19-02-2019
Сергей Юрченко: Ни одна национальность не обладает монополией на истину

 

Совет крымских татар обратился к главе Республики Крым Сергею Аксенову с просьбой изъять из всех школьных и публичных библиотек учебное пособие «История Крыма для 10-х классов». Как утверждают авторы документа, крымские татары в учебном пособии представлены как коллаборанты, активно сотрудничающие с германскими оккупационными войсками.  

Проректор по международной деятельности и информационной политике КФУ им. В. И. Вернадского, зав. кафедрой политических наук и международных отношений ТА КФУ, автор раздела, посвященного коллаборационизму в учебнике по истории Крыма для 10-х классов Сергей Юрченко поделился своей точкой зрения на сложившуюся ситуацию.

Опирались ли Вы на какие-либо нормативы при подготовке данного учебного пособия?

По инициативе Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым было издано очень важное учебное пособие, которое, несомненно, будет полезно учителям и обучающимся при изучении истории Крыма. Нужно отметить, что написание любого учебного пособия опирается на нормативные рамки, связанные с историко-культурным стандартом, позициями, которые определило для авторов издательство «Просвещение», издавшее этот учебник. В этих документах значится, что в соответствующих курсах должны быть тексты, положения, которые освещают непрерывный исторический процесс, в том числе и проблему коллаборационизма, которая является достаточно острой и вызывает различные противоречия у исследователей и разные отношения некоторых лиц к этой проблеме. Выполняя нормативные требования, мы включили в учебное пособие этот материал. Он входит в общую главу, посвященную борьбе крымчан за победу в Великой отечественной войне и событиям, которые происходили в Крыму в этот период.

Как Вы относитесь к реакции представителей крымскотатарской общественности на раздел «Национальная политика оккупантов. Коллаборационизм»?

Меня проинформировали о том, что с 13 февраля в интернет-пространстве стали появляться материалы, связанные с различными оценками раздела «Национальная политика оккупантов. Коллаборационизм».

Мне непонятна озабоченность и реакция людей, которые, не читая работы, стали поддерживать позицию Совета крымских татар. Позиция же авторов учебного пособия, в том числе и моя, заключается в том, что издание выполнено с соблюдением всех научных и методических канонов, поэтому оно может и должно использоваться в учебном процессе. История крымских татар, как и любого народа, и трагическая, и героическая. В разделе, характеризующем партизанское движение, приводятся данные, как крымские татары участвовали в партизанском движении в Крыму, говорится, что и алуштинский, и бахчисарайский отряды, состояли практически только из крымских татар.

В своей работе мы стремились дать взвешенную оценку происходивших событий. То, что этот материал может вызывать различные реакции, наверное, справедливо, но для меня справедливо и то, что воспитать молодое поколение без внимания к важным историческим сюжетам, невозможно. Мы должны говорить историческую правду, конечно, с учетом специфики школьников. Очевидно, что ни одна национальность не обладает монополией на истину. В моем понимании, мы подготовили очень выдержанный и научно фундированный материал.

18 февраля прошло заседание по этой теме. Какие вопросы обсуждались?

В Совете министров Крыма прошло заседание подкомитета по законодательному обеспечению реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе при Комитете Государственной Думы по делам национальностей. Заседание вел депутат Госдумы Руслан Бальбек. На встречу были приглашены авторский коллектив учебного пособия, представители крымскотатарской общественности, Министерства образования, науки и молодежи РК во главе с министром Натальей Гончаровой. На ней рассматривались вопросы, связанные с указанным выше разделом.

Первая тема, которая рассматривалась, звучит так: «Рассмотрение жалоб и сообщений в интернете, вызванных материалами в учебном пособии «История Крыма» для 10-х классов, а именно подраздел «Национальная политика оккупантов. Коллаборационизм», утверждение о массовой измене-коллаборационизме крымских татар в период оккупации Крыма немецко-фашистскими войсками с 1941-1944 гг.». Главным вопросом стало понимание цитаты из документов НКВД о том, что представители крымских татар лояльно относятся к оккупантам и многие сотрудничают с ними. В основе этой цитаты лежит текст доклада НКВД СССР о ситуации в Крыму в 1942 году. Этот документ, по всей видимости, находился в архиве управления КГБ СССР по крымской области, а затем в органах безопасности Украины. Он опубликован, над ним работала специальная группа, которая издала восемь томов, куда входят и имена граждан, которые были незаконно репрессированы, в том числе многих крымских татар – это тысяча человек. Я работал в этой группе, соответственно, знаю эти документы и ссылаюсь на них, указав точные страницы, на которых содержится данный материал. Вы можете его прочитать и увидеть, как оценивалась ситуация органами НКВД. Логика понятна, ведь кто смотрел за действиями оккупантов на территориях, которые они занимали? Естественно, спецслужбы Советского Союза. Хочу отметить, что данный документ фиксирует то, что часть населения Крыма сориентировалась на сотрудничество с оккупантами. Это были не только крымские татары. В учебном пособии указывается, что и русские, и армяне, и украинцы, и представители некоторых других национальных общин участвовали в соответствующих национальных комитетах и проводили там деятельность, сотрудничая с оккупантами. Это всегда сложный и острый вопрос, но это вопрос исторической правды.

В тексте учебного пособия не утверждается, что имела место массовая измена-коллаборационизм крымских татар в период оккупации. Там указано, что часть крымских татар пошла на активное сотрудничество с оккупантами, что после освобождения Крыма советскими войсками эти обвинения были распространены на весь крымскотатарский народ, который 18 мая 1944 года подвергся жестокому акту – массовому выселению из Крыма. Подчеркну, положение о том, что это обвинение было распространено на весь крымскотатарский народ также содержится в тексте. Таким образом, мы фиксируем, что данная позиция, в нашем понимании, абсолютно адекватно отражает историческую действительность, ситуацию, которая была в Крыму, и формирует правильное представление у школьников о том, что в сложных ситуациях люди ведут себя по-разному, ведь коллаборационизм – явление очень сложное. Представьте оккупированную территорию: нужно что-то есть, люди вынуждены идти работать на предприятия, которые открываются, иначе – смерть. Это пассивный коллаборационизм, но ведь был и активный коллаборационизм, когда люди с оружием в руках поддерживали гитлеровские военные формирования. Это совсем другое. И говорить правду нужно обо всем.

Еще один вопрос, который возник в ходе обсуждения с представителями крымских татар, касался численных данных, которые приводятся в учебном пособии. Присутствующих интересовало, откуда берутся эти данные. Вопросы численности давно изучались в историографии, есть литература, которая носит академический характер. Например, последнее двухтомное издание «История Крыма» под редакцией профессора Юрасова, которое было издано в Москве с участием крымских исследователей. Там приводятся цифры военизированных формирований коллаборантов в Крыму – приблизительно 50 тысяч человек, из которых 15-20 тысяч – крымские татары. Есть данные, связанные с немецкими источниками, там тоже указано, что 20 тысяч крымских татар находились в военных формированиях, которые помогали германской армии. Есть прекрасные исследователи, занимавшиеся этими вопросами, например, преподаватель КФУ Олег Романько, у которого опубликовано много трудов по этой проблематике. Он также в своих работах упоминает эти цифры. Поэтому именно их мы и указали в учебном пособии.

Любое положение, которое встречается в данном материале, зиждется на фондах Государственного архива Российской Федерации, опубликованных и неопубликованных материалах из Государственного архива Крыма, архивах спецслужб. Это серьезная база, на которую обычно опираются исследователи данных процессов.

В целом обсуждение прошло достаточно доброжелательно, что очень важно, поскольку мы живем в Крыму и должны знать его историю. Другой вопрос, что к общему пониманию мы не пришли.

Какова дальнейшая судьба учебного пособия?

Об этом пока говорить сложно, вопрос вне компетенции авторов. Ответственные органы проведут работу, связанную с реализацией государственной политики в области образования. Как автор раздела «Национальная политика оккупантов. Коллаборационизм», я отвечаю за те материалы, которые в нем приведены. А те, кто придают этому историческому сюжету политический окрас, могут проводить любые экспертизы. Компетентные люди знают архивы, которые можно запросить. Там есть все материалы, которые необходимы, чтобы понять: материал данного раздела с высокой степенью объективности отражает те события, которые происходили в Крыму в годы войны. Я уверен, что учебное пособие «История Крыма для 10-х классов» соответствует всем требованиям.

Пресс-служба КФУ