04-05-2017
Владимир Курьянов: «Мы работаем по принципу развития и понимаем, что завтра должно быть лучше, чем сегодня»

 

Интервью с проректором по учебной и методической деятельности КФУ им. В.И. Вернадского, доктором химических наук, доцентом Владимиром Курьяновым

Владимир Олегович, ваша трудовая биография напрямую связана с университетом: Вы здесь учились, преподавали, были деканом, а потом стали проректором… Предполагали ли Вы, что это произойдет, когда поступили сюда учиться?

Поступая в 1977 году в Симферопольский государственный университет имени Фрунзе – тогда наш вуз назывался именно так – я уже четко выстроил для себя жизненную траекторию: знал, что обязательно защищу кандидатскую диссертацию, буду заниматься наукой, защищу докторскую, хотел стать профессором.

Почти все это мне удалось реализовать: я учился здесь положенные пять лет, получил диплом с отличием, был принят на работу… Потом несколько лет занимался партийной деятельностью, но в 1991 году снова вернулся в университет. Преподавал, защитил кандидатскую диссертацию, получил звание доцента, стал доктором химических наук… А вот ученого звания профессора получить пока не удалось: жизнь внесла некоторые коррективы. Моя нынешняя должность практически не оставляет времени на научную работу.

В общем, почти вся моя жизнь связана с нашим университетом – в этом году нашему «содружеству» исполнится 40 лет.

Что повлияло на ваш выбор, когда вы только готовились стать студентом?

Очень часто на выбор школьника влияет личность учителя – так случилось и со мной. Я заканчивал одну из лучших школ Симферополя, школу № 9 с углубленным изучением иностранного языка. У нас были блестящие педагоги – особенно по физике и химии.

Между этими двумя науками я и выбирал. Но химия показалась мне более живой, интересной – так я и определился с факультетом.

В той «жизненной траектории», про которую вы говорили, ничего не было сказано о должности декана, проректора…

А я и не планировал становиться проректором. Мне была интересна преподавательская деятельность и сопряженная с ней научная работа.

Я вырос в педагогической семье, видел, что это непростой труд, но мне было интересно учиться самому и учить других.

На должность и.о. декана химического факультета я был назначен приказом ректора Таврического национального университета (еще одно название нашего вуза), Николая Васильевича Багрова. Потом был избран на эту должность, в 2013 году стал деканом объединенного факультета биологии и химии.

Проректором я был назначен уже в период «новейшей истории» нашего вуза – когда формировался руководящий состав Крымского федерального университета.

Чем интересна эта работа для вас?

Мне нравится все, что связано с работой на конечный результат. У нас есть задачи глобальные, а есть и такие, которые приходится решать ежедневно, и это тоже важная часть моей деятельности.

Когда КФУ был только сформирован, то это был своего рода эксперимент, в котором мы принимаем участие. Да, мы видим определенные цели, к которым надо стремиться, но очень важно и то, как именно мы придем к этим целям.

В самом начале было сложно найти «общий знаменатель»: слишком разными были специализации вузов, вошедших в состав федерального университета.

Судите сами: Таврическая академия – это в основном классические специальности: физики, химики, филологи, математики, биологи, географы, истории, экономисты, юристы; Академия строительства и архитектуры, Медицинская академия, Академия биоресурсов и природопользования, Институт экономики и управления, а также ряд филиалов…

Участники этого «конгломерата» с трудом находили точки соприкосновения, но при этом нам надо было жить и работать дальше: пройти в кратчайшие сроки аккредитацию и лицензирование, чтобы продолжить образовательную деятельность.

Было сложно, но мы справились, как видите.

Работа проректора больше связана с документами или с людьми?

И с тем, и с другим. Бумажную работу я воспринимаю как неизбежную составляющую общего процесса. Но для меня еще очень важен человеческий фактор, общение с коллегами.

Наш университет – это огромный коллектив, в котором около 500 докторов наук, порядка 1500 кандидатов наук, много «неостепененных» преподавателей. Если называть вещи своими именами, то КФУ – это интеллектуальная элита Крыма, люди, которые составляют славу науки и образования нашего региона. И не только нашего – имена многих ученых известны и далеко за пределами России.

Мы много общались, убеждали их в том, что современные российские образовательные стандарты требуют новых подходов.

То есть надо было менять содержание образовательной деятельности?

Не менять, а корректировать, и это естественный процесс, наука и образование ведь не стоят на месте.

По сути педагогическая деятельность достаточно консервативна: за плечами каждого из нас опыт работы, а в активе – уверенность в том, что ты все делаешь правильно.

Но, тем не менее, нужно было научиться менять подход к работе, перестраивать программы так, чтобы студенты больше работали самостоятельно. Современные стандарты не нацеливают нас на простую трансляцию знаний: прочитал лекцию и спросил прочитанное. Они направлены на формирование компетенций, умение применять полученные знания на практике.

Наши студенты должны уметь планировать, осуществлять эксперименты, анализировать работу и правильно интерпретировать результаты.

Но ведь у каждого направления подготовки своя специфика…

А результат должен быть один: работодателю наш выпускник должен быть нужен! Мы должны подготовить студентов так, чтобы им не пришлось переучиваться на рабочем месте.

Обратите внимание, не осваивать дополнительные компетенции на базе тех, которые у него уже заложены, а именно переучиваться, начинать все заново. Если это произошло – значит, мы учили не тому. Но пока, надеюсь, этого не происходит.

И самим нам приходится многому учиться, ведь мы работаем не в системе сохранения, в которой «лишь бы завтра не было хуже, чем сегодня». Мы работаем по принципу развития и понимаем, что завтра должно быть лучше, чем сегодня.

Да, что-то нам удается не сразу, но я надеюсь, что и студенты, и преподаватели университета уже ощущают результаты нашей работы.

У вас классическое, академическое образование, но многие события вы интерпретируете как управленец. Вы учились этому дополнительно или все пришло с опытом?

Только с опытом – причем с партийным. У нас принято ругать советский период, коммунистическую партию и т.д., но я не могу с этим согласиться. Я считаю, что потенциал советской системы просто не был использован в силу целого ряда объективных причин.

Что касается опыта – то я был комсоргом класса, группы, секретарем комсомольского бюро факультета, занимался партийной работой, и все это мне много дало для моей нынешней деятельности.

Когда мне сегодня начинают рассказывать про менеджмент качества и другие модные понятия, я понимаю, что все это мы проходили лет 30 назад, только с другими формулировками. И ничего принципиально нового человечество за это время не изобрело.

Что самое важное в работе управленца?

Он должен обладать достаточными компетенциями в тех областях знаний, которыми он занимается. И, конечно, очень важно – это внимание к людям. Возможно, это прозвучит банально, но я хочу подчеркнуть, что в управленческой деятельности надо отталкиваться от людей, от того, как результаты нашей работы могут сказаться на коллегах, на том, чтобы им было интересно и комфортно трудиться в университете.

Думаю, что в этом отношении важно понимать, что никаких революций устраивать не надо, не стоит «прыгать через ступеньки»: единственно правильный путь в нашей работе – эволюционное развитие. Лучше, как в русской пословице, семь раз отмерить, а только потом один раз отрезать.

Скоро стартует приемная кампания. Что бы вы могли пожелать абитуриентам 2017 года?

Прежде всего, желаю всем абитуриентам сделать правильный, осознанный выбор. Пусть этот выбор будет основан не на чем-то внешнем, а на личном убеждении ребят, на понимании того, какую пользу они могут принести себе и обществу.

Важно понять также, какие специалисты будут нужны нашему региону в перспективе, и получить востребованную специальность.

Ну и еще один момент: у каждого из нас есть право на ошибку. Если вдруг произошло так, что человек понимает, что ошибся в выборе направления обучения, то не надо тратить время, не надо идти ни у кого на поводу – меняйте направление и двигайтесь вперед, занимайтесь тем, к чему лежит душа.

 

«Российское образование» МОСКВА