Если бы ещё месяц назад нашим детям сказали, что можно будет не ходить в школу, а уроки делать дома, они бы посчитали это фантастикой и озвучили столько планов, что не хватило бы и месяца. Но, столкнувшись с мечтами в реальности, некоторые из них, да и из нас, родителей, растерялись. У всех один вопрос: чем занять ребёнка, чтобы провести вынужденную школьную паузу с максимальной пользой? Кстати, родители наконец-то оценили труд учителя.
Режим обязателен
Итак, начнём с главного — режима дня, ведь выходные рано или поздно закончатся, поэтому нужно поддерживать, хоть и с нескольким смягчением, рабочий распорядок. Важно, чтобы рёбенок высыпался, полноценно питался, получал физическую нагрузку и, конечно же, интеллектуально развивался. У взрослых появился уникальный шанс уделить внимание воспитанию, правилам поведения чада, наладить и укрепить взаимоотношения с ним. Но обо всём по порядку.
Для начала я советую составить совместный план на каждый день и сочетать разные виды деятельности: от дружной лепки пельменей до участия в спектакле театра теней по собственному сценарию. Можно по-новому распределить домашние обязанности. Хорошо бы поставить большую цель, например, прочитать 100 страниц или решить 60 задач. Это непросто, но всё же по силам. А чтобы был стимул, обязательно обсудите с отпрыском меры поощрения.
В сложившихся условиях появилась возможность виртуально посетить Лувр, Прадо, музей Ван Гога, Третьяковскую галерею, Эрмитаж. Это интересно и познавательно детям любого возраста и, кстати, родителям тоже. Но поскольку время, отведённое для работы с компьютером, всё-таки ограничено, есть ещё множество интересных общих игр и развлечений. Например, после прочтения книги неплохо устроить её обсуждение или поставить домашний мини-спектакль по прочитанному. А можно попробовать написать книгу самому. Всё это разовьёт у ребёнка внимание, воображение, фантазию (то, чем мы не успеваем заняться с ним во время учёбы).
Настольные игры — отличное семейное времяпрепровождение и всегда нравятся детям. Например, лото, «Эрудит», «Менеджер», шашки, шахматы, морской бой; игры в компании: фанты, «Крокодил», «Тви-стер», «Мафия», «Дженга» и др. Это развивает и логику, и целеустремлённость, способствует росту самооценки и является залогом хорошего настроения.
А совместное приготовление любимой еды будет не только весёлым занятием, но и полезным. Хорошо приготовить вкусный ужин с ароматным печеньем и сделать на его фоне фото. Это запомнится на долгие годы как самое счастливое время. Возьмите на заметку: даже приготовление еды можно совместить с научными экспериментами — показать, как смешиваются различные ингредиенты, как растворяются в воде соль или сахар, что будет, если в воду добавить растительное масло.
Карантин — не каникулы
И всё-таки не забывайте об интеллектуальном развитии детей. Благо сегодня много вариаций дистанционной формы обучения, где можно не только подтянуть знания, но и пополнить их чем-то новеньким. Например, «Российская электронная школа», образовательный портал «ЯКласс», «Учи.ру», «Фоксфорд», тренажёр «Мат-Решка» и прочие — с интерактивными занятиями по всем школьным предметам с 1 по 11 классы от лучших учителей страны. Многие кружки и секции дополнительного образования также работают в дистанционном формате.
Важно в период длинных выходных не игнорировать физические нагрузки. Это и элементарная зарядка, и упражнения в перерыве между уроками. Кстати, здесь тоже можно поставить новые цели и организовать соревнования — кто выполнит больше отжиманий, приседаний или подтягиваний. Даже банальное разглядывание природы из окна квартиры можно превратить в изучение окружающего мира или в захватывающее приключение.
Учёба продолжается
Весенние каникулы завершены. Пора вернуться к учёбе, неважно, что она — дистанционная. В новом формате присутствуют три обязательных субъекта образовательного процесса: учитель, ученик и Интернет. Какой простор для всяких придумок! Родителей наверняка увлечёт идея попробовать себя в роли учителя,
объяснить новый непонятный материал, стимулировать школьника, а учителей — составить подробные конспекты, организовать обратную связь. Всё получится, если мы будем делать общее дело вместе, советоваться, общаться и сами учиться. Ведь в итоге у нас общая цель — здоровые, умные и счастливые дети. И, конечно, у ребёнка должно быть свободное время, чтобы он занялся любимым хобби.
Подводя итог, подчеркну: новая реальность — уникальная возможность лучше узнать сына или дочку, уделить им больше внимания. Главное — ваше желание. И всё получится!
Мария СКОРОБОГАТОВА,
доктор педагогических наук, доцент кафедры социальной психологии Таврической академии КФУ им. В. И. Вернадского