30-01-2019
И не то чтобы да, и не то чтобы нет…

 

С кем поговорить о житье-бытье нынешних студентов, для меня было очевидно. Конечно же, с заведующим «родной» кафедрой русской и зарубежной литературы КФУ. Сегодня её возглавляет доктор филологических наук, доцент Сергей КУРЬЯНОВ, абсолютно справедливо влепивший когда-то «тройку» за мои скромные познания в русской литературе XVIII века. Но на этот раз спрашивал я, и начали мы не с далёкого, а совсем недавнего прошлого. 

— Сергей Олегович, каковы нынешние студенты, чем отличаются от собратьев недавнего прошлого?

— Мы были посвободнее. От большинства требовалось только одно — учиться. Нам говорили: «Сейчас твоё дело — штудировать учебники, а потом будет всё остальное». Современные студенты в более сложных условиях. Они раньше, чем мы когда-то, набираются жизненного опыта, но зачастую теряют в знаниях. Приходит такой студент и говорит: «Я не был на экзамене, потому что работаю». Преподаватель невольно начинает психологически идти на уступки. Он знает, человек действительно работает. Из этой ситуации есть только один выход — назначить студенту такую стипендию, которая давала бы возможность худо-бедно существовать и учиться. А пока этому мешает материальное обеспечение системы образования. Вполне возможно, чтобы развязать этот узел, нужно чётко представлять рынок труда и понимать, сколько специалистов конкретно необходимо готовить для данного региона.

Говорят, уровень подготовки первокурсников год от года падает.

— Да, первое впечатление, что падает. Встречаются, как и раньше, хорошо подготовленные дети. Но, как ни прискорбно, основная часть любого курса — «балласт», только 5—10 человек — прекрасно знающие, чего хотят и к чему стремятся.

Но почему большинство студентов отстаёт в учёбе?

— Мне кажется, это связано не с плохой подготовкой, а с профессиональной ориентацией школьников. Они знают: если не поступят в один вуз, попадут в другой. И подают документы сразу в несколько. В результате получается, что только в процессе учёбы определяются, кем хотят быть. У меня есть талантливые, способные студенты, а потом я узнаю из «Инстаграма», что они работают, например, официантами. То есть явно стремятся просто к зарабатыванию денег, мол, всё остальное приложится. Значит, такое отношение к учёбе связано не с общим уровнем подготовки, а с ориентацией студента на определённые ценности, прежде всего материальные, а не на знания.

— Поговорим о тех, кто искренне хочет учиться. Что нужно, чтобы успеваемость и эрудиция реально возросли?

— Нужна идеология, государственная идеология, связанная с определённым набором духовных ценностей, которая бы изменила отношение общества   к учёбе. Негативно на учебный процесс влияет формализация образования, когда педагог вынужден уделять много внимания бумажкам, отчётности, а теряется главное — человек.

Как избежать формализации образования?

— Взять лучшее из прошлого. Когда у нас была иная система сдачи вступительных экзаменов, мы могли выслушать студента. А для гуманитария важно показать, что он не только знает, но и умеет пользоваться полученными знаниями: владеет речью, можно проследить за движением его мысли. Сейчас же старшеклассники привыкли сдавать тесты: они к ним готовятся на протяжении последних трёх школьных лет. Затем приходят в вуз и тоже пытаются получить однозначные ответы на вопросы. Когда их начинаешь подводить к тому, что можно подумать и самому найти ответ, — теряются и не знают, чего от них хотят.

Пока не будет понимания со стороны «верхов», пока не станут верить учителю на слово, без отчётов и вороха прочих бумаг, будет непросто научить студента мыслить, находить нестандартное понимание ситуации. Например, мой старший сын заявил: если бы у него родители не были филологами, из него бы не получился успешный программист. Потому что у него не столько математический подход к работе, сколько фонтанируют идеи. И за это его ценят друзья и коллеги, с которыми работает.

Отдельного человека, с которым обсуждаю, например, курсовую работу, я могу попытаться сделать самостоятельно мыслящим. Но целый курс, когда передо мной сидят 60—70 человек, изменить не в состоянии.

К счастью, сегодня дистанция между преподавателями и их «подопечными» постепенно сокращается. Нынешний студент становится раскрепощённее, и это хорошо. Но если бы его свобода была направлена не просто на то, чтобы не замечать иерархии, а на то, чтобы уверенно владеть материалом и легко им пользоваться, было бы значительно лучше.

                                                                                                             Интервью вёл Алексей Васильев

Источник – газета “Крымские известия” http://new.crimiz.ru/rubriki/154-obrazovanie-i-nauka1/9472-i-ne-to-chtoby-da-i-ne-to-chtoby-net?fbclid=IwAR0WQJqU05-v3fs-1GWmdz3bbpv0rMJ1SfkZc4yjGcyrXlY_1V4Io1OX74A