Крымская система гидрологического мониторинга нуждается в оптимизации, это позволит в оперативном режиме корректировать вопросы водопользования в регионе, считает завкафедрой геоэкологии Таврической академии Крымского федерального университета (КФУ) Татьяна Бобра.
“Метеорологический и гидрологический мониторинг системы Росгидромета РФ должен быть дополнен научно обоснованной системой регионального мониторинга. Сети метеостанций и гидропостов, которые работают в Крыму, сегодня недостаточно для того, чтобы получить достоверную картину по количеству и качеству водных ресурсов”, – цитируют эксперта пресс-служба КФУ в четверг.
Так, например, если на Ай-Петринской яйле метеостанция функционирует, и данные по количеству осадков известны, то на Караби яйле метеостанция ликвидирована, и не ясно, какое на самом деле количество воды собирают восточные яйлы, питающие реки бассейна Азовского моря. “Значит, и возможности построения балансовых и прогнозных моделей стока, водного стресса, а также управления водопользованием значительно понижаются”, – отметила Бобра.
По словам эксперта, для создания эффективной системы регионального мониторинга необходимо дополнять ее информацией, которая собирается в системе научного экологического и гидрологического мониторинга, осуществляемого, например, научными лабораториями Крымского федерального университета и научно-исследовательскими институтами.
“Если мы будем знать, сколько выпадает осадков, сможем понимать, что мы увидим в реках и водохранилищах, а значит – сможем корректировать в оперативном режиме пользование этой водой: сколько спускать и использовать, например, для орошения или, наоборот, беречь, экономить и накапливать. Стратегические вопросы организации региональной сети эко- и гидрологического мониторинга дадут нам возможность не только более эффективно решать практические задачи водообеспечения и водопользования в текущем режиме, но и обеспечат экологическую устойчивость функционирования природных экосистем бассейнов рек”, – добавила Бобра.
Государственный мониторинг поверхностных водных объектов на территории Крыма осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением “Крымское управление по гидрометеорологии и мониторингу природной среды” Росгидромета РФ. Гидрологическая сеть мониторинга включает 33 гидропоста, 22 пункта наблюдения за загрязнением поверхностных вод на 14 реках и 6 водохранилищах, за подземными водами наблюдения ведутся на 22 скважинах (в равнинном Крыму и Керченском полуострове) и 13 родниках в горах.
Как сообщалось, маловодие наблюдается в Крыму в 2019 и 2020 годах и может, по прогнозам, продлиться в 2021-м.
Жесткие графики подачи воды по часам ввели в августе текущего года в Симферополе и еще 39 населенных пунктах поблизости. Жители массово жалуются в соцсетях на плохой напор воды или вовсе ее отсутствие, а также цвет – от серого, рыжего до черного. С 23 сентября воду начали отключать по ночам в курортной Алуште на юге полуострова.
По данным Росводресурсов, потери воды в сетях в Симферополе превышают 50%, в некоторых местах доходят до 80%, ведомство считает недопустимым такую ситуацию в вододефицитном регионе.
Власти Крыма и федеральный центр ищут варианты решения проблемы вододефицита на полуострове.
Северо-Крымский канал, предназначенный для снабжения засушливых зон Крыма и сельскохозяйственных угодий днепровскими водами, Украина перекрыла для полуострова, не согласившись с его присоединением к РФ после референдума о статусе региона в 2014 году. Постоянная комиссия по международному сотрудничеству в области прав человека Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека просит ООН и Совет Европы не допустить гуманитарную катастрофу в Крыму, пожаловалась на Украину.
Киев заявляет, что вода из Днепра вернется по каналу в Крым только в случае “деоккупации полуострова”. Москва неоднократно подчеркивала, что тема Крыма закрыта навсегда, полуостров принадлежит России.