Как сообщила первый проректор Университета ИТМО в Санкт-Петербурге Дарья Козлова, Минобрнауки уже формирует общую базу онлайн-курсов, которые будут предоставлены обучающимся.
Большая часть университетов России перешла на дистанционное образование и использует для этого онлайн-платформы, а для организации практических занятий – технологии виртуальной реальности (ВР). Чтобы образование в стране на время карантина оставалось на высоком уровне – вузы готовы обмениваться онлайн-курсами друг с другом, сообщили ТАСС представители высших учебных заведений.
Перенастроить программы
Ранее министерство рекомендовало вузам с 16 марта перейти на дистанционное обучение в целях профилактики коронавируса. Руководителям научных и образовательных организаций поручено взять на особый контроль реализацию санитарно-противоэпидемических мероприятий, включая организацию замеров температуры на входе в учреждения.
Преимущественно российские университеты для исполнения рекомендаций перенастраивают свои онлайн-курсы и программы для заочников или дополнительного образования для работы со всеми учащимися. Например, Балтийский федеральный университет (БФУ) им. Иммануила Канта, который является крупнейшим вузом в Калининградской области.
“Информационно-образовательная среда в БФУ им. И. Канта функционирует с 2015 года. И это очень нам сейчас помогает – большинство студентов и преподавателей в ней уже освоились. И нам как многим другим вузам не нужно время, чтобы отладить механизмы работы этой системы. Она уже работает”, – сообщила журналистам первый проректор по образовательной деятельности БФУ Ирина Кукса, подчеркнув, что если раньше электронная система была дополнением к основному очному образовательному процессу, то теперь она становится основной.
В некоторых вузах принято решение проводить вместо лекций вебинары. Так, в Ярославском государственном университете им. П. Г. Демидова для чтения лекций онлайн будут оборудованы медиастудии.
“В университете есть достаточная технологическая база. У нас есть несколько оборудованных медиастудий для проведения вебинаров, онлайн-лекций, конференций, также у нас есть электронный университет Moodle ЯрГУ – это платформа, на которой размещаются курсы или части курсов, блоки заданий с возможностью выполнения прямо на платформе и контролем преподавателей. Очень многие преподаватели и так это использовали ранее, это удобно, но теперь будут использовать практически все”, – рассказали ТАСС в пресс-службе вуза.
В Новосибирском государственном техническом университете для дистанционного обучения будет применяться уже существующая система DiSpace. “Преподаватель загружает туда электронное пособие и задания, с вопросами, можно загружать туда и видео, и звуковые файлы. Студенты эти задания делают дистанционно и присылают ему. Преподаватель их проверяет, оставляет комментарии, и вот так поэтапно они идут к зачету или экзамену. Мы давно ею пользуемся для заочников, но вот сейчас будут переходить все”, – рассказали ТАСС в пресс-службе НГТУ.
Поделиться парами
Ряд российских университетов готов не только обучать своих студентов онлайн, но и поделиться образовательными программами с другими.
“В настоящее время Минобрнауки уже формирует общую базу онлайн-курсов, которые будут предоставлены обучающимся российскими университетами в весеннем семестре 2019/2020 учебного года. База курсов располагается на “Национальной платформе открытого образования”. Все они будут открытыми и бесплатными для обучающихся любых вузов”, – сообщила ТАСС первый проректор Университета ИТМО в Санкт-Петербурге Дарья Козлова.
Она уточнила, что сейчас таких курсов уже более 500. Большая часть из них предоставлена вузами-участниками Ассоциации “Национальная платформа открытого образования”. Планируется, что в ближайшей перспективе это количество увеличится до 1 тыс. Университету ИТМО руководством проекта поручено курировать работу по сбору общей базы данных онлайн-курсов.
Также своими наработками и курсами готов поделиться Томский государственный университет, который входит в пятерку российских университетов – лидеров по созданию онлайн-курсов, свыше 2000 собственных программ размещено на ведущих образовательных платформах.
“Онлайн-обучение в университете давно является обязательной составляющей образовательного процесса: преподавателями университета разработаны курсы в системе Moodle, Google-классы, массовые открытые онлайн-курсы (МООК), поэтому все студенты имеют возможность получать информацию в электронной информационно-образовательной среде университета”, – процитировала пресс-служба вуза слова проректора ТГУ по образовательной деятельности Евгения Лукова.
Также 17 марта руководство Уральского федерального университета (УрФо) выразило согласие оказать необходимую поддержку для организации дистанционного онлайн-обучения в других университетах.
ВР для лабораторных и зачет через селфи
Особую изобретательность университеты проявляют при организации практических занятий и лабораторных работ. Например, Томский политехнический университет (ТПУ) при переходе на дистанционное образование будет проводить лабораторные работы с использованием технологий ВР. К симуляторам научных и учебных площадок вуза могут получить доступ студенты вуза, а также учащиеся других университетов РФ, сообщил ТАСС проректор Томского политехнического университета по цифровизации Александр Фадеев.
Он уточнил, что рассчитаны виртуальные лаборатории для студентов 1-2 курсов, где учащиеся смогут например изучить минералы на точной копии геологического полигона ТПУ в Хакасии на площади более 100 га или поработать на единственным в РФ учебном ядерном реакторе. Для работы им даже не потребуется специальное оборудование – они смогут запустить симулятор в своем браузере на домашнем компьютере. При наличии оборудования их можно запускать в VR-шлемах.
Доступ к виртуальным лабораториям получат все интересующиеся студенты ТПУ в связи с переходом на дистанционное образование. Демо-версия симуляторов доступна всем желающим на сайте университета. “Полную версию готовы предоставить университетам… на безвозмездной основе, но нам необходимо, чтобы университет к нам обратился, мы штатно отработаем запрос”, – отметил Фадеев.
Часть вузов намерена использовать для этого социальные сети и столь любимые студентами селфи. “У нас есть отдельное решение по физкультуре – мы используем инструмент соцсетей. Если утром у группы по расписанию физкультура, то студент должен отчитаться о том, как позанимался дома. К примеру, селфи с пробежки. Это работает, по селфи видно, что он действительно бежал”, – сообщил агентству начальник центра электронного обучения Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского (КФУ) Роман Шостак.
Он не исключил, что в будущем будут также использоваться показания фитнес-браслетов студентов. “Положительные отзывы мы получили, понравилось студентам это дело. Селфи они и так делают, а тут селфи с пользой, с выставлением зачетов”, – добавил Шостак.
Доцент кафедры технологии и организации строительства Института лесных, горных и строительных наук ПетрГУ Мария Зайцева также решила использовать современные технологии и уже провела практическое занятие в прямом эфире в Instagram. По ее словам, выбор пал на эту площадку, потому что у всех студентов были учетные записи в этой соцсети. “В ходе прямого эфира я рассказывала, как делать курсовой проект, а именно начало гидравлического расчета внутреннего холодного водопровода. В прямом эфире есть свои плюсы: все сидят в пижамах и пьют чай, эфир можно пересмотреть и в целом комфортно. Но нет живого общения с аудиторией, а этого не хватает. И это была все же не лекция, а практическое занятие. Лекцию было бы легче вести”, – рассказала ТАСС Зайцева.
Источник: https://tass.ru/obschestvo/8010869