Удивительное рядом: на рекламных баннерах, магазинных вывесках и ценниках, в газетных объявлениях — в общем, везде, где используется печатное слово, и, увы, не так уж много людей удивляется, узнав из прилепленной к прилавку бумажки, что «продовец отошёл». или что кто-то предлагает «двух яростный кровать» и «жудко красивые кухни».
Для многих наших современников это как раз естественная языковая среда. Умения правильно говорить и писать для них в своё время не стали приоритетными, а уровень грамотности никак не влиял на успехи в выбранной профессии. О русском языке и умении им владеть накануне Международного дня грамотности (отмечается 8 сентября), «АиФ-Крым» поговорили с деканом факультета славянской филологии и журналистики Таврической академии Крымского федерального университета (КФУ) Галиной Богданович.
Пока никуда не скатываемся
— Как Вы считаете, нынешние молодые крымчане грамотнее поколения их родителей? Ведь с тех пор количество людей с высшим образованием увеличилось — со ста на тысячу населения до почти пятисот…
— Нет, тут молодёжь уступает. Родители, если даже говорить только о письменной речи, были куда грамотнее. И связано это с общей культурой и иным отношением к учёбе. У поколения «отцов» была чёткая установка: хорошо учиться нужно, чтобы стать умным, грамотным специалистом, способным решать важные дела. А сейчас выпускник школы со сплошными тройками в аттестате легко поступает в вуз, порой и на бюджетное отделение… Его не волнует, что специалистом он станет никаким, и, скорей всего, работу в другой сфере будет искать. Я своим студентам не устаю повторять: должна быть мотивация. Любая. Скажем, сделать карьеру в выбранной области, совершить открытие, найти работу, которая будет дарить радость.… Хотя и призыв этот не для всех годится. Но если человек будет ему следовать, он станет успешным.
— А случалось, что будущие филологи и журналисты Вас неприятно удивляли уровнем владения русским языком?
— Было и такое. Я помню времена, когда мы, набрав студентов, вынуждены были ввести адаптивный курс, чтобы подтянуть к нужному уровню ребят, которые просто не имели знаний и навыков для освоения учебной программы. Но в последние годы, к счастью, надобности в таком дополнительном обучении не возникало. Знаете, накануне каждого нового учебного года в Интернете вытаскивают на белый свет множество публикаций, посвящённых образованию — с «изюминкой», пусть и отрицательной. Кочует в сети, например, материал пятилетней давности о том, как первокурсники МГУ, будущие журналисты, написали проверочный диктант с большим количеством орфографических ошибок. Но почему же никто не пишет, что информация давно устарела? Ведь в вузе, конечно, сделали свои выводы и приняли меры. И сейчас ситуация другая — может, не безоблачная, но уж точно не та, которой стоит ужасаться. Всегда будут студенты, которые осознанно выбирали специальность — и те, кто занял место, чтобы где-то пересидеть несколько лет. Но последние обычно уходят, ведь очень тяжело заниматься тем, что ты не знаешь и не любишь.
— В разговорах о том, что страна скатывается в бездну безграмотности, есть какое-то зерно истины?
Не думаю, что идёт какой-то масштабный процесс. Правильнее, наверное, говорить о том, что есть локальные «очаги», где ухудшение ситуации с грамотностью населения отчётливо видно. Если в каких-то структурах уделяют внимание этому вопросу, то там никогда не восторжествует безграмотность. То есть, люди могут шутить, употреблять жаргонизмы, намеренно искажать слова, но они прекрасно знают, в каких речевых рамках держаться в том или ином случае. Их речь будет подобающей, например, на рабочем совещании, в кругу коллег, в разговоре с друзьями. И доступный разговорный вариант, принятый, скажем, в семье, они никогда не употребят, общаясь с начальством или подчинёнными. Но вот там, где люди не считают нужным «следить за языком», процесс захватывает даже тех, кто изначально мог считать себя грамотным человеком — кому хочется выглядеть «белой вороной»? Вот таких случаев, к сожалению, становится, больше.
Кто виноват и что делать?
— Как бы Вы описали грамотного человека?
— Начнём с того, что в лингвистике существуют нормативы владения языком. Например, считается, что минимальный активный словарный запас должен составлять не менее четырёх тысяч слов. Грамотный человек правильно употребляет эти слова, знает их значение и стремится пополнять свои «закрома» новыми. Его словарный запас постоянно расширяется. А сделать это можно, если человек, например, много читает, учится, в том числе и самостоятельно, общается с людьми, имеющими разные интересы — от них он тоже получает новые знания и новые слова. Грамотность — это элемент общей культуры. Мне кажется, что о необходимости писать и говорить грамотно речь вообще не идёт — это должно быть нормой.
— В школах учителя часто слышат от великовозрастных двоечников: а где эта грамотность в жизни пригодится?
— А мы уже говорили о мотивации. Каждый приходит к ней в разном возрасте, должно что-то произойти, чтобы подтолкнуть к действию. Вот простой пример. Представьте юношу, окончившего вуз и претендующего на хорошую вакансию. Вот прошёл он собеседование, а ему говорят: извините, вы нам не подходите — пишете с ошибками, говорите неграмотно… Чем не мотивация к тому, чтобы заняться собой? Хотя, конечно, лучше бы пробуждать такое стремление пораньше. — Правы ли родители, упрекающие школьных педагогов в неграмотности детей: мол, плохо учили? — Вот я бы не стала валить всё на школу. Школьная программа вполне достойная, но мы пришли к тому, что для её освоения стараний одного лишь учителя недостаточно. Педагог не может во время урока уделять каждому ученику столько времени, сколько требуется. Не будем забывать и о том, каким объёмом бумажной работы завалены сегодня учителя. Значит, необходимо сотрудничество с семьёй. Именно те дети, родители которых дома продолжают и поддерживают работу учителя, нормально осваивают программу. Но очень часто у мам и пап такая позиция: мы вам отдали ребёнка — вы и учите. А родители работают, устают, и вообще им не до того.
— Что бы Вы посоветовали таким родителям?
— Осознать, что без их вклада грамотный человек не вырастет. Не появится у малыша любовь к чтению, если у мамы любимая книга — сборник гороскопов, а папа не отрывается по вечерам от телевизора. По-хорошему, читать вслух стоит ещё не родившемуся малышу. Младенец, конечно, не поймёт смысла детских стихов, но такое чтение научит его слышать и чувствовать мелодику стиха — и ему потом легче будет воспринимать всё остальное. Те, кто этого не делают, лишают своих детей кругозора. В общем, тут рецепт единственно верный: если семья хочет, чтобы ребёнок достиг высокого уровня грамотности, родителям нужно меняться самим. Научиться находить удовольствие в чтении, обсуждать вместе прочитанное, интересоваться школьными успехами.
Наталья Дрёмова