16-11-2018
Физико-технический институт: профориентация – важный шаг в развитии человека

 

В Физико-техническом институте КФУ им. В. И. Вернадского уделяют большое внимание работе по профориентации школьников в области физико-математических и инженерных наук. В 2015 году при поддержке Программы развития университета при ФТИ КФУ была открыта Физико-техническая школа, в которой ежегодно обучаются около 100 учащихся со всего Крыма. Одной из учениц этой школы стала обучающаяся 11 класса Гимназии №1 им. К. Д. Ушинского г. Симферополя Александра Дорошенко.

Пресс-служба КФУ узнала, над чем сейчас трудится Александра, какие у нее планы на будущее, и как она справляется с такими нагрузками во время учебы.

– Александра, расскажи о себе, чем любишь заниматься?

Сейчас все мое время занято подготовкой к экзаменам, так как я обучаюсь в 11 классе. Помимо этого я люблю заниматься физикой и участвовать в различных конкурсах.

– Как ты совмещаешь все эти занятия с учёбой в школе?

– Это довольно сложно, но приходится справляться. Иногда я делаю домашнее задание в транспорте, либо между уроками на переменах.

Работы Александры были отмечены в различных конкурсах, в том числе золотой медалью и специальным призом конкурса Международного Салона изобретений и новых технологий «Новое Время».

– Расскажи, пожалуйста, подробнее о конкурсе «Новое Время».

– На конкурсе было очень много иностранцев, работы которых были направлены на улучшение жизни людей. Было также много участников из России и Крыма, вызвавшие интерес к своим разработкам.

– А что насчёт XIII Всероссийской конференции «Научный потенциал XXI» в городе Обнинске?

– В Обнинске была конференция членов Малой академии наук со всей России. Там мы рассказывали о том, кто и чем занимается, показывали свои работы и участвовали в различных конкурсах.

– Над каким проектом ты сейчас работаешь?

– Сейчас я занимаюсь исследованием структурной окраски в живой природе. Это такое явление, когда, например, при отсутствии цветных пигментов, перья павлина имеют разнообразную окраску. Это происходит благодаря тому, что свет определенным образом преломляется, отражается и интерферирует на внутренней структуре пера. Подобные структуры можно повторить в производстве – изготовить материалы со свойствами, которые буду иметь окраску и не обесцвечиваться. Цвет будет обусловлен не наличием пигментов, а именно определенной структурой материала.

Свои исследования Александра проводит в лаборатории мезо- и наноструктурированных материалов кафедры экспериментальной физики Физико-технического института под руководством к.ф.-м.н. Татьяны Михайловой уже на протяжении 3 лет.

– Что можешь рассказать о своём руководителе Татьяне Владиславовне? Как и когда ты начала  работать под ее руководством?

– В 9 классе после турнира юных физиков моя школьная учительница по физике Любовь Ярославовна посоветовала мне посетить лабораторию университета, в которой проводят исследования различных материалов, в том числе наноматериалов. Вначале вместе с одноклассником мы выполняли работы из междисциплинарного практикума. Одно из своих исследований на тему «Термохромизм и термохромные материалы» мы представляли на конкурсе. После этого мы начали готовить исследование для защиты в Малой академии наук вместе с Татьяной Владиславовной. С одноклассником мы решили делать работы на разные темы, и я начала заниматься фотохромизмом. Мне кажется, что мы с Татьяной Владиславовной похожи – нам нравится наука, и мы обе стремимся к знаниям и развиваемся.

– С какой профессией в дальнейшем ты планируешь связать свою жизнь?

– Планы всегда большие и грандиозные, всё будет зависеть от того, как хорошо я сдам экзамены, но поступать я буду на нанотехнолога, потому что эта профессия мне ближе всего.

Справка: Нанотехнолог — специалист по нанотехнологиям, учёный, который исследует материалы на молекулярном и атомарном уровне и создаёт объекты из компонентов, обладающих наноразмерами. Для него атомы — это кирпичи, из которых он собирает новые материалы с чётко заданными характеристиками.

Пресс-служба КФУ