29-02-2024
Лидеры научных инноваций: учёные КФУ изучают особенности функционирования социально значимых отраслей экономики России

Учёные Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского изучают особенности функционирования социально значимых отраслей экономики России – сфер здравоохранения и образования. Об исследовании на данную тему рассказал профессор кафедры бизнес-информатики и математического моделирования Физико-технического института Анатолий Сигал.

Проект реализуется при поддержке Российского научного фонда.

Почему Вы выбрали данную тему?

— Я выбрал эту тему по многим причинам. Во-первых, охватить необъятное невозможно, поэтому ставил себе задачу исследовать лишь две социально значимые области: здравоохранение и образование. Эти две отрасли действительно очень важны для каждого гражданина, для всего общества и для государства. Следующая причина, которая заставила меня обратиться к этой тематике, заключается в том, что я сам всю жизнь работаю в сфере образования, а многие члены моей семьи связаны со здравоохранением. Да и вообще, каждый из нас в своей жизни сталкивается с двумя этими сферами.

Каковы цели и задачи Вашего исследования?

— Конечно, их несколько. В итоге нашей научной работы мы хотим составить современную концепцию функционирования сфер образования и здравоохранения. Создание такой концепции позволит нам, науке и учёным, разработать такие принципы функционирования, которые позволят повысить благосостояние граждан Российской Федерации, достичь целей социально-экономического развития страны, а также решить сопутствующие вопросы.

В чём суть Вашего исследования?

— Первая категория, которую мы рассмотрели – это вопрос о том, какие социальные ценности обеспечивают гражданам выбранные отрасли экономики. Понятно, что здравоохранение обеспечивает здоровье, а образование – образованность. Обе эти социальные ценности относятся к благам, но ещё, согласно законодательству, они считаются услугами. На наш взгляд, считать их услугами нельзя, и мы пытаемся это научно обосновать. Кстати, процесс по исключению термина «образовательная услуга» в законодательстве уже потихоньку начался, а термин «медицинская услуга» сохраняется, и никто даже не предлагает его исключить из российского законодательства. Мы считаем, что это тоже нужно сделать, поскольку это соответствует интересам и общества, и государства, а также социальной справедливости.

Второй вопрос: в чем состоит истинная цель функционирования выбранных социально значимых отраслей? На первый взгляд, это понятно – обеспечение здоровья и образованности. Но это не совсем цели, это социальные ценности, которые обеспечивают выбранные нами отрасли. Истинные цели, на наш взгляд, – это обеспечение максимально возможного качества функционирования этих отраслей, но это сложная вещь, ведь качественные показатели трудно переводить в количественные.

Мы эти проблемы анализируем. И поскольку это – экономическая теория, нам не нужно проводить опросы, собирать статистику, хотя это мы тоже делаем для построения моделей. Но главное – мы проводим анализ социальных ценностей, истинных целей функционирования социально значимых отраслей, а затем разрабатываем предложения по оптимальной системе принципов их функционирования. И если придерживаться данной системы, то мы надеемся, что наши предложения и выводы позволят повысить качество обеспечиваемых социальных ценностей. Хотелось бы, чтобы к нашим рекомендациям прислушались.

Какими мы пользуемся статистическими данными? Например, мы собрали официальные сведения о развитии экономики государств и об уровне здравоохранения (качества предоставляемой медицинской помощи) этих же государств, построили соответствующие модели и убедились, что есть не только зависимость уровня здравоохранения от уровня экономики, но и наоборот – уровень здравоохранения во многом определяет уровень экономики страны. Мы также строили теоретико-игровые модели, характеризующие взаимоотношения врача и пациента, преподавателя и студента, и анализировали, к каким выводам они приводят.

Почему Вы выбрали именно это направление?

— Вообще я занимаюсь экономико-математическим моделированием, но по основному образованию я математик, а построение математической модели не даёт внедрения, оно позволяет анализировать, строить какие-то прогнозы. Иногда удаётся совместить и тематику гранта, и мои основные научные интересы в сфере экономико-математического моделирования. Опять же, это не даёт нам внедрения, это позволяет качественно провести анализ. Как оно сложится в дальнейшем, я не могу прогнозировать. Будущее, как известно, не определено.