09-12-2024
«Я знаю, что вы есть!»

В региональном этапе международной премии #МыВместе в номинации «Обучение служением» победу одержала команда проекта «Мама, я рядом» Гуманитарно-педагогической академии КФУ им. В. И. Вернадского. О том, как преподаватели и студенты помогают мамочкам Ялты после родов, рассказывает заведующая кафедрой психологии вуза Людмила Бура.

 –  Людмила Викторовна, сразу  возникает вопрос: как учащимся ГПА, молодым людям, у которых еще нет своих детей получается решать, например,  такую актуальную сегодня проблему, как послеродовая депрессия у мам? И почему они решили заниматься этим?

 -Все произошло как бы само собой. Проректор по учебной и методической деятельности КФУ Наталья Валерьевна Кармазина рассказала нам о международном конкурсе-премии  #МыВместе и его номинации «Обучение служением». Но участвовать в нем можно, если только, действительно, кому-то уже реально оказывается помощь, и этому обучают  студентов. На что директор ГПА Наталья Владимировна Горбунова сказала, что  уже 4 года в нашем учебном заведении на общественных началах работает психологическая служба для студентов. Появилась она в период пандемии ковида. Потом к этой работе присоединились члены психологического клуба «Место силы» ГПА, заседания которого мы проводим в каждый последний четверг месяца. В них участвуют все желающие, от студентов-первокурсников до академиков. Собираемся за круглым столом, обсуждаем актуальные проблемы, дискутируем. И вместе с магистрантами оказываем помощь всем студентам и преподавателям абсолютно на безоплатной основе. Особенно в этом нуждаются первокурсники. Например, на 25 сентября за такой помощью обратились уже 18 человек и получили необходимую консультацию. Причем наши старшекурсники, магистранты  оказывают такую помощь  с удовольствием. Конечно, сложными случаями занимаюсь я или мои коллеги-преподаватели. А вот помочь в адаптации  первокурсникам, которые приехали учиться в Ялту из  небольшого поселка или другого региона, как показывает опыт, лучше могут именно студенты. Например, в этом году в ГПА поступила учиться девочка из Калининграда, естественно, на первых порах она многого не знала о ялтинской жизни, даже бытовых каких-то моментов. И наши магистранты ей в этом  помогают. В таких ситуациях отлично работает давно провозглашенный принцип: «Равный – равному». То есть старшие ребята практикуются в оказании психологической помощи и консультировании, и «малыши», как мы называем наших первокурсников, от этого только выигрывают. Еще одним непременным  условием для участия в международном конкурсе-премии  #МыВместе было сотрудничество с НКО (некоммерческая организация-ред.). И тут к нам с предложением работать вместе  по теме «Мамы в постродовой депрессии» обратилась НКО «Мамы Ялты».

 – Это сегодня, действительно, очень актуальная проблема.

 – Как оказалось, да. Хотя, если честно, поначалу я не очень понимала, как наши второкурсники, что тоже было обязательным условием, могут помочь женщине с послеродовой депрессией. Более того, мне казалось, что и мам таких немного наберется, и все наши усилия будут бесполезными. Увы, я ошибалась, – улыбается. –   «Мамы Ялты» рассказали как они работают и… заразили нас своим энтузиазмом. И процесс пошел. Более того, мы даже не ожидали, что в этом проекте захотят участвовать  и юноши. Сегодня это пока два парня, красавцы, которые к тому же хорошо учатся.

 – И в чем конкретно заключается помощь студентов ялтинским мамочкам в постродовой период?

– Мы долго думали, обсуждали, как выстроить нашу совместную с «Мамами Ялты» работу, было много «мозговых штурмов». Увы, в итоге, все предложения сводились к тому, что мамам в состоянии постродовой депрессии необходима помощь психолога. Но, опять же, оказывать ее могу я или коллеги-преподаватели, но не второкурсники. Потому что речь идет о депрессии, а это вообще психиатрический термин. И тренинги проводить только мы с коллегами-преподавателями можем, но никак не учащиеся второго курса. И на одном из обсуждений  наш студент Александр  Поздоровкин говорит: «Я придумал слоган «Доставка психологической помощи на дом». Мы же можем приезжать к мамочке домой и хотя бы узнавать, чем ей помочь, что у нее происходит, что волнует». Помню, началось бурное обсуждение его идеи и, в результате, родилось название нашего проекта «Мама, я рядом».

 – И это значит, что она не забыта, не осталась наедине с памперсами, бутылочками с молочной смесью для ребенка, не выспавшаяся, не имеющая времени для ухода за собой …

 – А в этом, как правило, и состоит суть проблемы мамочки в постродовой период. Но тогда, признаюсь, я подумала, где же мы будем искать таких мамочек. И в этом нам очень помогла НКО «Мамы Ялты». Сначала они предоставили нам несколько мамочек, которые пережили постродовую депрессию. И когда мы стали с ними общаться,  поняли, что это была не депрессия в клиническом смысле, тогда, к сожалению, мы ничем не смогли бы им помочь. К счастью, такие случаи редки и с ними должны работать соответствующие специалисты-медики.

– Тем не менее, вы можете посоветовать родственникам мамочки к ним обратиться.

 Абсолютно верно. Поэтому, общение с ее семьей тоже часть нашей со студентами работы. Иногда нам приходилось им объяснять, что она (жена, дочь, невестка) не неряха и не капризничает. Потому что один из первых признаков появления депрессии – это утрата гигиенических навыков. Человеку не хочется  о себе заботиться, у него нет  сил. И это – не выдуманная проблема, к слову, поначалу я тоже недооценила ее. Не удивительно, что и члены семьи мамочки тоже не смогли это понять. И мы им советуем: возьмите на себя заботу о ребенке хоть на пару часов, отпустите маму на маникюр, в  кафе с подругами, просто погулять в парке или спокойно понежиться в ванной, сколько ей захочется. Одна мамочка, когда наши ребята к ней пришли, так и сказала: я очень хочу принять ванну одна, пока вы будете с ребенком. Выйдя из ванной, она сказала: «Вы мне подарили 10 лет жизни, я никогда такая счастливая как эти полчаса не была». Привожу этот пример еще и потому, что это молодая мамочка – ей 21 год, она детский психолог, закончила университет, вышла замуж, родила ребенка. Тем не менее,  испытала, пожалуй, настоящую постродовую депрессию.

 – Почему?

– Ее муж тоже студент, магистрант, уехал доучиваться в другой город. Было принято такое решение на семейном совете – не бросать  вуз, а получить профессию. Родители мамочки – дедушка и бабушка, совсем молодые, им всего 40 с небольшим, пик карьеры. Да они помогают дочери, но это больше финансовая помощь. К тому же, у них есть свои пожилые родители, которым тоже необходимо уделять внимание. И наша подопечная молодая мамочка рассказала, как начала замечать, что утратила все интересы, которые  у нее были до рождения ребенка. К примеру, как детский психолог, она хотела дистанционно проводить консультации, поскольку была уверенна, что маленький ребенок  не помешает и  у нее будет на это время. А потом поймала себя на мысли: нет, не хочу. Она перестала читать, ухаживать за собой, глядя на пальцы без обязательного раньше красивого маникюра, ей даже руки кремом намазать не хотелось. А девушка – очень красивая. Также она рассказала нам о том, что глядя на спящего на подушке ребенка, она брала эту подушку и со злобой начинала ее подкидывать и трясти. И хотя ребенок был желанный, она мысленно корила его: это ты виноват в том, что я сейчас не с мужем, а я тоже хотела учиться в магистратуре. Но, к счастью, на этом моменте  мамочка сказала себе «Стоп!». И, по ее словам, произошло чудо: просматривая ленту ВКонтакте, она увидела информацию о нашем проекте «Мама, я рядом». Тут же позвонила руководителю наших студентов – будущих психологов Анастасии Бабаевой и спросила, могут ли они к ней приехать? Уже утром следующего дня ребята приехали к ней с угощениями и все вместе пошли гулять в Пионерский парк Ялты. Зная, что с ней общаются будущие психологи, пусть и начинающие, мамочка не стеснялась рассказывать  им о своих  чувствах, переживаниях, проблемах, о том, как хотела быть социально желаемой матерью. Такой, как показывают в рекламах, где все мамы – красивые, с макияжем, прической и младенец у них никогда не плачущий. Вот такую картинку она себе представляла. А оказывается, малыш и плачет, и животик у него болит, и с коляской, когда лифт не работает, чтобы погулять с ребенком, очень трудно по ступенькам спускаться с 8-го этажа. И по ялтинским улицам-горкам не легче это делать. Оказывается, в жизни  не все так радужно, как она думала. Более того, мамочка  призналась, что раньше, гуляя в парке с ребенком одна, даже отойти на пару шагов от коляски боялась, чтобы ребенок заплакал. А когда рядом с ней наши ребята, она спокойна. К тому же, у них  у них появились  интересные совместные темы для общения. С истории этой мамочки и началась реализация нашего проекта. На сегодня у нас уже 34 таких «подопечных». Более того, они сообщают, что есть такой проект своим подружкам, знакомым.

– Земля слухами полнится.

 – Так и есть. НКО «Мамы Ялты» тоже активно участвуют в этом процессе, обращаются к нам с самыми разными просьбами – просто поговорить с мамочкой, или побыть с ребенком, пока она посетит парикмахерскую, найти того или иного специалиста. Потому что, например, перелистав массу объявлений о тех же психологах, мамы  признаются, что просто боятся обращаться к ним за консультацией. А к нам нет, потому что их будут консультировать сотрудники нашей кафедры. Да, на заседания нашего клуба «Место силы» мамы не приходят, все-таки маленькие дети не могут оставаться одни на такое длительное время. Но они делегируют к нам своих родных и даже беременных подружек: вам там помогут справиться со многими проблемами психологического плана, в том числе и с постродовой депрессией. Но что интересно, мы же не лечим депрессию, как таковые клинические случаи были всего у четырех мам, и мы им подсказали к каким специалистам обратиться. А остальные просто нуждались в социальной помощи. Тем не менее, у людей возникает такое ощущение, что мы вот такие волшебники, ведь  помогли им, спасли в трудный период, – улыбается.

 – По большому счету, так оно и есть.

 – Одна беременная женщина, после того, как обратилась к нам за помощью, сказала: «Раньше я боялась появления ребенка, потому что без мужа, пожилые родители, которым тоже необходимо внимание. А сейчас не боюсь, потому что, вы есть». Помимо такой практической работы, нами были проведены достаточно глубокие научные исследования – анкетирование большого количества мам, страдающих постродовой депрессией, выяснены причины ее появления. За время реализации проекта мы собрали базу данных о женщинах Ялты, страдающих от послеродовой депрессии, провели интервью и анализ факторов и показателей послеродовой депрессии. Мы сняли два социальных ролика, а в настоящее время готовим к печати научную аналитическую статью. Мы, действительно, поняли, что масштабы  этой проблемы огромные, просто мамы замалчивают ее. Как раз из-за социальной желательности – что обо мне подумают, все вокруг вроде такие счастливые, а я одна страдаю. А оказывается, что общаясь между собой, они говорят, что примерно каждая третья из них испытывает какие-то признаки депрессии. Плюс в ходе реализации проекта мы выяснили, что в Ялте появилось много «взрослых» мам – сорок плюс. Хорошая тенденция. Но, оказывается, и они испытывают психологический дискомфорт. К примеру, на прогулке кто-то скажет: «Ой, какая хорошенькая у вас внученька или внучек!». И многие женщины, испытывают настоящий стресс, начинают себя осуждать – зачем я на это решилась на старости лет?!

– Вместо того, чтобы похвалить себя?

 – В процессе работы с такими мамами мы приводим статистику, веские аргументы, рассказываем о том, что сегодня – это общемировая тенденция, родителями становятся люди вашего возраста. Наоборот, в таких случаях, вы должны с гордостью отвечать: «А я – мама!». Пусть завидуют. После нашего с ними общения, женщины  узнают, что таких мам, как они, немало. И у них меняется восприятие, прежде всего, самой себя, образно говоря, крылья вырастают. Кстати, на днях у нас были мамы 47-ми, 46-ти и  и 44-х лет. 46-летняя, у которой 3-летний ребенок, уже задумалась о втором. Хотя раньше тоже корила себя за позднее материнство. А сейчас говорит: что мне до того, что кто-то что-то скажет! Я не знаю, сколько мне Богом отведено  лет, зато мой сын не останется один – у него будет братик или сестричка.

 – А еще  маленькие дети для этих женщин могут стать мощным стимулом дольше оставаться молодой и красивой, следить за собой.

– Конечно, тем более что, например, у этой женщины супруг моложе. В ходе реализации нашего проекта у нас появляется комплексный подход в решении проблемы постродовой депрессии. Ведь в нем, фактически, участвуют несколько поколений семей –  наши студенты, которые еще не имеют детей, но они уже понимают – это не страшно, поскольку им может быть оказана  помощь. Это – совсем молодые мамы и более старшего возраста и беременные женщины, которым тоже надо знать, что после появления ребенка могут возникнуть симптомы постродовой депрессии, и что необходимо делать в таком случае.

 -Родители, мужья мамочек с постродовой депрессией обращаются к вам за помощью?

 – Мужья, к сожалению, редко. Пока только двое. А родители, особенно молодые, часто. У нас есть 45 и 47-летние бабушки и дедушки. Они, по сути, сами еще могут быть мамами и папами. И им, порой, сложно  осознать, что у них появились внук или внучка. Поэтому часто спрашивают, как помочь дочери или невестке, у которой возникают такие признаки если не постродовой депрессии, то сложного состояния? Бросать работу и быть постоянно с ней? Это – не выход и неправильно. И мы рассказываем, что иногда для этого требуется лишь 15 минут грамотно проведенного времени не по телефону, а непосредственно с дочерью, невесткой, внуком или внучкой. Пусть она за это время спокойно пообщается с подружкой по телефону или полежит в ванной. Пусть не она, а вы погуляете с малышом на улице. На что одна бабушка однажды сказала: у меня же еще есть собачка, я же ее не брошу, с ней же надо гулять. И когда мы ей посоветовали  «поменяться ролями» –  с собачкой пусть гуляет ваша дочь, а вы в это время побудьте с малышом. Надо же, сказала бабушка, а мы всей семьей этого не придумали. И сегодня  эта мамочка счастливо гуляет с собакой, получает положительные эмоции, может вдоволь поговорить по телефону с кем хочет, а бабушка в это время находится с внучкой. То есть, все начинается с общения. Ведь, по сути, постродовая депрессия появляется  от одиночества мамы, которая осталась наедине со своим ребенком, от мыслей, что не такая, как показывают в рекламах и т.д. На что я им привожу понятный и простой аргумент, кстати, действенный:  «В рекламах показывают, что и майонез очень полезен», – смеется.

 – Накопленным опытом готовы делиться с другими? Ведь та же проблема постродовой депрессии у мам актуальна не только для  Крыма, но и России в целом. И когда, как не в Год семьи и реализации Нацпроекта «Демография» ей надо уделять особое внимание.

– С начала реализации нашего проекта еще и года не прошло, но мы уже думаем о том, чтобы провести «Круглый стол» на эту тему. Ведь сохранение семьи, традиционных ценностей – это  архиважная задача для нашей страны, от решения которой напрямую зависит ее будущее.

Беседовала Елена Озерян

https://crimea.mk.ru/social/2024/12/08/kak-studentyvtorokursniki-obedinilis-v-dvizhenie-pomoshhi-molodym-mamam-yalty.html

xvM28ejX_FY
r7nPUlEkvPY
DkjZD_jOk1c
Bura
Loading image... Loading image... Loading image... Loading image...