31-10-2017
Игорь Воронин: «Академическое образование – ядро университета»

 

В канун 80-летия со дня рождения известного политика, ректора Таврического национального университета им. В.И. Вернадского, первого президента Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского – академика Николая Багрова Таврическая академия провела Всероссийскую научно-практическую конференцию «Первые Багровские чтения: география в информационном мире». http://www.c-inform.info/news/id/58318

Данное мероприятие собрало практически всех крымских географов, а также их коллег – ученых из других регионов России и стран СНГ. О значимости конференции для мира науки, влиянии работ Багрова на современную географию КРЫМИНФОРМУ рассказал директор Таврической академии КФУ, доктор географических наук, профессор Игорь Воронин.

Игорь Николаевич, какова была цель проведения «Первых Багровских чтений»? Какова значимость этой конференции для мира науки?

26 октября исполнилось бы 80 лет нашему бессменному ректору Таврического национального университета Николаю Васильевичу Багрову. Мы решили почтить светлую память Николая Васильевича не просто воспоминаниями, а организовать научное мероприятие, и осветить в его рамках деятельность Багрова-ученого. Назвали мы это мероприятие – Всероссийской научно-практической конференцией «Первые Багровские чтения». Будем надеяться, что это мероприятие станет ежегодным. Мы решили, что каждая такая конференция будет посвящена тому или иному направлению в географии, которым занимался Николай Васильевич и что актуально на сегодняшний день. Конференция этого года была посвящена новому направлению в географии – информационной географии, а научные чтения назывались «География в информационном мире». Николай Васильевич один из первых в отечественной географии закладывал основы этого направления. За последнее время оно уже получило дальнейшее развитие в трудах многих ученых, и целью конференции было обсуждение современной ситуации в изучении этого нового направления в науке, этих новых для географии пространств – информационных, виртуальных.

Чем интересна личность Николая Васильевича и его научные разработки для наших ученых и студентов сегодня? Что такое «информационная география» по-крымски?

Николай Васильевич – личность известная. Кто-то знает его как политика, который немало сделал для Крыма, поскольку он не одно десятилетие стоял на руководящих постах. Мы же Николая Васильевича знаем, прежде всего, как ученого-географа, академика. Много научных тем и направлений с его приходом в университет после окончания политической карьеры получили новое развитие. Но даже в те годы, когда он занимался и административной работой, он продолжал реализовывать себя, как ученый. В качестве примера – несколько сфер его научной деятельности, его научных интересов.

Он начинал свою работу, как геолог в Институте минеральных ресурсов (был у нас раньше такой НИИ). Затем он обратился к экономической географии, и его кандидатская диссертация была посвящена организации транспортных перевозок со спецификой курортного региона. Тогда, в 60-е годы прошлого века, об этом практически не думали: как грамотно организовать транспортные перевозки, чтобы это было эффективно и экономически целесообразно, потому что в советские времена, к примеру, очень часто огромный грузовик перевозили всего лишь пару бидонов молока. Это одно из его новаторских направлений, которое сейчас получило развитие в целой науке – логистике.

Еще одна сфера деятельности Багрова-ученого – информационная география. На рубеже тысячелетий географическая наука переживала глубокий кризис, заключавшийся в том, что к концу ХХ века география как наука, описывающая земные пространства (напомню «география» – от др.-греч. «гео» – земля, «графо» – описывать), в принципе уже все на земной поверхности описала, и надо было искать новые пространства для изучения. Такое пространство было найдено. Это информационное пространство. Пусть оно и нереальное – виртуальное пространство, но тем не менее с помощью информационно-телекоммуникационных технологий, в частности – Интернета, это пространство появилось и начало активно развиваться. Иначе говоря, это пространство «по ту сторону экрана монитора» или «внутри проводов», но это тоже пространство и его также необходимо изучать и описывать. Виртуальное пространство в свою очередь через наше сознание проецируется на наше реальное пространство видоизменяя его. Этим и занимается новая наука, новое направление в «старой» географии – информационная география. Так вот Николай Васильевич – один из первых в Украине начал развивать это направление в географии.

Докторская же диссертация Багрова, когда он уже был ректором ТНУ, так или иначе касалась его политической деятельности. Благодаря его научным изысканиям в этом направлении исследований был сформулирован и обоснован на примере Крымского региона такой термин, как «региональная геополитика», который был для многих парадоксальным. Ведь «геополитика» – это процессы, охватывающие мировые масштабы, а «регион» – это всего лишь небольшой участок земной поверхности. На первый взгляд, такого не может быть – ведь как небольшой регион может влиять на огромные, масштабные мировые процессы. Научные выводы, сделанные в докторской диссертации Николаем Васильевичем стали пророческими и события Крымской весны подтвердили это. Казалось бы, небольшой клочок земли, что из себя в масштабах нашей планеты представляет Крым, события происходящие там, смогли сдвинуть огромные геополитические процессы в масштабах всего мира. И дальнейшие политические события, тому подтверждение!

Николай Васильевич сыграл огромную роль не только для крымской науки и образования, а и для Вас лично. Вы стали его преемником, возглавив Таврическую академию уже в составе Крымского федерального университета.

Я благодарен судьбе за то, что она свела меня с этим человеком. Долгие годы мы с ним вместе работали. Однако, не надо думать, что если я был его учеником, то «катался как сыр в масле». У Николая Васильевича был крайне непростой и нелегкий характер, но и было бы странно, если бы у такой личности был бы простой характер. Были периоды, когда мы ссорились, но потом мирились. Нужно отдать должное Николаю Васильевичу, он всегда видел цель, видел то, к чем мы шли. Это, конечно же – мой Учитель. Учитель с большой буквы. Он был научным руководителем моей кандидатской диссертации, которая была посвящена рынкам труда и их территориальной организации. После этого, беря пример со своего научного руководителя, я кардинально изменил тему научных исследований, и моя докторская диссертация была уже посвящена информационным пространствам. Возвращаясь к непростым отношениям с Николаем Васильевичем (да не услышат нас студенты!) доходило до того, что он меня выгонял из аспирантуры, отчислял. И это было дважды! Но тем не менее, я возвращался, и мы начинали работу снова. Тут надо сказать, что я пришел в науку достаточно поздно – уже взрослым и бородатым. Т.е. это случилось не сразу после окончания вуза, долгое время я работал в школе обычным учителем, но Николай Васильевич нашел меня, и началось наше творческое сотрудничество. Не скрою, мне очень приятно, когда меня называют учеником Николая Васильевича. То, что я взял у этого человека можно пересчитать на пальцах, но это то, что сформировало мою жизненную позицию. Первое – умение отстаивать свою точку зрения. Мои подчиненные и наши новые руководители, думаю, это уже поняли. Да, у меня есть определенная точка зрения в моей нынешней должности – это интересы Таврической академии – классического академического ядра нашего нового университета, и я их четко и последовательно их отстаиваю. И второе, чему я научился у Николая Васильевича – жить по максимуму. То, за что брался Багров, всегда было выполнено даже не на 100, а на 200 процентов. Требовательность, прежде всего к себе, и максимализм в достижении поставленных целей.

Не смотря на то, что Крымский федеральный университет объединил в себе десятки образовательных и научных организаций, его основой является все-таки Таврическая академия. Ее смело можно назвать основой всего университета. Как сегодня Таврическая академия продолжает начинания Николая Васильевича? С какими задачами на будущее подходит она к столетнему юбилею?

На мой взгляд, в структуре Крымского федерального университета Таврическая академия – это то основное, базовое ядро, вокруг которого и должен формироваться наш новый университет (да простят меня мои коллеги – руководители других академий и институтов КФУ!). Мы – самая крупная структура даже по количественным показателям. У нас в университете около 35 тысяч студентов, из них треть – это студенты Таврической академии. То же и по численности сотрудников: общая по университету – около 7 тысяч человек, из которых также третья часть являются сотрудниками академии. По материально-технической базе, мы если не половина, то уж точно третья часть университета.

Все эти годы, с момента создания Крымского федерального университета, у нас идет дискуссия, какова же должна быть структура нового университета. Я в этом вопросе отстаиваю интересы Таврической академии. Мои аргументы заключаются в том, что мы являемся тем академическим ядром, вокруг которого должны формироваться все другие новые, инновационные направления. Мы даем нашим студентам базовое академическое образование. Наши направления подготовки – это география, химия, биология, история, математика, филология и т.п. Эти направления подготовки явно не имеют прямого прикладного назначения – в лучшем случае студент после выпуска пойдет работать учителем в школу (это я о прикладном значении). Но это то базовое высшее образование, как мы считаем, которое должен получить любой человек, а получив его он дальше сможет определить свою судьбу и профессиональное применение. Исходя из этого, он может получить любую другую профессию, прикладную специальность. Поэтому в структуре федерального университета необходимо сохранить Таврическую академию, как ядро этого академического образования, вокруг которого и должен формироваться университет. Мы с коллегами изучили и мировой опыт – в любом крупном зарубежном университете, включая самые известные вузы мира, внутри всегда находится академическая структура, которая сохраняется веками и вокруг которой растет и развивается все остальное – инновационное и передовое.

Чем Таврическая академия привлекает студентов получать базовое академическое высшее образование, ведь современные абитуриенты падки на все то, что называется инновационным?

Действительно, и в структуре Таврической академии есть факультеты с модными, конъюнктурными направлениями – сегодня это юриспруденция, журналистика, реклама и PR, туризм и пр. Есть же академические направления подготовки, подготовкой которых мы занимаемся уже ни одно десятилетие. Что приятно – спрос на эти направления подготовки всегда стабилен. Какие бы тяжелые годы мы не переживали, в какой бы стране не находились, на них всегда стандартный спрос – 1,5-2 человека на место. Это всегда радует. Как говорит наш декан факультета психологии, профессор Черный Е.В., постоянство – это признак стабильности.

Говоря о приближающемся столетии, как Вы думаете, какая же структура, какой вуз будет отмечать юбилей?

Действительно, многие «горячие головы» говорят: 100 лет КФУ! На это я всегда иронично удивляюсь: «Надо же, как же быстро время пролетело!». Мы пытаемся в дискуссиях с коллегами найти истину. В 1918 году был создан Таврический университет в чреве которого зарождались многие нынешние структуры КФУ. (Не следует забывать также, что в структуру нынешнего КФУ входят еще колледжи и техникумы, которые гораздо старше самого университета! Не могут же «дети» быть старше «родителей»!). Поэтому мы предлагаем праздновать столетие именно Таврического университета, нашей общей alma mater, с формулировкой: «Столетие первого вуза в Крыму – Таврического университета».

Это ведь можно назвать и столетием высшего академического образования Крыма?

Отличное предложение – 100 лет высшему академическому образованию в Крыму! Сегодня Таврическая академия позиционирует себя как исторический правопреемник первого вуза в Крыму, поэтому это будет, в первую очередь, наш праздник.

Крыминформ