

У меня был интересный случай: я во сне придумал одну закономерность. Сижу в комнате. Общаюсь то ли со студентом, то ли с кем-то еще. Рассуждаю себе, размышляю – и вдруг мне пришла в голову одна закономерность.

Я читал, что некоторые ученые очень часто пользуются таким способом. Но такое у меня было лишь однажды.

– Каких классиков Вы любите и читаете?

– Многих. У меня в детстве была, так сказать, такая игра – я всё время выбирал или определял для себя любимых писателей, композиторов и художников. С возрастом этот перечень несколько менялся, поэтому всех назвать очень сложно. Сейчас я читаю не так много, но в интернете пролистываю интересную для себя литературу. Своим студентам всегда говорю, что у них должны быть любимые писатели, композиторы и художники, что они должны знать всё «богатство культуры», накопленное человечеством.

Я хорошо знаю классическую музыку, но слуха у меня нет (смеется). У нас в детстве не было ни приемников, ни магнитофонов. У нас был черный аппарат, который мы вешали на стенку и слушали разные радиопостановки. Артистов не видишь, а только слышишь их голоса. Диктор помогал воспринимать эти образы. Например, он говорит: «Заходит Петров». – А мы все сидим и представляем этого Петрова. Рисуем образ: молодой или пожилой, как выглядит, как одет, блондин или брюнет, что находится в комнате… Это развивает. Потом появились пластинки, у меня их было около сотни. Сейчас уже по интернету можно певца любой страны увидеть и услышать.

– Чем Вы занимаетесь в свободное от науки время?

– Занимаюсь самыми разными вещами. Люблю очень живопись, но сам не рисую. Иногда могу выехать в горы на машине или пройти маршрут пешим путем. В кино я не хожу, но смотрю фильмы по интернету.

Елена Пинчук,
Дарья Косяк