15-12-2017
Андрей Фалалеев: КФУ нашел смыслы развития Крыма

 

Исполняющий обязанности ректора Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского Андрей Фалалеев в преддверии окончания календарного года подвел первые итоги своей работы. О найденных смыслах развития КФУ и всего Крыма, роли студентов в формировании будущего региона, о кадровых перестановках и грядущем большом ремонте руководитель главного крымского вуза рассказал Крыминформу.

Андрей Павлович, окончание календарного года – это хороший повод подводить итоги. Учитывая и то, что в январе 2018 исполнится ровно полгода, как Вы стали руководителем КФУ. Расскажите, какие задачи Вам уже удалось решить?

Первое и самое главное – найден смысл существования и смысл трансформации университета. Мы считаем, что это – и смысл трансформации Крыма, потому что не отделяем одно от другого. В университете были проведены стратегические сессии для того, чтобы понять, куда мы движемся и зачем. Это два важных вопроса. Теперь по ним есть понимание. Это инновационная трансформация региона. Здесь была очень плотная работа с правительством Крыма и, на мой взгляд, найдены основные идеи, как мы их называем – смыслы трансформации. Стоит отметить, что программ инновационного развития в России сейчас принято три: «ИноТомск», «ИноКам» в Татарстане и «Новосибирская инновационная программа». Все эти регионы очень сильны с точки зрения развития науки, технологической и инженерной мысли, поэтому у них и инновации определенного рода. Нашей задачей было определить смысл трансформации нашего региона. И были найдены, на мой взгляд, уникальные для нас смыслы.

В первую очередь это человекоцентрирование, то есть новый смысл для Крыма – это человек. Казалось бы, с одной стороны, простая вещь. Но, на самом деле, если мы строим модель России 2030 года, то это переход к экономике знаний, когда человек становится, действительно, важнее, чем машины и деньги. Речь о том, что, когда повышение эффективности труда будет достигнуто настолько высокое, что один человек сможет обеспечивать более тысячи других неработающих (за счет роботизации производства, к примеру), что будут делать все остальные? К 2030-2035 году мы придем к такой модели социума, что эта задача встанет перед нами. Сейчас эффективность труда человека в России крайне низкая и недостаточная для того, чтобы конкурировать с передовыми мировыми странами. Мы говорим о том, что пока технологический уклад у нас находится на уровне третьем, а весь мир уже говорит о шестом. Несмотря на это, эффективность все равно поднимется. Этот тот тренд, от которого мы все равно не откажемся, потому что его невозможно игнорировать.

Что же станет важным в тот момент и как нужно будет строить экономику? Мы и говорим – вот наши смыслы, где человек в центре.

Как же тогда следует воспринимать и определять человека?

Новые смыслы – это «человек – здоровье». Мы устанавливаем это для того, чтобы наша жизнь была длинной и здоровой. Тут, с одной стороны, нужно думать, каким образом перестроить модель здравоохранения. В Крыму это важно, потому что есть сильная Медицинская академия в КФУ, есть целая система здравниц… Поэтому здравоохранение – один из смыслов.

Второй – это «человек – государство». Нам крайне важно, чтобы к нам относились с уважением, и мы в себе испытывали гордость. Тогда и проекты у нас будут совершенно другие. Мы ожидаем, что государство к нам будет относиться соответствующе с достоинством. Почему бы не реализовать это как раз в Крыму и сделать ту самую, уникальную систему взаимоотношений «человек – государство» Ведь сегодня власть Крыма действительно готова все отдать ради решения проблем крымчан.

Следующий важный смысл – это «человек – среда». К среде в данном случае мы относим все. Это и экология, в том числе море, которое давало рыбу и перестало ее давать рыбу, это и аграрная среда, то есть экологически чистые продукты, это и удобства проживания, логистика, транспортные магистрали, архитектура. Это и энергетика в том числе.

Следующий смысл – это «человек и ноосфера». Потому что Крымский федеральный университет – это Владимир Иванович Вернадский и это учение о ноосфере. Это то, каким образом человечество накапливает знания, и активным образом трансформирует их в следующие знания, не утрачивая, а набирая новые.

Вот четыре смысла, которые могут определить будущее Крыма как лучшего места на Земле. Это те смыслы, которые мы нашли. И, по-моему, это на сегодня самая важная вещь, потому что ради этих смыслов можно работать, строить будущее, жертвовать своими ресурсами, и тогда мы построим сказку. Пускай сейчас она частично выглядит как утопия, но она реализуема и возможна. Ведь в Крым сейчас вкладывают большие средства, и если их направить на построение пространства в такой модели, то это будет место, в которое нам придется не открывать, а закрывать дороги, потому что все будут стремиться в этот рай.

Вы говорите о том, что главное в Крыму – это человек, а главный человек в университете – это, вероятно, студент. Вы дали толчок новому формату общения студенчества с руководством вуза. Активно проводятся конкурсы, направленные на то, чтобы студенты сами меняли свое настоящее и будущее. К примеру, конкурс на лучший дизайн пространств общежитий, конкурс на лучшую идею празднования 100-летия университета. Как, по-вашему, уже изменилась взаимосвязь студентов с руководством университета и к чему она в итоге должна прийти?

В университете студент – это действительно крайне важный человек. Не могу назвать их главными, потому что преподаватели обидятся. Преподаватели – это те, кто уже генерирует будущее. Студенты же – те, кто в дальнейшем будет генерировать будущее. Это крайне важно. Поэтому мы и проводили конкурс «Измени пространство, в котором живешь». Мы хотели посмотреть, могут ли студенты смириться с тем, в каких условиях они живут. Это важно для нас. Если мы воспитаем такое поколение, которое не может смириться с грязью, со свалками, с некрасивым пространством вокруг, значит они построят красивую окружающую среду. Они просто не смогут мириться с чем-то плохим и будут это перестраивать. Вот этот новый формат общения – это в том числе элемент воспитания. Да, порой студенты, может быть, излишне настойчивы. И пусть они требуют. Студенты должны сами во всем участвовать. Мне не нравится, когда они просто следуют условиям и нашим требованиям. К примеру, студенты знают, что 1 сентября они приходят в университет, им дают расписание и они ему бездумно следуют. Нет. Нас такое не устраивает. Студенты сами должны заранее задуматься, куда им идти. Они должны принять это решение. Если их посылают не по тому адресу, куда они хотят, значит они должны требовать чего-то другого. Никто, кроме них, взять ответственность за их будущее не может. Мы можем максимально им помогать, но строить будущее должны они сами. Это тоже часть той самой человекоориентированной модели, на которую мы нацелены.

Более того, я считаю, что существующий объем населения Крыма – 2 млн человек – недостаточен для этой площади, для того, чтобы ее перевернуть и трансформировать. Как только местная среда станет активной, сюда приедут активные люди, и это будет большое количество пассионариев, которые будут менять пространство.

И от наших студентов мы этого тоже ждем. Поэтому и для этого на площадку университета будут привлекаться люди, которые уже изменили пространство вокруг себя. Они будут учить и рассказывать о том, как это сделать. Это писатели, успешные бизнесмены и так далее.

Одной из основных целей участия в конкурсе для студентов все же было стремление добиться ремонта в комнатах общежитий по тем проектам, которые заняли призовые места.

Что касается ремонта, то 2018 год для университета становится годом глобальной стройки. Мы превращаем наш большой ремонт во всероссийскую студенческую стройку. Мы приглашаем студенческие стройотряды на ремонт наших общежитий. Уже есть согласие о том, что мы получим на это средства как от министерства образования России, так и от правительства Крыма. Вы знаете уровень внимания, которое Сергей Валерьевич Аксёнов (глава Крыма) уделяет КФУ. Поэтому 2018-й мы объявляем годом строек. Для руководства, конечно, это непросто, потому что надо организовать весь процесс. И для того, чтобы весь объем работы сразу сделать, нам необходимо много людей.

В следующем году КФУ ограничится только ремонтом существующих общежитий?

Будет все. И строительство новых корпусов тоже. Мы говорим о том, что 2018 год в КФУ – это год ремонта общежитий и проектирования строительства новых корпусов. Запланированы по федеральной целевой программе два общежития: на ул. Ялтинской на 250 мест и 450 мест. Пока мы будем ремонтировать старое, будет строиться новое. Это параллельные процессы.

В своем первом интервью после назначения вы заявляли о твердом намерении бороться с бюрократией в КФУ. Каковы итоги этой борьбы на сегодня? И завершилось ли формирование административного корпуса вуза?

Полностью сформировать административный корпус за четыре месяца невозможно. О том, что кадровые изменения происходят, вы знаете. Уменьшается количество руководящих позиций. Перестроен правовой департамент, который как раз и определял процедуру прохождения документов. Появились регламенты, когда определенный документ можно подписать за два дня или за день. Это пока вызывает даже некое удивление. Как можно за день все согласовать? Вот так – можно. Все перестраивается.

Одним из приоритетов после своего назначения Вы также определяли международную деятельность КФУ. Каковы успехи на этом фронте? Ранее заявлялось о намерениях об открытии двух филиалов вуза – в Индии и Марокко.

Что касается филиалов, проект сейчас не реализуется именно как филиалов. Прорабатывается вопрос организации центров тестирования или пунктов тестирования для того, чтобы сделать привлекательной именно крымскую площадку университета для иностранных студентов. Уже в этом году выезжали наши преподаватели в Индию для проведения вступительных экзаменов. Насчет открытия филиалов там – пока вопрос в проработке не стоит.

В то же время мы активно прорабатываем направление зарубежных стажировок. Вопрос в количестве студентов и в том, в какие страны они поедут. Количество определяется финансами, которые можно выделить для академической мобильности, а страна определяется договоренностями с теми государствами, которые готовы принять наших студентов. Здесь у нас есть несколько хитростей, которые, я надеюсь, мы сможем реализовать. Мы работаем над тем, чтобы увеличить список стран. К лету 2018 года мы какое-то решение уже будем иметь.

Крыминформ