Игорь Воронин: «Москва обещает большое финансирование»
В Крымский федеральный университет, согласно распоряжению Правительства РФ, вошло 21 структурное подразделение. Что уже изменилось или изменится в связи с этим в их деятельности, в целом, и у сотрудников, преподавателей, студентов, частности? Дабы развеять слухи, которые, то и дело, возникают в информационном пространстве полуострова, «Первая Крымская» решила узнавать, что называется, из первых уст. Естественно, первым ответить на вопросы нашего корреспондента мы попросили директора Таврической академии, бывшего ТНУ имени Вернадского, давшего название всему КФУ, Игоря Воронина.
– Таврическая академия будет продолжать славные традиции классического университета, каковым был Национальный Таврический университет имени Вернадского и который был представлен всем спектром специальностей гуманитарного сектора, естественного и экономического, – сразу подчеркнул Игорь Воронин.- И на сегодняшний день, структура академии, остается, в принципе, той же, какая была в ТНУ. Это – 14 факультетов, 70 кафедр, центр непрерывного и дополнительного профессионального образования ( который раньше занимался вторым высшим образованием). Кстати, центр будет также оказывать платные дополнительные услуги по любому виду образовательной деятельности. Опыт такой работы есть. Например, два года мы реализовывали программу образования лиц «третьего возраста» – учили азам работы на компьютере пенсионеров. У нас, обычно, когда говорят о знаниях, подразумевают молодежь, но люди старшего возраста тоже должны развиваться.
– Хотя бы для того, чтобы общаться со своими внуками наравне.
– Один наш преподаватель по этому поводу хорошо сказал: в 20-м веке я чувствовал себя хозяином, а в 21-м – гостем. Когда тебе за 60, ты часто не понимаешь и не разбираешься во многих процессах, которые происходят даже на бытовом уровне. Считаю, что не надо «ставить крест» на людях, которым за 60, тем более, если у них есть желание освоить новые технологии. Неслучайно многие пенсионеры говорят: на пенсии жизнь только начинается.
– То есть абсолютно никаких изменений в структуре академии по сравнению с ТНУ не произошло?
– Вошли несколько структур научного профиля. Например, Центр истории и археологии Крыма. Раньше это был Крымский филиал Института востоковедения НАН Украины. Теперь в составе Академии также научно-исследовательский центр функциональных материалов и нанотехнологий , научно-исследовательский центр экспериментальной физиологии и биотехнологии и научно-методический центр полилингвального образования факультета славянской филологии и журналистики. В структуре Таврической академии остался Ботанический сад, центр компьютерных технологий, база отдыха и практик студентов «Прометей» в Алуште.
– Оптимизация нынешней структуры вуза будет?
– Раз уж мы заявили о себе, как об университете более высокого статуса, то и структура каждого подразделения должна быть оптимальной. Это логично. Например, рано или поздно надо решать проблему, которая, что называется «на плаву». В трех академиях, вошедших в состав КФУ – Таврической, Архитектуры и строительства (НАПКС), Академии биоресурсов и природопользования (Агротехнологический университет) ведется подготовка студентов по направлению «экономика». Скоро начнется приемная кампания и, согласитесь, абитуриенту будет сложно понять, чем обучение экономике в Таврической академии отличается от такого же в Академии архитектуры и строительства. Поэтому, на сегодняшний день есть проблема, которую надо решать: создавать, условно говоря, институт экономики, который бы объединил все три факультета экономического профиля трех академий. Для этого необходима соответствующая материальная база. Пока нет такого помещения, в котором можно было бы этот институт разместить. Это только студентов, обучающихся по экономическим специальностям – 6(!) тысяч, плюс преподаватели. Создана рабочая группа, которая сейчас занимается этим вопросом. Ведь главное, чтобы в результате этой оптимизации не пострадали уже действующие кафедры, профессорско-преподавательский состав, поскольку непроизвольно произойдет объединение кафедр и т.д.. Поэтому процесс предстоит очень сложный, тем не менее, необходимый.
– Наверняка, по такому же пути шли уже работающие в РФ девять федеральных университетов?
– Мы, 10-й, – напомнил Игорь Воронин.- У наших коллег процессы оптимизации тоже шли нелегко, может быть, даже более проблематично, чем у нас. Во многих федеральных университетах процессы реструктуризации не закончились до сих пор. «Гуляя» по их сайтам, или заходя на форумы, понимаешь, что у них тоже все происходит непросто. Но, это я говорю с позиции преподавателя, администратора. Студенты никоим образом не должны пострадать от этих процессов. Мы обязаны сделать все, чтобы они себя комфортно чувствовали как в стенах Таврической академии, так и КФУ в целом.
– В связи с изменением статуса университета на академию, учебные программы тоже будут изменены?
– Принципиально нет. Во всяком случае, в методике преподавания все останется по-прежнему. Например, мы в ТНУ готовили географов. А какая разница, где они учились в Украине или сейчас будут в России. Наука о Земле, остается таковой в любой стране. По назначению, или, как сейчас модно говорить, по контенту, программы изменятся. Например, на юридическом факультете. Что понятно всем: мы живем в другой стране, где другая законодательная и нормативная база. Но, в РФ есть большой плюс, которым мы обязаны грамотно распорядиться: вузам предоставляется гораздо больше самостоятельности в организации учебного процесса, чем это было в Украине. Например, в РФ четко определяется форма лишь одного документа- диплома. И все.
– То есть он должен быть единого образца?
-Да. Но даже это требование не жесткое. Главное, чтобы диплом имел необходимые степени защиты. А все остальные документы, начиная от студенческого билета, зачетки и содержания диплома вуз определяет сам. В Украине же мы заказывали студенческие билеты, дипломы только в Министерстве образования, в Киеве. С одной стороны это было хорошо, так как была единая база, и можно было зайти на портал и проверить любой диплом.
– Поэтому, в РФ диплом можно купить даже в переходе. Об этом часто рассказывается и показывается в телесюжетах.
– В России единая база, система уже создается. Учитывая масштабы страны, конечно, возникают определенные трудности. Что касается студенческого билета, то он никаких льгот не дает, поскольку в РФ пять лет назад была введена так называемая монетизация льгот. То есть определенные начисления идут в стипендию. Также мы теперь имеем 100-процентную автономию в разработке учебных планов – вуз полностью и самостоятельно их определяет. Под каждое направление подготовки разрабатываются так называемые компетенции. То есть, что должен знать, уметь, чем владеть выпускник вуза на выходе.
– Это хорошо?
– Естественно. Но, это накладывает на нас дополнительные обязательства. Так как сейчас только мы несем ответственность за качество образования наших студентов. Раньше можно было сослаться, например, на «вказивки» из Министерства. Допустим, в разработке учебных планов сейчас, как я уже говорил, мы полностью самостоятельные. А в Украине, если сравнить, учебный план состоял из двух частей – нормативной и вариативной. Нормативная это то, что определял государственный стандарт, там четко был указан перечень дисциплин, как они должны называться, в каком количестве часов должны быть вычитаны, какая форма контроля должна быть – экзамен или зачет. Вариативная часть учебного плана определялась либо вузом, либо студентом.
-Не могу не задать вопрос, который волнует студентов нынешних и, естественно будущих. Улучшатся ли в Таврической академии в составе КФУ бытовые условия учащихся? В первую очередь, это касается общежитий, столовых, аудиторий, спортивных комплексов.
– В отношении материальной базы КФУ, развития лабораторных площадок и т.д., Москва обещает очень большое финансирование – по миллиарду рублей в год на учебный процесс, и 8 миллиардов – на укрепление материальной базы. С 2018 года начнется строительство двух общежитий для студентов Таврической академии и административно-лабораторного корпуса для наших практических факультетов – физики, химии. Сейчас идут поиски места и разработка проектов этих объектов. Принят проект Программы развития КФУ в целом, где прописаны статьи по каждой академии, вошедшей в его состав. Статус федерального вуза, при котором идет 100-процентное финансирование из бюджета, дает основания полагать, что эта Программа будет реализована полностью.
– Коль заговорили о статусе и о том, что он дает. Теперь у студентов будет возможность, например, за счет вуза ездить на производственные практики, в экспедиции?
– Финансирование, которое нам обещают, открывает такие возможности. Входит ли туда оплата практики студентов, признаюсь, еще не уточняли. Полагаю, что да. Ведь российское законодательство в сфере образования, например, дает возможность сетевого взаимодействия между вузами, в том числе и обмена студентами. Очевидно, у нас теперь это будет очень востребовано. В Украине же, в последние годы даже командировки преподавателям не оплачивались, говорили, что нет денег. Сейчас им приходят приглашения в различные вузы страны, и абсолютно все командировки ректор подписывает. Уже положительный момент налицо. К слову, по более конкретным вопросам и темам абитуриентам, их родителям ответят непосредственно деканы факультетов Таврической академии на Дне открытых дверей КФУ, который пройдет уже в ближайшую субботу (28 февраля).
Беседовала Елена Бушуева.
« Первая Крымская» 27 февраля- 5 марта 2015 год.