Задача государственной важности
15-02-2017
Задача государственной важности

 

КФУ меняет подход к подготовке выпускников по рабочим специальностям

Сегодня любой крымский руководитель промышленного, аграрного, коммунального предприятия или лечебного учреждения скажет, что остро нуждается в кадрах, владеющих, как принято говорить, рабочими профессиями. Готовит их сегодня крупнейший вуз полуострова – Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского. Кроме высших учебных заведений, в его структуру входят и 7 колледжей, которые проводят набор по 31 программе среднего профессионального образования. Однако уже в этом году эта цифра и сам перечень специальностей могут измениться.

Главное – потребности реальной экономики

– Руководители наших колледжей первыми обратили внимание на то, что нужно уходить от многих старых специальностей и вводить новые направления подготовки специалистов среднего профессионального образования, – говорит руководитель Дирекции по организации работы среднего профессионального образования КФУ Инна Ходыкина. – Изучив конъюнктуру рынка труда Крыма, проведя экономические расчёты, мы определили ряд специальностей из 50, утверждённых Министерством образования и науки РФ, и подготовили документы для их лицензирования, чтобы студенты колледжей могли обучаться этим профессиям. Затем планируем обратиться в Министерство образования и науки РФ с тем, чтобы это были бюджетные места.

Впрочем, надо отметить, что число желающих учиться в колледжах КФУ имени В. И. Вернадского даже тем специальностям, которые есть сегодня, и так растёт. В молодёжной среде меняется отношение к среднему специальному образованию: ломается устоявшийся стереотип о том, что в колледжи идут учиться ребята, которые по каким-то причинам не смогли сразу поступить в высшее учебное заведение.

– Около 80% выпускников колледжей затем, как правило, продолжают образование в высшем учебном заведении, – уточняет Инна Ходыкина. – Но делают это уже осознанно. Большинство учатся заочно и трудятся по специальности, полученной в колледже, что не менее важно, в Крыму. Рабочая специальность, которую получают молодые люди, становится для них определённой ступенькой, фундаментом, на котором они затем строят свою дальнейшую профессиональную карьеру. А мы делаем всё, чтобы взрастить по-настоящему грамотных специалистов. Особое место уделяем практикоориентированности обучения. Заключаем долгосрочные договоры с ведущими предприятиями региона, где студенты колледжей проходят все виды практики. Также постепенно накапливаем базу социальных партнёров, которые проводят в структурных подразделениях среднего профессионального образования КФУ имени В. И. Вернадского мастер-классы для студентов, что позволяет подготовить из них специалистов современного уровня.

На… «Сириус»!

А ещё в колледжах Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского идёт активная перестройка самой модели обучения. Постигая тонкости будущей специальности, ребята активно занимаются научной деятельностью. Причём темы для своих исследований выбирают самые актуальные. Убедиться в этом довелось, побывав на отборе научных работ студентов колледжей для их дальнейшей презентации на Всероссийском молодёжном научно-познавательном фестивале «Мир-2017», который будет проходить в Сочи, в научном парке образовательного центра «Сириус». Проводит его общероссийская общественная организация «Молодые интеллектуалы России».

Студент медицинского колледжа КФУ Виктор Шабалин, например, намерен представить в Сочи свою научную работу о том, как можно применять цифровые технологии в стоматологии. А студентка этого же колледжа Александра Чарушина хочет рассказать о своих исследованиях микроорганизмов, устойчивых к антибиотикам.

Антон Кулинченко, учащийся Бахчисарайского колледжа строительства, архитектуры и дизайна, кроме основной профессии основательно исследует так называемые чёрные дыры на базе Крымской астрофизической обсерватории РАН. По словам молодого человека, кроме удовлетворения собственного любопытства, «чёрные дыры» интересуют его прежде всего как источник неиссякаемой энергии, в которой сегодня так нуждается человечество. Результатами своих исследований он также намерен поделиться на фестивале «Мир-2017».

Среди научных работ студентов колледжей КФУ, которые планируется представить в Сочи, есть и те, которые предлагают решение насущных экономических проблем. Например, научная работа студентки Прибрежненского аграрного колледжа Виктории Бобер «Совершенствование породы цигайских овец», которую она, к слову, проводит на базе реального сельхозпредприятия в Белогорском районе, имеет самое непосредственное отношение к задаче, поставленной сегодня перед Минсельхозом Крыма, – обеспечить население региона собственной продукцией животноводства. В своей научной работе Виктория убедительно доказывает, что в Крыму наиболее выгодно будет выращивать гибрид цигайской и гиссарской породы овец.

А пока наши большие и маленькие чиновники на всех уровнях говорят о важности Года экологии, студент того же Прибрежненского аграрного колледжа Николай Перегудов изобрёл и вместе со своим научным руководителем и даже изготовил опытный образец противоточной газогенераторной установки для безопасной утилизации растительных остатков. Проще говоря, устройство, перерабатывающее в биогаз остатки древесины, отходы подсолнечника и другие, имеющиеся в сельскохозяйственном производстве. Мини-модель этой установки подросток намерен показать на фестивале в Сочи. И таких, как он, целеустремлённых и неравнодушных к судьбе родного полуострова ребят, в колледжах КФУ учится очень и очень много. И, похоже, только им, нашим детям, как и маленькому принцу из аллегорической повести-сказки Антуана де Сент-Экзюпери, удастся привести в порядок наш замусоренный, безобразно застроенный и неухоженный Крым, который достался им от нас, взрослых.

Компетентно:

Проректор по учебной и методической деятельности КФУ имени В. И. Вернадского Владимир Курьянов:

– Изучив конъюнктуру рынка труда, университет намерен значительно расширить номенклатуру специальностей среднего профессионального образования. Промышленность и сельское хозяйство Крыма интенсивно развиваются, поэтому испытывают высокую потребность не только в специалистах с высшим образованием, но и среднего звена. По сути, мы пока реализуем основные образовательные программы, доставшиеся нам из прошлой жизни. А они, в силу известных обстоятельств, не были ориентированы в полном объёме на потребности реальной экономики и рынка труда, который сегодня предъявляет повышенные требования к образовательному, профессиональному и квалификационному уровню подготовки кадров. Для решения этой проблемы колледжи КФУ имени В. И. Вернадского должны готовить не просто специалистов, а кадры, способные выполнять трудовые функции, отвечающие требованиям профессиональных стандартов на конкретном рабочем месте. Это задача государственной важности.

СПРАВКА: Сегодня в колледжах КФУ учится 5 тысяч студентов, ежегодно выпускается около 1,5 тысячи специалистов.

Елена ОЗЕРЯН
КРЫМСКАЯ ГАЗЕТА