Геополитика и духовность всегда были неразрывно связаны, особенно в современном мире, и изменение музейного статуса храма Святой Софии в Турции (превращение его в мечеть) это подтверждает, считает доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Таврической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Андрей ИШИН, которого мы попросили прокомментировать эти резонансные события.
— Решение президента Эрдогана отражает острейшую борьбу двух тенденций в геополитике современной Турции, — сказал Андрей Вячеславович. — Если он начинал своё президентство с лозунга «ноль проблем с соседями», то сейчас всё больше и больше берут верх идеи возрождения неоосманизма, и очень часто приобретают агрессивные формы. Мы видим это на примере сирийских и ливийских событий. По сути, решение Эрдогана о превращении Святой Софии в мечеть носит конфронтационный характер и находится в русле возрождения доктрины неоосманизма. Но эта стратегия грозит главе Турецкого государства серьёзными внутриполитическими проблемами, потому что Турция — неоднородна, там живут потомки многих народов, в том числе христианских, завоёванных в своё время Османской империей. В этом отношении решение Эрдогана поспешно и непродуманно, оно объективно работает на усиление внутренней оппозиции и чревато для него политическими неприятностями.
Ещё один тезис: превратив Святую Софию в мечеть, Эрдоган, по сути, расписался очередной раз в том, что Турция в силу объективных и субъективных причин не способна выступать гарантом стабильности и поступательного развития большого Средиземноморья. Уже сейчас мы видим, как много отрицательных мнений высказано по поводу его решения со стороны государств православного мира, церковных и общественных деятелей, политиков. И как тут не вспомнить, что полтора года назад Турция тоже была задействована (хотя и косвенно) в ситуации, которая привела к церковному расколу на Украине. Константинопольский патриарх подписал «томос» в Стамбуле. Не случайно Варфоломея всё чаще называют именно «стамбульским» патриархом, и турецкий фактор так или иначе присутствует в этой скандальной истории.
Только одно государство сегодня способно выступать реальным гарантом мира, стабильного и поступательного развития большого Средиземноморья — это, конечно, Россия. Это показал телефонный разговор президентов Путина и Эрдогана. Глава нашего государства практически добился того, что его турецкий коллега был вынужден пообещать свободный доступ к Софии для всех желающих и гарантировать сохранность христианских святынь. Владимир Владимирович ушёл от резких непродуманных заявлений и предпочёл путь мягкого диалога, в котором тем не менее присутствует весомый элемент политической твёрдости, не позволяющей полностью отсечь православный мир от Святой Софии. Благодаря нашему президенту святыня сохраняет своё значение для православного мира. Это очень важный финал для южных и восточных славян, всех христиан. Россия сегодня является гарантом уважения международного права, культур и традиций разных народов, в том числе мусульман и верующих других конфессий.