24-10-2017
Три года в эвакуации

 

О неизвестных страницах истории главного вуза полуострова рассказал доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой  исторического регионоведения и краеведения, директор Музея  истории  КФУ имени В.И. Вернадского Андрей Непомнящий.

– В преддверии столетнего юбилея Университета наш музей проводит обширные архивные исследования по истории вуза – не только педагогического института, переросшего затем в Симферопольский государственный и Таврический национальный университет, но и других академий КФУ – в частности, Медицинской, Биоресурсов и природопользования, истоки которых относятся еще к довоенному времени. Архивные разыскания проходят в рамках выполнения гранта Программы развития КФУ «Музей истории КФУ им. В. И. Вернадского: формирование бренда в научно-образовательном пространстве». Это позволило отправиться по следам эвакуированных профессоров пединститута в Дагестан и провести  исследование в местном архиве на предмет выявления документов о пребывании в братской республике крымских студентов и преподавателей в годы Великой Отечественной войны. Надо сказать, что это – один из малоизученных периодов истории Крымского педагогического института имени М. В. Фрунзе, когда вуз находился в эвакуации и, практически, на это время был лишен своего статуса.

– Тем не менее, подготовка специалистов продолжалась даже в военное время?

– Конечно. Хотя, в Крыму «боевое положение» было введено с самого первого дня войны. На полуострове находилась база Черноморского флота с достаточно разветвленной инфраструктурой в различных районах. Это делало крымские города объектами для постоянных налетов вражеской авиации. Полуостров являлся важным трамплином для фашистских войск, рвавшихся к кавказской нефти и стремившихся полностью контролировать Азовско-Черноморский бассейн. Поэтому сразу же была очевидной необходимость организации тут оборонительных сооружений. И все же,  в июне 1941-го никто не верил, что придется уезжать в эвакуацию. Наступление на полуостров немцы развили во второй половине октября 1941 года. Уже в середине сентября враг попытался прорваться в Крым по Арабатской стрелке. Поэтому, несмотря на то, что тогда наступление гитлеровцев было остановлено, Наркомпрос РСФСР предписал всем крымским вузам готовиться к эвакуации.

С июля по ноябрь 1941 года с полуострова было в общей сложности эвакуировано около 200 тысяч человек. Эвакуация проходила под непрерывными бомбежками. Значительная часть материальных и культурных ценностей предприятий, учреждений, музеев из-за этого была утрачена. Совет Народных Комиссаров Крымской АССР организовал для эвакуированных приемные пункты в Краснодарском крае и Грузии – в Туапсе, Темрюке, Новороссийске, Краснодаре, а также в Поти и Батуми.

– Пединститут эвакуировали в полном составе?

-Эвакуации подлежали не все сотрудники пединститута, а лишь дирекция, деканы, заведующие кафедрами, отдельные профессора и около 250 студентов. Среди выехавших в эвакуацию были исполняющий обязанности директора института В. М. Боровский, декан физико-математического факультета Е. Ф. Скворцов, декан факультета естественных наук А. Н. Киселев, декан исторического факультета, заведующий кафедрой истории СССР Ф. С. Загородских, заведующий кафедрой всеобщей истории К. И. Тодорский, декан географического факультета А. У. Мамин, заведующий кафедрой иностранных языков А. И. Криличевский, заведующий кафедрой русского языка А. И. Германович, заведующий кафедрой физики Н. А. Лебедев. 23 сентября 1941 года эшелон с коллективом пединститута  выехал к паромной переправе Керчь через Джанкой. Везли 60 ящиков имущества. Вечером этого же дня начали погрузку на выделенную институту баржу. И  поздней ночью катер перевез баржу с людьми и имуществом через Керченский пролив в Темрюк. Переезд продолжился 25 сентября, когда все вещи были загружены на теплоход «Стахановец» и по реке Кубань крымчане отправились в Краснодар. Однако после прибытия и размещения для отдыха в помещении местного пединститута, стало ясно, что в переполненном беженцами городе более оставаться невозможно. После непродолжительных консультаций с Москвой было принято решение продолжать движение в Махачкалу.

2 ноября 1941 года преподаватели и студенты Крымского пединститута прибыли в столицу Дагестанской АССР. Представители местного педагогического института встречали крымчан на железнодорожной станции и по заранее составленным спискам расселяли в семьи к местным жителям и в студенческое общежитие.

– Значит готовились к приезду крымчан?

-В Центральном государственном архиве Республики Дагестан удалось выявить интересные документы, которые свидетельствуют, что к приезду такой значительной группы людей из Симферополя в Махачкале были не готовы. 22 ноября 1941 года партийное руководство и правительство Дагестана приняло решение о слиянии Крымского педагогического института им. М. В. Фрунзе с Дагестанским педагогическим институтом имени Сулеймана Стальского. Это, по мнению властей, должно было стабилизировать финансирование вуза. В Центральном государственном архиве Республики Дагестан мне удалось обнаружить интересный документ:

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ ДАГЕСТАНСКОЙ АССР

МАХАЧКАЛА

Бюро Обкома ВКП /б/

                                                    № 1190/114   §  64

22      Ноября      1941 г.

О слиянии эвакуированного Крымского Пединститута

с Дагестанским Пединститутом.

         Совет Народных Комиссаров ДАССР и Бюро Обкома ВКП/б/ постановляют:

  1. Ввиду отсутствия возможности для размещения и сохранения самостоятельности эвакуированный Крымский Пединститут временно слить с Дагестанским Пединститутом.
  2. Предложить Наркомпросу /тов. Магомедову/ пересмотреть штат работников института, исходя из принципа сохранения наиболее ценных научных работников, при максимальной экономии государственных средств.
  3. Учебное оборудование и имущество Крымского Пединститута передать на хранение Дагестанскому Пединституту при возобновлении его работы в Крыму.
  4. Директору Пединститута тов. Зайцеву и председателю Махачкалинского Горсовета тов. Гасанову принять меры к размещению профессорско-преподавательского состава и студентов Крымского Пединститута.
  5. Сохранить за работниками Крымского Пединститута, принятыми в состав объединенного Пединститута, право вернуться на работу в Крым, когда это представится возможным.

Председатель СНК ДАССР А. Даниялов.

Секретарь Обкома ВКП /б/ Н. Линкун.

Директором объединенного пединститута вскоре стал Халиль Магомедович Фаталиев. Бывший директор Крымского пединститута В. М. Боровский писал 4 декабря на фирменном бланке КПИ заместителю председателя Совнаркома Дагестанской республики тов. Хошаеву о том, что зарплаты профессорам и стипендии студентам, не смотря на слияние вузов, не выплачиваются. Сохранилась и телеграмма Хашаева, отправленная в Киров, где располагался эвакуированный из столицы Наркомпрос РСФСР. Она датирована еще до получения записки В. М. Боровского – 28 ноября. Там сообщалось о том, что крымские работники два месяца не получают заработную плату и предлагалось открыть счета для выплаты.

Только через два месяца крымских переселенцев прикрепили в продуктовому магазину и выдали им карточки для получения продуктов и промышленных товаров, в том числе особо важных – свечей, мыла, спичек. Профессоров прикрепили к одной из столовых и выдали талоны на питание. Студенты также получали такие талоны, но на пайки в уменьшенной комплектации.

Крымские ученые влились в научно-педагогическую жизнь дагестанского вуза. Профессор В. М. Боровский стал заведующим кафедрой зоологии, профессор Е. Ф. Скворцов возглавил кафедру математики, доцент Ф. С. Загородских – кафедру марксизма-ленинизма. Он же вскоре возглавил партком вуза. Трудившиеся на историко-филологическом факультете крымские преподаватели А. И. Германович и Ф. С. Загородских были постоянными участниками Государственных выпускных экзаменационных комиссий. В архиве удалось найти многочисленные протоколы работы ГЭК, подписанные ими. Учебные планы были пересмотрены. Значительно были увеличены часы на начальную военную подготовку и физкультуру. Отдельным предметом читался курс «Великая Отечественная война советского народа», а с 1942/1943 учебного года вели курс политической экономии.

– Война вносила свои коррективы в учебный процесс.

– Враг рвался к Кавказу. Поэтому, в свободное время преподаватели и студенты строили укрепления на подступах к Махачкале. Отличившиеся на строительстве укреплений доценты Ф. С. Загородских, А. У. Мамин, Н. А. Лебедев и А. И. Германович были награждены медалями «За оборону Кавказа». Указом Президиума Верховного совета Дагестанской ССР заведующий кафедрой марксизма-ленинизма Дагестанского педагогического института доцент Федор Степанович Загородских был награжден Почетной грамотой за отличные успехи в области научно-исследовательской работы в дни Великой Отечественной войны и за подготовку высококвалифицированных кадров.

В эвакуации коллективу Крымского пединститута пришлось пережить еще один переезд эвакуацию. В связи с прорывом немецко-фашистских войск осенью 1942 года к Тереку и опасностью захвата Грозного было принято решение переместить Дагестанский пединститут им. Сулеймана Стальского в районный центр Касумкент, расположенный в 185 километрах от Махачкалы. В этом горном селе преподавателей и студентов поселили на квартирах у местных жителей. Дома были с земляными полами и не полностью отапливались. Занятия проходили во второй половине дня в местной школе. Кормили институтских организованно в столовой, по талонам, куда  выстраивались большие очереди. Не хватало посуды, поэтому ели в несколько смен. А утром и вечером все собирались у громкоговорителя послушать сводки с фронтов.

– И все же, Крымскому пединституту имени М.В. Фрунзе суждено было сохраниться как вузу.

– 20 августа 1944 года его коллектив выдвинулся в обратный путь, в Симферополь. Сборами и организацией возвращения также руководил В.М. Боровский. А уже в Крыму он не избежал репрессий, в частности за утрату архива пединститута, который был утерян во время многочисленных переездов и передачи вещей вуза на хранение. Поэтому, так важны любые сведения из истории нашего университета, которые сегодня удается найти. И, пользуясь случаем, хочу выразить глубокую признательность дагестанским архивистам, с которыми мне посчастливилось разыскать раритетные документы в Центральном государственном архиве Республики Дагестан – директору Ольге Владимировне Бекаевой, заведующей читальным залом Патимат Омаровне Раджабовой, ведущему специалисту отдела использования документов Патимат Камамудиновне Маграмовой.

Беседовала Елена Озерян

Крымская газета