Сергей Милокумов – доцент кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна в Институте филологии, истории и искусств Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского.
— Не так давно мы в России, а Российская академия художеств уже наградила золотыми медалями ялтинцев. Что вы сделали, чтобы заслужить такую высокую награду?
— Россия всегда была рядом. Мы же не улетали на Луну. Мы остались в информационном, историческом, философском и литературном пространстве — абсолютно все связи остались. А моя культурная история в России никогда не прекращалась. Будучи членом Союза художников СССР с 1988 года, я выставлялся по линии СХ, а после — на Смоленке в экспортном художественном салоне, в частных галереях. С 1989 года выполнял живописные заказы правительства (VIP-подарки, декорирование госдач). В 2010 году в Центральном доме художника при поддержке правительства Москвы состоялась персональная выставка живописных работ “Ялта—Москва—транзит”. За последние 5 лет— 15 персональных выставок в галерее “Артефакт”. Художники меня поймут — это очень нелегко, но мне хотелось, и я это делал, есть что сказать зрителю.
— Столичная деятельность естественным образом нашла своё продолжение в Доме-музее А.П.Чехова?
— Пожалуй, что так. Вместе с Мариной Чвалой мы реализовали идею новой экспозиции, за что были удостоены премии А. П. Чехова. И мне кажется, что чеховская тема всегда будет актуальна. Привлекает не только творчество великого писателя. Его имя является своеобразным брендом Ялты, как, например, Моцарт — для Зальцбурга, Волошин — для Коктебеля. Когда-то придумал авторский проект “Моя малая Родина” и брался за объекты, которые, так или иначе, способствовали бы развитию любви к месту, где мы родились, где живём, поэтому появилось целое направление, которое было связано с музеями, — это Керченский музей-заповедник, Ливадийский дворец-музей, Музей кобзарства Крыма и Кубани в Ялте, Музей вина в Массандре. Уже стали классикой, не побоюсь этого слова, бренд «Гостиница Ореанда», фирменный стиль Крыма и Ялты, включая герб города. Это и «Пальмира Палас», «Поляна сказок», «Крымский центр развития туризма», «Массандра», «Ливадийский дворец-музей». На самом деле, брендов много, и часть из них была создана в рамках этой программы, как и проект Дома-музея А.П.Чехова.
— Талант художника, как и любой талант, это — чудо. Но умение, как сейчас говорят, продвигать в массы, «монетизировать» плоды своего труда – тоже искусство, которым владеют далеко не все талантливые люди… Это умение — составляющая вашего успеха?
— Спасибо, конечно. Но, думаю, дело не в этом. Попытаюсь вывести свою «формулу успеха». Мне исполнился двадцать один год, когда я попал на стажировку в Высшую школу искусств HIF, Halle/s (Германия). Именно там я научился ценить своё время и знания. Семья определила ещё одно качество: чувство ответственности.
Многие считают, что художник, дизайнер в частности, должен быть как одинокий волк. Яркий пример — Генри Дэвид Торо, который ушёл в лес и жил там в хижине в полном одиночестве. Взял всё необходимое по одному экземпляру и отшельничал. Это не для меня. У меня есть семья, профессия, страна, и это начало ответственности.
— И в продолжение темы… Разные направления в творчестве, может быть, требуют и разных личностных качеств?
— Тип мышления художника я бы сравнил с космосом: бесконечность переживаний, многообразие впечатлений, нескончаемый творческий поиск. Это — классно! И мне всё это симпатично. А вот у дизайнера совсем другая история. Есть проект, который предполагает временной лимит и определённый бюджет. Если вы запаздываете или выходите за рамки бюджета, вы уже никому не интересны.
Если сложить вместе вышесказанное, получится то, чем я сегодня живу. В равной степени занимаюсь живописью, дизайном, геральдикой, фалеристикой, оформлением книг, консалтингом — это мой мир. Правда, когда я жил на Западе, у меня были продюсеры. Я только занимался творчеством, но при этом были люди, которые говорили, что это продаём сегодня, а это — завтра. Вам ставят задачу, жёсткие рамки, и вы должны успеть.
— Возвращаясь к теме творчества, и всё-таки, какой ваш любимый вид искусства?
— Я бы выделил живопись. Но и дизайн — удивительная область творчества. Ведь главное в творчестве –— это содержание, креативность процесса. У меня получается профессионально заниматься и живописью, и иллюстрацией, и брендированием, и геральдикой, и фалеристикой.
Кстати, одна из последних работ по фалеристике – проект, связанный с созданием атрибутики наград Республики Крым. Этот интереснейший проект мы создали совместно с супругой Людмилой, тоже заслуженным художником. Нам удалось предложить и реализовать абсолютно новый концепт комплексной разработки развития дизайна орденов и медалей Республики Крым. Самое удивительное и замечательное, что за несколько месяцев наш дизайн стал одним из символов Республики. И это не первый наш совместный проект. Главное — прислушиваться к себе и читать знаки, посланные судьбой. И каждый раз срабатывает это доверие самому себе. Из обыденности вы шагнёте в мир творчества, если сможете каждый день начинать с нового листа: утром становиться юным, готовым к любым эмоциям, к новым потрясениям — тогда всё преобразится. Ведь когда мы засыпаем, а потом просыпаемся, то как бы рождаемся заново. Вспоминайте утром, как вас зовут, — и вперед. Ставьте на день задачу, что сегодня вы, например, лучший в мире повар, когда готовите завтрак; водитель, потому что сегодня вы за рулём. И если вы подходите к холсту, то вы самый лучший в мире художник. У вас что-то не получается? Я советую своим студентам: возьмите ручку, кисть в левую руку, если вы правша.
Сломайте стереотипы. Левая рука активизирует работу правого полушария, правая – левого. Творите заново, у вас получится, обязательно получится!
Хотите заниматься творчеством? Снова станьте ребёнком. Когда я преподавал в Германии, моими учениками были люди пятидесяти лет и старше. В европейских странах есть такая форма вечернего досуга, когда достаточно успешные люди чем-то ещё хотят заняться. В Германии акварель пользуется особым успехом. И они хотели стать лучшими аквалеристами в мире. Я им говорил, что всё теперь будет по-другому. Начнём с того, что будем называть друг друга, как в детстве, по имени (у них с этим сложно —только на “вы” и по фамилии). И это помогало. Дети — самые искренние творцы.
— Сложная тема: педагог, обучение, раскрытие индивидуального творческого начала… Раньше молодые люди стремились поступать в столичные вузы, сейчас ситуация изменилась, почему?
— Я думаю, что вопрос о периферийности или столичности вуза на сегодняшний день вообще снят во многом потому, что сейчас есть современные коммуникации. В каком ты городе живёшь, конечно, по-своему важно. Но всё зависит от человека. Во всех мудрых книгах написано: «Начни с себя». Успех, прежде всего, зависит от личности учащегося. Первое задание, которое я даю студентам, — написать о своей мотивации и мировоззрении. Художник и дизайнер, в конечном счете, оказывают влияние на управление обществом, поэтому воспитание мировоззрения формирует систему ответственности, обратную связь.
И вот в конце учебного года они снова пишут сочинение на тему «Моя мотивация, моё мировоззрение». И что же? Сами отмечают, что это «две большие разницы».
— За десять лет работы в Гуманитарно-педагогической академии более пятисот специалистов проходили у вас обучение. Что вы считаете главным в этом процессе? И, в заключение, традиционный вопрос о творческих планах.
— Самое важное — помочь раскрыться творческому началу каждого студента. И если уж говорить о роли преподавателя, хочу отметить, что в Гуманитарно-педагогической академии реально собрана, как сейчас говорят, команда, которой под силу формирование профессиональных и духовных компетенций в Ялте и Республике Крым. А награда — это приятно и, в то же время, повод для новых творческих поисков и новых проектов. После вручения золотых медалей состоялось обсуждение дальнейших планов развития содружества между Российской академией художеств и Гуманитарно-педагогической академией. В перспективе предусматривается обмен студентами, курсы повышения квалификации, в летний период – проведение пленэров в Ялте, организация выставок ведущих академиков в Ливадийском дворце.
Что касается планов на будущее, это живопись, дизайн, иллюстрация книг, фалеристика и, конечно же, работа с Домом-музеем А.П.Чехова. В ближайшее время буду рад познакомить общественность города и Республики с новыми проектами и выставочной деятельностью, безусловно. А так, кто знает, что подскажет утро нового дня…
Интервьюировала Анна Рудой
На снимке: Сергей и Людмила Милокумовы — многолетний семейный и творческий союз. Совместная работа “Государственные награды Республики Крым” выдвигается на соискание Государственной премии Республики Крым в номинации “Крымский патриотизм, вклад в миротворческую деятельность, развитие и процветание Крыма”.