К сожалению, сегодня мы все чаще видим, как многие народы, мирно жившие бок о бок стали воевать между собой, истреблять друг друга. В Крыму, население которого – представители 175 национальностей, слава Всевышнему, ничего такого не происходило и, хочется верить, не произойдет. Почему? «Благодаря …крымской идентичности», – убежден доцент кафедры физической и социально-экономической географии, ландшафтоведения и геоморфологии КФУ имени В.И. Вернадского, политолог Сергей Киселев.
– Крым в этом плане удивительная земля, – подчеркивает собеседник.- Когда-то видный ученый-историк Василий Иосипович Ключевский говорил о том, что Крым это мешок в который из всей Европы ссыпаются народы. И я представляю, как приходит добрый дедушка Мороз и достает подарки из этого крымского мешочка. Если посмотрим этническую историю Крыма, то увидим, как люди, совершенно чуждые этой земле, приходя на нее, обустраивались и со временем приобретали какие-то особые черты характера, поведения, отношения к окружающей природе, у них вырабатывалось своеобразная философия восприятия окружающего мира, которую можно обозначить простым термином – крымскость. И хоть об этом не принято говорить, но существует некая особая философия Крыма. Потому что, Крым, даже с точки зрения географии – идеальный регион. Это – почти остров, но связанный с материком, это – территория, которая большую часть своей истории находилась на периферии всемирных процессов, а несколько раз попадала в их центр.
-Каких?
– Не уходя вглубь веков, возьмем последние 70 лет. Это – Ялтинская конференция, сделавшая известной во всем мире и Ялту, и Крымский полуостров, на которой были прочерчены контуры мироустройства после Второй мировой войны. Это 2014-й год, который, по сути, запустил эти опасные, грозные и во многом непонятные чем закончатся в перспективе процессы, которые мы сегодня наблюдаем. Потому что, даже слушая выступления разных экспертов в разных областях политической науки, международных отношений мы слышим: все началось в 2014-м году. А что началось? Крым вернулся в Россию, и полуостров – это не просто территория для нее. Потому что в Крыму крестился князь Владимир, отсюда – связь с Византией, отсюда, во многом, пришла символика на Российский герб с двуглавым орлом и на герб Москвы с Георгием Победоносцем над въездными вратами Фроловской ( ныне Спасской) башни Московского кремля. Обращаясь к нашей национальной истории и сегодняшнему дню, мы видим огромное количество нитей, связывающих государства, людей. Не случайно для многих, особенно в Советском Союзе, посещение Крыма было праздником, незабываемым событием о котором говорили, помнили, писали стихи. Я недавно приобрел девятитомник «Поэты о Крыме», начиная с древнейших времен до современности – наглядное доказательство того, что огромное количество наших предшественников – поэтов, ученых, путешественников посвятили Крыму поэтические строки, воспоминания. Что уж говорить о тех людях, которые здесь живут, и каждый день сталкиваются с этой неповторимой реальностью. Крымские горы отличаются от кавказских, они не подавляют человека, а как бы гармонично вписываются в его среду обитания. Крымская степь – обработанная, в свое время там был ухожен каждый уголок. К счастью, сегодня там снова все возрождается. Наша степь не производит гнетущего впечатления на человека. Мне приходилось бывать в степях и пустынях, например, Приуралья, Зауралья- это огромные пространства, где ощущаешь какую-то беспомощность. А в Крыму, даже находясь в степи, мы вдали видим горы, и не надо много времени, чтобы оказаться на берегу моря, где набегают волны, дует легкий ветерок с моря или с той же степи, несущий запах трав. И ты чувствуешь себя счастливым человеком, гармонически привязанным к этому уникальному природному уголку.
– Вам могут возразить обитатели других уникальных уголков, которых в России очень много.
– Природное своеобразие и великолепие Крыма дополняется его этнической мозаикой, национальными историями, связью с теми национальными ядрами народов, часть которых проживает в Крыму, их легендами, сказками, сказаниями. Я вырос в Старом городе Симферополя, на улице, где на 4 двора было до 40 национальностей. И в этом многонациональном «котле» мы- жители этих дворов, «плавились», узнавали, национальные кухни, сказки, предания, особенности поведения, разговорный акцент присутствующий или отсутствующий. А в результате у нас появлялось это своеобразное крымское восприятие реальности.
-Поэтому и появилась Ваша книга «Крымская идея»?
– Это сборник моих и ближайших друзей статей, в которых прослеживается вызревание крымской идеи, суть которой очень простая. Каждый крымчанин находится в двух потоках истории: один – это древняя история полуострова, уже не существующих народов. А второй – это собственно национальная история. В Крыму они пересекаются. И когда ты в своем самосознании воспринимаешь как свои оба потока, они маленькими аспектами формируют твою идентичность.
– Опять же, Вам могут возразить, что примеров территорий, где есть такие же потоки, можно привести достаточно много. На том же Кавказе таких регионов немало. Но, почему-то, как мне кажется, такой гармонии, как в Крыму, там не наблюдается.
– В свое время я попытался найти объяснение этому явлению в своей работе «Пять постулатов крымского регионализма». Почему постоянно возникает в каждом поколении вот это крымское региональное самосознание и региональная идентичность в независимости от национального происхождения жителя полуострова? Потому что, действуют несколько факторов – природный, исторический, этнографический и хозяйственный. Плюс особая, как мы говорим, политическая судьба Крыма. Например, все задавались вопросом, почему у нас в 2014-м году получилось, фактически, мирно вернуться в Россию, а у Донбасса нет?
-Хотя там тоже живут представители тех же национальностей, что и в Крыму.
-Да. Я тогда с удивлением для себя, от многих услышал ответ: за все муки, переживания, ужас, которые Крым пережил в 20-м веке, Богородица накрыла своим Покровом полуостров, защитив его от войны и массового убийства. Конечно, причина заключается в особенностях характера местных жителей, в том, что в Крыму достаточно высокий уровень людей с гуманитарным образованием. В Советские времена у нас была очень хорошая школа и, скажем так, ее реликты сохранились и в постсоветское время – по уровню образования мы остаемся на ведущих позициях. В 2014-м огромную роль сыграли журналисты, музейные работники, экскурсоводы. Все эти люди – особая каста. В газетных, телевизионных материалах, публичных выступлениях, текстах экскурсий, всегда акцентируется внимание на особой любви к Крыму как таковому во всем его многообразии. И это на уровне подсознания всегда закладывается у большинства жителей полуострова и потом проявляется в их конкретной политической деятельности. Крым это не только абсолютный регион, но еще и абсолютная ценность для живущих здесь граждан. Я, кстати, делю население полуострова на две больших категории – те, кто является носителем крымского сознания, и просто люди, живущие в Крыму. Они могут жить везде, как правило, часть из них не рано или поздно уезжают из Крыма. Но, те, кто остается, что называется, всеми фибрами души начинают любить Крым и воспринимать его таким, как есть. Приведу пример собственных двоюродных сестер. Они переехали в Крым с Камчатки, тоже полуостров, которую обожают. Прошло несколько десятилетий, и они стали носителями крымского самосознания. Есть у меня друг, он приехал жить в Крым из Калининградской области –любимый им янтарный край. Но сейчас иногда он даже больше крымчанин, чем некоторые родившиеся и выросшие здесь. А он – большой и сильный, за каждую сломанную веточку, может не только словесно повоспитывать, – смеется.- Вот такие интересные вещи происходят с людьми в Крыму. Нас призывают любить Родину с высоких трибун, я же считаю, что любовь к большой Родине начинается с любви к малой Родине, своего ближайшего окружения. Был такой замечательный русский географ, экономист, геополитик, культуролог, философ, поэт, общественный деятель, один из главных теоретиков евразийства Петр Николаевич Савицкий. Кстати, формировали его мировоззрение преподаватели и профессора Таврического университета, когда оказались в эмиграции. Савицкий выдвинул концепцию «месторазвития», которое может быть большим или маленьким. Он говорил, что каждый двор, каждая деревня – это место развития, где происходит конкретная, реальная жизнь человека, формируется его психология, поведение, широкое мировосприятие. И из этих маленьких «месторазвитий» складывается ткань большого государственного «месторазвития». Мы живем в стране-федерации, где так же органично себя должны чувствовать не только русские, но и украинцы, белорусы, жители Поволжья, кавказские, татарские, сибирские и другие народы, живущие на территории России. И вот из этих маленьких «месторазвитий», территориальных общин, а крымская идентичность – это территориальная идентичность, но она может быть и политической, складывается канва большой России-Евразии, большого «месторазвития» – цивилизация. Это как клеточки организма. И Крым – одна из клеточек, да, особая клеточка. Но мы же помним, что у нас есть нервная система, кровеносная, костная и т.д..
– Святитель Лука Крымский говорил, что есть и душа.
– «О духе, душе и теле»- замечательная книга. Он меня крестил, и тот крестик был моей любимой игрушечкой в детстве. И вот носители этих разных самосознаний, их местное, локальное самосознание не противоречит самосознанию, принадлежности к большому государству. Когда же иногда наверху идеологи пытаются сказать, убирай свое местное самосознание, тогда я перестаю ценить свое окружение. Я – патриот своей большой Родины, но я патриот и своего родного края. Патриотизм большой начинается с маленького и не противоречит большому, а дополняет его. Я прекрасно понимаю камчатского патриота, сахалинского, сибирского, дальневосточного и т.д.. Для меня истоки его патриотизма и любви к большой Родине лежат в любви к малой Родине. Вспомним земское управление в России – это была попытка за счет местных ресурсов привести в порядок, организовать мыслящие, трудящие общины, которые на свои заработанные средства благоустраивали территории, налаживали местную жизнь, улучшали благосостояние всех, при строгой отчетности за потраченные средства. А когда в стране появляется одно ядро, где улучшилась жизнь людей, второе, третье, четвертое, пятое… Мы потом с удивлением видим, что вся страна стала жить лучше. Да, к сожалению, у нас есть ретивый чиновничий люд, предпринимающий попытки выравнивать разницу. Но это приводит к негативу, а не позитиву. Да, есть опасность какого-то сепаратизма, национализма, но, для этого и существуют системы диалога с общественностью, чтобы через соответствующие структуры находить компромисс, возможность для сотрудничества. Поэтому, нельзя отмахиваться от людей, которые, к примеру, говорят: безумная, бессистемная, при отсутствии плана застройка ЮБК, это – уродование Восточного Крыма, вырезание бульдозером изумительных склонов Волошинской Киммерии- это удар по живому организму бытия всего крымского самосознания. От этих людей нельзя отмахиваться, их нельзя отменять, загонять в подполье, там рождаются враги. Потому что экология окружающего нас пространства, это – не запрет какой либо деятельности, а поиск компромисса. Ведь даже самые рьяные защитники природы прекрасно понимают, что прогресс не остановишь, что будут строиться санатории, частные дома, закрытые коттеджные поселки. Но, они должны строиться не там, где «я захотел», а там, где решив вопрос с местным населением, это будет с минимальной травмой для природы и с максимальным архитектурным эффектом. И это должно быть красиво! Потому что, Крым и красота недаром начинаются с одинаковой буквы, для меня это – знак равенства.
– Как и для всех крымчан.
– Главный фундамент, на котором покоится крымская идентичность, это ландшафтно-природное окружение. Был такой исследователь, марксист, автор учебников по историческому материализму Павел Иванович Кушнер. Он написал замечательную книгу «Этнические территории и этнические границы», вышедшую в 1951 году. Я как профессиональный геолог, извините, обалдел, прочитав ее. А Павел Иванович Кушнер, подчеркиваю, марксист, то есть не идеалист какой-то восторженный, выразил простую мысль -территория на которой на протяжении столетий проживает тот или иной этнос, приобретает этнические черты. Мы часто слышим, например, высказывание – «типично русский пейзаж». Даже анекдоты есть о том, что бандеровцы ходят и березки рубят, чтобы не пришел москаль и не сказал «типично русский пейзаж». И это касается не только Крыма. Мы видим дома-соты, и говорим – Кавказ, рисовые чеки- вспоминаем Индонезию, Малайзию, то есть мы это узнаем. И разрушение этого пейзажа, по сути, -разрушение первоосновы идентичности. А наша задача – сохранить ее. В Древней Греции храмы, дома, сооружения вписывались в окружающий пейзаж. Мы должны вернуть ощущение того, что Крым – это храм красоты! И мы всего лишь прихожане в нем. И наша задача – не разрушить его и не позволить это сделать людям без чувства красоты и любви в сердце, настоящих человеческих ценностей, на которых держится история всех цивилизаций на всех материках во все времена и эпохи. Крым – территория, которая наглядно, вещественным образом демонстрирует это. Мы часто вспоминаем Пабло Неруду, назвавшего Крым «орденом на груди планеты Земля». И мы должны сделать все, чтобы и наша планета сохранилась, и орден на ней. А не был выброшен или продан по дешевке на рынке. Размышляя об этом, я начал просто…фотографировать Крым. Хочу запечатлеть красоту Крыма не только в «эталонном» виде- Ласточино гнездо, Ливадийский дворец и т.д.. У меня на это счет есть своя концепция, которую называю крымоустройство, когда из маленьких ярких кусочков смальты складывается удивительная крымская мозаика. Эти «кусочки» – интересный крымский человек, выход пород полудрагоценного камня, поляна с реликтовыми цветочками, замечательный лес, безумной синевы небо, морской прибой, пена на берегу, цветная галька, это люди, дружащие друг с другом, те, кто жил, живет и будет жить в Крыму. Вот из этого всего складывается философия крымоустройства, гармоничного, организованного в интересах каждого человека пространства. Кстати, из всех периферийных территорий Российской империи, Крым в наибольшей степени удалось адаптировать в состав империи, «привязать» к ней. И спустя годы мы стали свидетелями феноменального явления: 1991-й год, все бегут из России, а Крым бежит в Россию! Как это объяснить? Да потому что, мать родная, потому что мы с ней навеки. Не случайно Булгаков после трагических событий, связанных с его семейным бытом на крымской земле написал потрясающее эссе «Моя Родина», где говорит о том, что человек связан со своей Родиной тысячью неисследимых нитей. Когда я много ездил по стране, уже выходя из дома, начинал тосковать, а на вокзале или в аэропорту эта тоска буквально охватывала меня. Зато, какую радость испытывал, если даже ночью, в поезде, уже в районе Мелитополя просыпался и ждал, когда в окнах вагона появится Сиваш, чтобы вдохнуть его йодистый запах. А когда на заре появлялся силуэт крымских гор, я был просто счастлив, потому что вернулся на Родину. Это – любовь, которая, как известно, тесно связана с понятием космоса, только так это можно объяснить. Космос и хаос – две противоположности, а Крым своей гармонией в гармонии, простите за тавтологию, природы и человека – это космическое явление.
– По этому поводу вспоминается одна шутка…
– Вместо крымоцентризм говорят крымопупизм, – улыбается.- Увы, от этого никуда не деться. Это не значит, что я не пойму человека, любящего кружева вологодских мастеров, наоборот, пойму его, потому что люблю свою малую Родину. А сколько поэтов, писателей, художников нашли в Крыму свою любовь, или это был короткий курортный роман, на всю жизнь оставивший яркие воспоминания! Любовь и Крым так же связаны в нашем сознании, как и то, что мы гордо называем себя – крымчане! И когда меня спрашивают ты откуда, я никогда не говорю, что из Симферополя, говорю – я из Крыма! Где живешь? Не в Симферополе, не в Евпатории, не в поселке Советском – в Крыму живу! Я путешествую по Крыму уже больше 50-ти лет, по деревням, горам, степям, фотографирую заборы, дома, коз, коров, белочек в лесу, оленей, наши прекрасные растения – это та стихия, в которой мы, крымчане, существуем…. И если рыбку вытащить из аквариума, она долго не протянет, так и крымчанин без Крыма тоскует. Не случайно те, кто уехал отсюда в бурные, нищенские, бандитские времена 90-х, так называемые экономические беженцы, пишут о том, как они любят Крым и какая ностальгия их охватывает, когда они вспоминают о нем. Это – явление космического порядка.
Беседовала Елена Озерян