Реализация Федеральной целевой программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2020 года разворачивается на полуострове всё более быстрыми темпами. От стадии проектирования сотен объектов Крым переходит к их возведению. Уже на первом этапе одной из главных проблем оказалась кадровая – в предыдущие годы республика не испытывала потребности в столь большом количестве строителей, инженеров и архитекторов, так как инвестиции никогда не превышали критического минимума. Но новые задачи требуют интенсификации подготовки специалистов. О готовности главного строительного вуза республики к выполнению этой цели Крыминформу рассказал директор Академии строительства и архитектуры Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, депутат Государственного совета Крыма Сергей Федоркин.
Крым ждет масштабная стройка. Как изменилось отношение к роли вашей Академии в этом процессе и, собственно, структура самой Академии в связи с новыми задачами?
Вы знаете, что наша Академия природоохранного и курортного строительства Крыма решением правительства России вошла в состав новообразованного Крымского федерального университета как одна из нескольких учебных и научно-исследовательских организаций. Нами уже в КФУ совместно с этими подразделениями были подготовлены предложения по программе развития университета. Эта программа развития финансируется в течение 5 лет в объеме 5 млрд руб. В прошлом году мы более 500 млн руб потратили на приобретение различного оборудования, разработку учебных программ, различных этапов программы развития. В этом и следующем году предусмотрено по 1 млрд руб, в последующие два года – еще по 1,25 млрд руб. Это очень большие деньги, которые позволят нам полностью переоснастить лабораторную базу в Академии и в вузе в целом. Мы сейчас приобретаем оборудование, что называется, с верхней полки – самое современное.
Если говорить непосредственно об Академии строительства и архитектуры, то в этом году мы открыли инжиниринговый центр, закупив серьезное оборудование. Для учебного процесса мы закупили самые современные стенды испанской фирмы Edibon, печи, различную технику. В общем, на этот счет перспективы у нас радужные.
Кроме того, у нас будут созданы центры коллективного пользования по исследованию материалов и их испытанию. То есть вход Академии в структуру КФУ позволит нам существенно поднять материально-техническую базу и готовить специалистов на самом высоком уровне.
Каких именно специалистов? Изменения коснулись направлений подготовки?
Мы уже готовим специалистов практически по всем сферам, необходимым для строительной отрасли Крыма и России, по нескольким образовательным программам. Наша основная программа – это строительство, подготовка идет по пяти профилям – технология, производство строительных конструкций и строительных материалов, промышленное и гражданское строительство, водоснабжение и водоотведение, теплогазоснабжение и вентиляция. Кроме того, мы в этом году открыли новый профиль – информационно-строительный инжиниринг. Это современная специальность, в России их не очень много – по-моему, две или три. И в этой специальности существенно усилена информационная составляющая. Специалисты, которые будут обучаться по этой программе, овладеют самыми современными компьютерными технологиями наряду с традиционными дисциплинами, которые необходимы строителям.
Нами подготовлен целый ряд современных магистерских программ, будем обучать магистров по нескольких направлениям – экспертиза и управление недвижимостью, промышленное и гражданское строительство, инжиниринг. Названия могут разниться, но суть такая.
Кроме того, мы проводим большую научно-исследовательскую работу в Академии. Основное направление – это обследование зданий и сооружений в сложных горно-геологических и сейсмических условиях. Все мы знаем, что Крым – это сейсмический регион со сложными горно-геологическими условиями, у нас большое количество оползней и грунтов, сложных для строительства. Практически ни одна реконструкция ни одного здания в Крыму не проходит без того, чтобы мы не провели предварительное обследование и не дали какие-то предпроектные решения, допустим, для усиления здания, приведения в необходимое состояние по сейсмическим условиям. Это касается и берегоукрепительных сооружений.
И еще одно очень важное и востребованное направление – градостроительство. На него у нас обычно очень высокий конкурс, и мы не испытываем недостатка абитуриентов по данному направлению. В последние годы мы практически выбираем все бюджетные места, которые нам предоставляют по государственному заказу. И в целом у нас недоборов нет, существует конкурс на все наши строительные специальности.
Это связано прежде всего с тем, что после вхождения полуострова в состав России были разработаны программы развития Крыма. А люди прекрасно понимают, что основным локомотивом экономики является строительство. Об этом говорил, кстати, и президент на заседании Государственного совета 17 мая. Если взять Россию в целом, доля строительной отрасли в ВВП составляет 6% – это реально локомотив, который тянет за собой всю экономику. То есть от того, как эффективно работает строительная отрасль, зависит развитие всей экономики.
Академия легко переориентировалась на российские стандарты?
Были, конечно, свои особенности, но в образовательной сфере мы – что Россия, что Украина – вышли из одной колыбели – из Советского Союза, и в общем-то недалеко ушли друг от друга. Единственное отличие в том, что российским вузам уделялось гораздо большее внимание, чем крымским вузам при Украине. Практический пример по строительной академии – 20 лет нам не финансировали переоснащение оборудования, и в этом плане мы подотстали. Но наша заслуга в том, что мы сохранили кадровый потенциал, сохранили преподавателей – у нас много молодых преподавателей. Так что с точки зрения образования мы практически не испытали никаких трудностей. Да, немного другие формы документов, но суть одна и та же.
Сейчас с помощью программы развития мы подтянем лабораторную базу до уровня российского, мирового уровня, повысим уровень подготовки строителей уже на самом современном оборудовании. Думаю, это направление всегда будет востребовано, тем более, что люди знают – громадные деньги выделены на строительство в Крыму, на дороги, на заводы по выпуску строительных материалов и многое другое.
Намного ли сложнее стало работать строительным компаниям по российским нормам? Способствует ли внедрение этих норм повышению качества недвижимости для конечного потребителя?
Как депутат Государственного совета Крыма могу сказать, что мы в парламенте очень много внимания уделяем как раз приведению в соответствие тех норм, по которым вели строительство ранее, к современным российским. Я думаю, что наиболее сложный процесс мы уже прошли. Остались некоторые моменты, связанные, допустим, с существующими в России правилами, требованиями, предъявляемыми к застройщикам, потребителям строительной продукции. Я думаю, что тут проблем уже практически нет.
Мы сейчас живем в ожидании практической реализации Федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя до 2020 года. Привлекались ли ваши специалисты к ее разработке, возможно, по отдельным объектам?
У нас и за прошедшие два года сделано многое. Самое значимое – построен энергомост в Крым, ударными темпами на 12 участках строится газопровод Кубань – Крым со сроком сдачи в 1 квартале 2017 года, растет международный аэропорт Симферополь, на полуострове построено 70 детских садов и так далее. Сейчас ведется работа по утверждению документации по проекту строительства канализационного коллектора глубокого заложения в Симферополе – очень важного объекта для города стоимостью около 22 млрд руб, строительство которого будет продолжено уже в 2017 году. Войдя в состав России, мы в плане строительства продвинулись очень серьезно. А теперь, когда уже решены вопросы законодательного плана, вопросы входа в законодательное поле РФ, думаю, работа пойдет быстрее.
Недавно прозвучало предложение главы Крыма Сергея Аксёнова о необходимости предоставить местным властям право на снос всех очевидно незаконно возведенных построек в 100-метровой прибрежной зоне без суда.
В 100-метровой зоне и при Украине нельзя было строить, но разными путями всё шло своим чередом. Знаю, что опыт по сносу таких объектов есть в России, и если человек нарушил закон, то его надо восстановить. Я понимаю, что это вызовет ответную реакцию у владельцев частных гостиниц и личных коттеджей. Но Сергей Валерьевич прав – нужно все приводить в порядок и в соответствие с законодательством. Если человек построил незаконно, то оно должно быть снесено.
Если все-таки решение будет принято на законодательном уровне, сколько потребуется времени на тотальную зачистку побережья?
Думаю, года за 2-3 это можно сделать. Снос здания – это сам по себе большой объем работ, после которого надо приводить в порядок территорию, благоустраивать её, озеленять. Думаю, будет очень сложно решить этот вопрос, но хотелось бы, чтобы любой гражданин мог подойти к морю и позагорать на пляже, а не упираться в эти заборы.
Уже разработана и утверждена Схема территориального планирования Республики Крым. В ней определены перспективные зоны для развития населенных пунктов в связи с ожидающимся ростом населения полуострова. Какие территории, на Ваш взгляд, наиболее перспективны и просты для застройки?
Если взять мировой опыт, то развитие городов в основном осуществляется за счет малоэтажного строительства вокруг мегаполисов. И я думаю, надо идти в этом направлении. Нет смысла вставлять коробки в уже загроможденные центры городов – нарушается архитектурный облик, сужается жизненное пространство. В городе должны быть парки, зоны отдыха, а жить люди должны за городом.
Грамотно этот вопрос решили в Белгороде. Председатель Госсовета Крыма Владимир Андреевич Константинов после визита в Белгород рассказывал об этом опыте – вокруг города была выделена земля под застройку, льготное кредитование. Любой человек мог взять участок, но при одном условии – проект дома должен быть согласован с архитектором города. И если вы сейчас проедете вокруг Белгорода – это просто картинка. Дома разные, индивидуальные, но все утверждены архитектором, а не так, как у нас – каждый ставит кубик, перекрывает крышу – и все.
В Крыму есть своя специфика. Если Симферополь и Евпатория могут так развиваться, то Ялта и Алушта ограничены в территориях. Исчерпана ли емкость этих городов по недвижимости или им есть, куда расти?
Южный берег Крыма должен быть местом отдыха. Надо искать возможности выносить инфраструктуру и жилые районы чуть дальше от моря, разрабатывать транспортную инфраструктуру, чтобы люди могли приехать на работу, на обслуживание курортных объектов. Так принято во всем мире.
Не стоит ли заморозить масштабную застройку южнобережных городов, чтобы ротация жителей происходила в уже построенных домах? Кто сможет себе позволить, тот и купит жилье, причем цена на него будет постоянно расти.
Любой город должен развиваться. Думаю, вопросы заморозки строительства так резко ставить нельзя. К каждому конкретному случаю надо подходить с учетом наличия инфраструктуры – водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, мощности электросетей. У нас все перегружено, а с водоснабжением и водоотведением вообще тяжелая ситуация. Нужно развить инфраструктуру, потом смотреть на экологию. К тому же нельзя забывать, что в Крыму где ни копни – везде исторические памятники. Конечно, хотелось бы волевым решением все сделать – здесь у нас будет красота, здесь древнее городище. Но это невозможно.
Долгие годы идея строительства моста через Керченский пролив витала в воздухе, но звучали сомнения по поводу такой перспективы. Как Вы оценивали этот объект?
Мы проект транспортного перехода предлагали лет 12 назад, еще при президенте Украины Леониде Кучме. Была создана целая группа, специалисты нашей Академия участвовали в ее работе. Но тогда мы предлагали построить подземный переход Крым – Кубань.
Два года назад, когда принималось решение о строительстве перехода, у нас были представители научно-исследовательских и проектных институтов, разрабатывавших два варианта – тоннель и мост. Победило направление моста. Конечно, это очень сложное, уникальное сооружение, потому что дно Керченского пролива илистое, и высота ила иногда доходит до 80 метров. Поэтому сами сваи – это уникальные конструкции, а при реализации проекта будут применены самые современные технологии в строительстве. Есть сложные моменты, связанные с ледоходами, ведь раз в 20-25 лет Азовское море замерзает. Мы помним, что в свое время мост, построенный во время Великой Отечественной войны, был снесен именно ледоходом. Но современные технологии позволяют предотвратить разрушение конструкции от ледовой нагрузки. Все это отработано на морских стационарных платформах, которые добывают нефть в Баренцевом море. Эти вопросы технически разрешимы.
Уверен, что проект будет реализован вовремя.
Как симферополец, не могу не спросить: многострадальный генеральный план Симферополя подходит городу?
Этот горемычный план разрабатывался многие десятилетия. Сейчас он уже утвержден и прошел в том числе через общественные слушания. Наши специалисты принимали участие в этих обсуждениях. Я считаю, что нельзя все учесть и сделать идеальный план. Такое возможно, только если у нас есть пустое ровное место и мы начинаем строить город. Но не в случае, когда уже есть, собственно, застроенный город, причем во многом хаотично, с устаревшим фондом, который нужно сносить. План, который наши крымские архитекторы и материковые институты разрабатывали, вполне реализуем. Самое главное – если сделали план, его нужно придерживаться, а не менять при возникновении частных потребностей.
Центр города перегружен транспортом, в том числе из-за узких улиц. Возникает впечатление, что эта проблема нерешаема, особенно с учетом исторических зданий.
В центре Симферополя нужно сохранить исторические здания с уникальной архитектурой. Конечно, ряд районов нуждается в полной реконструкции, особенно состоящие из одноэтажных развалюх, но все упирается в средства. Если будут найдены деньги на эти цели, то нужно делать и приводить город в порядок, включая район Старого города. Симферополь – столица Крыма, и должен соответствовать этому статусу.
Выпускники Вашей академии принимают участие в разработке знаковых для Крыма проектов?
Конечно. Наши выпускники работают в организациях, которые занимаются проектированием и строительством. Практически все крымчане там – наши выпускники. Председатель Государственного совета республики – тоже наш выпускник, как и молодой министр архитектуры и строительства Крыма. Мы видим всех, особенно тех, кто достиг серьезного уровня, и всячески это афишируем, чтобы студенты видели, что все возможно в этом мире и реально даже в достаточно молодом возрасте сделать карьеру.
КРЫМИНФОРМ