Таврическая академия – ядро Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского – готовится в 2018 году отметить своё 100-летие. Университет рождался в период, когда страна была погружена в хаос гражданской войны.
Предложение о создании высшего учебного заведения в Крыму было озвучено 15 августа 1916 года в Таврическом губернском земстве. Спустя четыре месяца член Государственного Совета Владимир Вернадский подписал законопроект о создании вуза в Крыму. В 1918 году уже Совет министров Крымского краевого правительства постановил создать Таврический университет.
«Учредить Таврический университет в Симферополе в составе факультетов: историко-филологического, физико-математического, юридического, медицинского и агрономического и открыть действие такового в 1918 году», – сказано в постановлении от 3 сентября 1918 года.
На базе вновь созданного университета зарождались многие нынешние структуры КФУ, поэтому нынешний директор Таврической академии Игорь Воронин считает, что праздновать нужно юбилей Таврического университета.
«Мы предлагаем праздновать столетие именно Таврического университета, нашей общей alma mater, с формулировкой: «Столетие первого вуза в Крыму – Таврического университета», – сказал Воронин в интервью Крыминформу. – Сегодня Таврическая академия позиционирует себя как исторический правопреемник первого вуза в Крыму, поэтому это будет в первую очередь наш праздник».
Учёное гнездо России
В становлении университета надо отметить весомую роль Киевского университета Святого Владимира, который направил в Ялту для учреждения своего филиала группу профессоров. Среди них были Митрофан Довнар-Запольский и Роман Гельвиг, который стал первым ректором Таврического университета.
«Таврический университет как храм науки с сегодняшнего дня должен зажечься ярким светом истины, он должен стать светильником знания, постоянно и ярко горящим. Он должен светить и быть источником света и тепла», – сказал Гельвиг на торжественном открытии Таврического университета 14 октября 1918 года в Дворянском собрании Симферополя.
Осень 1918 года ознаменовалась активным развитием вновь созданного вуза, в котором преподавали учёные с мировым именем – Владимир Обручев, Николай Андрусов, Владимир Палладин, Петр Сушкин. К середине октября после переведения всех служб из ялтинского филиала киевского вуза в Симферополь состоялось открытие Таврического университета как самостоятельного учебного учреждения. По словам Вернадского, ставшего после смерти Гельвига в 1920 году ректором вуза, Таврический университет являлся одной из самых сильных научных школ в России.
Власть Советов и исход ученых
С укреплением в 1921 году большевистской власти на полуострове началась реорганизация учебного учреждения, которое стало называться Крымским университетом имени Фрунзе. Выражая свой протест реорганизации, Вернадский сложил полномочия, а через две недели вместе с другими известными учеными был выслан из Крыма. Говорить о последовавших положительных изменениях не приходится, поскольку в 1923 году обучение в университете оценивалось уже в 50 тысяч рублей в год, а в 1924 году был ликвидирован физико-математический факультет.
Очередная реорганизация настигла университет в 1925 году. Имя не сделавшего ничего для вуза Михаила Фрунзе, конечно, осталось, но теперь он назывался Крымским государственным педагогическим институтом, коим пробыл до 1972 года. Учебное учреждение, тем не менее, продолжало развиваться. В 1934 годы был создан географический факультет, подаривший Крыму и России талантливых ученых. А начало Великой Отечественной войны предопределило масштабные перемены.
Время учиться и время воевать
В 1941 году с началом боевых действий в Крыму институт был эвакуирован в Дагестан. Вуз хранит память о студентах и преподавателях, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, и чтит тех, кто несмотря на возраст до последнего продолжал преподавать уже в Таврическом национальном университете и Таврической академии КФУ.
Профессор кафедры физической географии и океанологии, учёный-гидролог Август Олиферов в юном возрасте патрулировал берега Крыма в составе добровольческого формирования, а после – работал на заводе по производству боеприпасов. После войны он посвятил свою жизнь науке и до 2017 года вёл лекции у студентов, пока не вышел на пенсию. Схожий путь проделал и профессор кафедры общего землеведения ТНУ Василий Ена, ушедший из жизни в 2013 году.
В память о погибших преподавателях и студентах во внутреннем дворике главного корпуса Таврической академии установлен памятник. Его торжественное открытие состоялось в День Победы в 1985 году.
К новым вершинам
Конец 1990-х годов ознаменовался для университета возвращением прежнего названия, и в XXI век вуз вошел уже национальным университетом. А в 2001 году он стал самоуправляемым образовательным учреждением. Прежде таким статусом обладали лишь два вуза Украины – Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко и Национальная юридическая академия имени Ярослава Мудрого.
Все достижения университета, начиная с 1999 года, связаны с именем ректора Николая Багрова, который фактически остается первым и единственным ректором ТНУ до его преобразования в Таврическую академию и вхождения в созданный в 2014 году Крымский федеральный университет. Пребывание Багрова на посту главы вуза характеризуется серьёзными шагами по обустройству учебного заведения: на базе вуза образовываются разнообразные центры и лаборатории, появились химический и биологический факультеты и факультет крымско-татарской и восточной филологии, открылся ботанический сад и колледж ТНУ. Сам университет вошёл в Евразийскую ассоциацию университетов и сеть причерноморских университетов, а также наладил международную магистратуру с Россией и Норвегией.
«Николай Васильевич Багров – личность известная. Кто-то знает его как политика, который немало сделал для Крыма, поскольку он не одно десятилетие стоял на руководящих постах. Мы же Николая Васильевича знаем, прежде всего, как учёного-географа, академика. Много научных тем и направлений с его приходом в университет после окончания политической карьеры получило новое развитие. Но даже в те годы, когда он занимался и административной работой, он продолжал реализовывать себя как учёный», – рассказал Воронин.
Сам Багров в своей книге «Крым. Время осмысления пройденного» писал, что с момента ухода из Верховного Совета Крыма в 1994 году, ничто его так не поглощало как руководство университетом.
«В 90-е годы Симферопольский государственный университет, который для меня всегда был и остался понятием одного порядка с понятиями отчий дом, семья, родина, Крым, переживал не лучшие времена и резко сдавал свои позиции, – писал Багров. – Прежде всего, это падение престижа фундаментальных знаний».
Он рассматривал университет как средство для разрыва образовавшегося порочного круга в системе подготовки будущих педагогов. Багров считал, что школа была не в состоянии подготовить детей, из которых университет должен готовить кадры. Ведь оказывалось, что эти кадры не могли найти себе применение в школе.
«И моё положение требовало, чтобы точкой отсчёта в этом стал университет. Иначе не могло быть – ведь его коллектив доверил мне право испытать возможность стать его лидером. Здесь уже дело не в личных амбициях, а в надеждах, доверии людей, со многими из которых, по сути, прожита вся жизнь», – считал Багров.
Воссоединение Крыма с Россией сделало вновь образованную Таврическую академию ядром Крымского федерального университета, объединившего под своей эгидой большую часть вузов республики, а также колледжи и техникумы. Сейчас КФУ насчитывает 35 тысяч студентов, треть из которых – это студенты Таврической академии.
«Все эти годы с момента создания Крымского федерального университета у нас идет дискуссия, какова же должна быть структура нового университета. Я в этом вопросе отстаиваю интересы Таврической академии. Мои аргументы заключаются в том, что мы являемся тем академическим ядром, вокруг которого должны формироваться все другие новые, инновационные направления», – считает ее директор Игорь Воронин.
Крыминформ