26-05-2020
Дистанционное обучение по направлению подготовки «Ландшафтная архитектура»

 

 

Рассказывает заведующая кафедрой садово-паркового хозяйства и ландшафтного проектирования Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского Анна Репецкая:

Мне бы хотелось поделиться не своей личной практикой, а практикой преподавания в дистанционном формате по всему направлению подготовки Ландшафтная архитектура. Обучение складывается не только из лекций, лабораторных и практических занятий, но и из таких форм как сдача экзаменов, защита выпускных квалификационных работ. Для естественнонаучных и практико ориентированных специальностей важное значение имеют учебные и производственные практики.

Дистанционное образование имеет свои несомненные плюсы, но и очевидные минусы. Среди дисциплин, которые ведут преподаватели нашей кафедры, в некоторых активно используются информационные технологии, и они могут частично быть реализованы в дистанционном формате. Прежде всего, речь идет о проектных дисциплинах – Ландшафтное проектирование, Дизайн малых пространств, Компьютерные технологии проектирования садово-парковых объектов. Однако говорить о полном переводе в дистант даже этих курсов не имеет смысла, если мы преследуем цель подготовки качественных ландшафтных архитекторов. Без выхода на объект, без проведения предпроектных изысканий, без реального понимания окружения озелененной территории и ее пользователей разработать жизнеспособный проект невозможно. Получится лишь красивая, оторванная от жизни картинка.

Другой блок дисциплин, которые осваивает ландшафтный архитектор – Цветоводство, Декоративная дендрология, Садоводство и топиарное искусство, а особенно практики по ним, требуют не только теоретических знаний, но и практических навыков. Они должны быть получены студентами в ходе живого общения с преподавателем при выполнении работы с растениями. Сколько бы ребята ни смотрели видео с демонстрацией способов обрезки растений, пока они не возьмут в руки секатор и не выполнят эту обрезку, и не один-два раза, а несколько десятков раз, они ничему не научатся. Поскольку сейчас мы не можем обеспечить обучение таким практическим навыкам, придется это делать в ходе дальнейшего обучения на следующих курсах.

Надо сказать, что мы на кафедре отметили рост самостоятельности и креативности при выполнении заданий и даже провели конкурс студенческих работ под названием «Творческая самоизоляция 2020 – Ландшафтная архитектура». Мысль родилась очень просто. Преподаватели начали делиться и обсуждать оригинальные и творчески выполненные задания по своим дисциплинам. Затем это вылилось в конкурс на двух площадках – в закрытой кафедральной группе и в открытой группе Ландшафтная архитектура КФУ https://vk.com/cfu_la

Сейчас мы подходим к важному этапу – государственной итоговой аттестации, к которой студенты шли 4 или 2 года, в зависимости от образовательного уровня. Важнейшей частью ВКР по направлению Ландшафтная архитектура, как в бакалавриате, так и в магистратуре, является комплект чертежей и других графических материалов, иллюстрирующих проектные решения. Для нас чрезвычайно важно организовать процесс защиты дипломов так, чтобы студенты могли максимально успешно представить результат своей работы.

На нашей кафедры вообще много времени уделяется работе с дипломниками и предзащиты представляют собой своеобразный мозговой штурм, где мы коллективно обсуждаем идеи ребят. В этом году мы провели предзащиты ВКР в скайпе в течение 7 дней по 6 часов. Студенты должны были самостоятельно подготовить ролик с помощью программы bandicam, которая позволяет записывать видео с экрана. Ролик представляет собой доклад по защите ВКР с демонстрацией графических материалов с экрана.

Я полагаю, что мы должны взять из дистанционного формата, в котором оказались вынужденно, лучшие практики. То, что уже наработано и показало свою эффективность должно быть включено в образовательный процесс. Однако, не думаю, что хотела бы полного перевода образования в онлайн. Дело не в технологиях, а в здравом смысле. Профессия ландшафтного архитектора требует живого общения с педагогами, большинство из которых на нашей кафедре практикующие специалисты, а также значительной практической подготовки на садово-парковых объектах. Иначе мы можем получить лишь недоспециалиста, не умеющего ничего делать в реальном мире.

Репецкая А.И.