29-04-2016
Сергей Донич: «КФУ как стайер, правильно рассчитал силы, вышел на дистанцию и уверенно движется к победе»

 

Ректор Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского убежден, что главный вуз Крыма скоро войдет в пятерку ведущих в России. Судя по тому, что его коллективу удалось сделать за полтора года своего существования, так оно и будет.

-Сергей Георгиевич, значит, нынешним старшеклассникам уже сегодня желательно определиться, где продолжить свое образование после окончания школы? А то ведь все места в КФУ могут быть занятыми. Конкуренция – штука серьезная. А вступительная кампания – горячая  пора, не за горами.

 –  У нас всегда горячая пора. А учиться надо только в Крымском федеральном университете, другого не дано, – улыбается.- Желательно, чтобы ребенок еще в школе выстроил свою жизненную перспективу не на месяц или год, а на десятилетия. И решил какие базовые знания и где он должен получить для ее реализации. Поэтому в КФУ на первое место мы ставим развитие науки, а за ней неизбежно будет «подтягиваться» вся сфера образования. Потому что это – неразрывные вещи.  Буквально неделю назад мы вместе с министром курортов Крыма Сергеем Стрельбицким были в Смоленске, где вице-премьер Правительства РФ Ольга Юрьевна Голодец проводила  заседание Координационного совета по внутреннему и внешнему туризму.

– В состав которого Вас тоже избрали.

-Мы же видим, что происходит в мире сегодня, понимаем ту геополитику, те отношения, которые складываются, к сожалению, с Турецкой Республикой. В арабском мире не все спокойно. Традиционные курортные направления, куда  россияне  выезжали на отдых и, что немаловажно, оставляли там деньги, сегодня, по сути, закрыты. Значит, появился шанс для Крыма, Калининградской области, Дальнего Востока и других прибрежных территорий России рационально использовать имеющиеся базы отдыха, санатории, пансионаты. На заседании Координационного совета я предложил создать в Крыму – кванториум – научный центр для детей. А по сути  для науки будущего. Уже есть устная договоренность с руководством «Солнечной Таврики», с министром курортов и туризма о том, что для кванториума будет выделен один из лучших  детских санаториев Евпатории,  или пионерский лагерь, куда будут приезжать победители олимпиад, одаренные дети. Не только крымские, но и с материка. Это учреждение должно работать в круглогодичном режиме. По программе развития КФУ заложено 15 миллионов рублей на то, чтобы приобрести для него необходимое учебное оборудование. Дети в кванториуме будут сочетать отдых с обучением. Преподаватели КФУ будут выезжать в этот центр и модулями читать ребятам лекции. Процесс обучения должен быть непрерывный. Считаю, что уже со школьной скамьи дети должны получать базовое образование. Надо активно возвращаться к созданию специализированных школ – с углубленным изучением тех или иных предметов, как это было в советское время. Наше прошлое было не таким уж плохим, как кому-то кажется.

– Министр сельского хозяйства Крыма Андрей Григоренко тоже сказал, что берет за модель  постановления правительства СССР 60-80-х годов о развитии сельского хозяйства  на полуострове.

– И это правильно. Ребенок, еще в школе должен выстраивать свою жизненную перспективу не на месяц, год, а на десятилетия и знать какие и где базовые знания он должен получить для ее реализации. Кстати, и в КФУ на первое место мы ставим развитие науки. А за наукой неизбежно подтягивается образование, потому что это неразрывные вещи.

– Как раз о привлечении  к научной, исследовательской работе молодежи на «прямой линии» говорил  Президент России Владимир Владимирович Путин. А где молодежи заниматься наукой, как не в университете.

Цитата В.В. Путина: «Одной  из задач, которая ставилась в начале пути по реформированию Академии наук, заключалась в том, чтобы привлечь к научной работе, к исследовательской работе людей молодых. И количество молодых исследователей у нас растет в последнее время очень заметными темпами. На память скажу, что количество молодых ученых в возрасте до 35-ти составляет свыше 40%, под 50%- 49%. Это очень хороший показатель. Первое. Второе. Мы говорили об оптимизации работы научных учреждений, о том, чтобы они сосредоточили свою работу на прорывных направлениях. И в этом отношении, на мой взгляд, тоже есть положительные изменения…. Современная наука развивается, в основном, на стыке дисциплин. А при объединении крупных научных центров, еще доставшихся нам из советского времени, мы можем получить, и получаем, очень хорошие, эффективные молодые и перспективные научные творческие коллективы, работающие на прорывных направлениях современной науки, работающие на перспективу».

– Президент привел абсолютно реальные цифры. Они коррелируются с теми, которые сегодня есть в КФУ.  Я редкий ученый совет не начинаю с того, чтобы не вручить торжественно диплом доцента, профессора, или поздравить с защитой докторской диссертации кого-то из наших сотрудников. Это – молодые люди, до 40 лет, из разных направлений науки. Президент сказал об укрупнении  научных учреждений. Создание КФУ, где, казалось бы, объединились сложно  совместимые вузы- агроакадемия, строительная,  медицинская, классический университет, колледжи – пример такого укрупнения. Но мы нашли возможность связать  эти прежде  разрозненные учебные учреждения  единой, сквозной программой,  согласно которой и физики, и химики, и биологи, и медики будут учиться в Центрах коллективного пользования. Сейчас мы очень активно работаем в этом направлении в рамках Программы развития КФУ. Если в  прошлом году на ее реализацию было выделено 500 миллионов рублей, то, в этом уже – миллиард. Мы провели конкурсы, отобрали самые интересные, прорывные, перспективные проекты. Причем, все проходило прозрачно, доступно, в дискуссиях, в спорах. Но только так рождается истина.

– Значит, у молодых ученых и студентов есть  реальная возможность проявить себя на научном поприще. Все зависит от их желания и знаний. К слову, сколько студентов учится сейчас в КФУ?

– На начало учебного года у нас было 37 тысяч студентов. Конечно, происходит естественный отсев. Кто-то по личным причинам прекращает учебу. Но, в основном, отчислены за неуспеваемость. Они уходят и освобождают бюджетные места. У нас создана комиссия, которая очень объективно рассматривает эти случаи. И на эти бюджетные места мы берем лучших студентов, которые обучаются на коммерческой основе. 

– В этом году количество бюджетных мест изменится?

– 1060 бюджетных мест выделено по очной форме и 90 по заочной. Если раньше, например, в ТНУ 70%  – это были платные студенты, и 30% – бюджетные, в медуниверситете – было 50 на 50, то сегодня более 80%  студентов могут занять бюджетные места. Контрольные цифры приема не уменьшили, а даже увеличили. По программам бакалавриата и специалитета – 3407 мест – по очной форме, 33 места – по вечерней форме и 529 – по заочной форме обучения. Это все – бюджетные места.

-Какие профессии, по-вашему, будут наиболее популярны у нынешних абитуриентов?

-Традиционно останется медицина. Тем более в Крыму – дефицит медицинских кадров. Конкурс в медакадемию в прошлом году достигал 14 человек на место. На юридический факультет Таврической академии КФУ он был в таких же пределах. Но, в связи с тем, что мы запустили и активно реализуем Программу развития КФУ, все более приоритетным становится Физико-технический институт. Тем более мы в прошлом году приобрели для него самое современное оборудование о котором наши физики могли только мечтать. И сейчас продолжаем закупать по их заявкам всю необходимую им технику. Планируем уже в следующем году «закрыть», что называется всю линейку по Физтеху. По своей оснащенности не будет уступать МФТИ, Бауманскому университету и другим ведущим техническим вузам России. К тому же мы открыли нескольких кафедр на крупных крымских промышленных предприятиях, где студенты Физтеха  в полной мере смогут проявить себя, приобрести профессиональные навыки, и, возможно, уже сейчас определиться с местом будущей работы.

– То есть сближаете науку и производство не на словах, а на деле.

– Следующим шагом будет – выход на малые инновационные предприятия. Все это позволит получать нашим студентам помимо стипендии еще и зарплату. Но, человек так устроен, что его менталитет не так быстро меняется, как того требует время. Поэтому, конечно и у нынешних абитуриентов будут востребованы естественные науки, экономика. В меньшей степени, такой вывод мы делаем по результатам предыдущей вступительной кампании, будут востребованы строительные специальности, сельскохозяйственные. Но, опять же, укрепляя материально-техническую базу, создавая  уникальные лаборатории в этих структурных подразделениях КФУ, убежден, что интерес абитуриентов к данным специальностям тоже повысится. Потому что ведущими в Программе развития КФУ являются три кластера –  физико-технический, сельскохозяйственный и медицинский. Они связаны сквозными программами. Поэтому, как я  уже говорил, мы создали Центры коллективного пользования.

– Что это такое, расскажите подробнее?

-Например, студенты медакадемии или академии биоресурсов и  природопользования будут изучать физику не на каком-то устаревшем оборудовании, а будут приезжать на занятия в Физтех. Это позволит повысить качество профессиональной подготовки наших ребят, потому что они будут обучаться по единым федеральным государственным  образовательным стандартам. Мы, конечно, еще в начале пути. Впереди  – создание института физического воспитания, института естественных наук, института дополнительного профессионального образования. Мы не спешим сразу провести реорганизацию в всех структурах. Разработана «дорожная карта» и мы строго по ней идем. А сейчас еще раз хочу акцентировать внимание на том, что, например, поступив в  Агроакадемию, или в Институт экономики и управления КФУ, наши студенты будут пользоваться  всеми имеющимися в КФУ лабораториями, расходными материалами, библиотечным фондом. Это – не лаборатории отдельно взятой , например, Таврической академии, или Медакадемии. Они предназначены для всех студентов КФУ.

-То есть «любимых» и «не очень» структурных подразделений в КФУ нет?

-Никаких «удельных княжеств» не будет. КФУ – это единый организм,  и собственность у него – одна, общая на всех. Реализуя  Федеральную целевую программу, мы укрепим нашу материальную базу. Первое – увеличим наши учебные площади. Пока будет идти строительство новых корпусов, будем арендовать помещения.

– И что будет построено?

– Уже в этом году будет заложен, что называется первый камень в фундамент основного кампуса КФУ на улице Киевской, 181 – новых учебных, лабораторных, административных корпусов. Проектно-сметные работы выполнены, сейчас находятся на экспертизе. По этому же адресу ( Киевская, 181) путем софинансирования, за счет средств Министерства образования и науки РФ, «Единой России», Республики Крым, начнется полномасштабное, с видеонаблюдением, чтобы знать, сколько людей действительно находится на строительной площадке, или они в карты играют, строительство 25-метрового бассейна с необходимой инфраструктурой.

– Новые общежития в КФУ появятся?

– Уже в этом году будут заложены первые камни в фундаменты новых общежитий. Потому что, дефицит общежитий – это, наверное, наиболее острая позиция в КФУ. Исторически так сложилось, что не всегда по назначению – для студентов, использовался коечный фонд уже имеющихся общежитий. Мы планомерно наводим порядок в этом вопросе, в соответствии с российским законодательством. Конечно, никого из жильцов на улицу с чемоданами не выбрасываем. Планомерно работаем над решением проблемы с теми ведомствами, сотрудники которых проживают сегодня в наших общежитиях. Подход к этим вопросам у руководителей этих ведомств тоже меняется, они понимают, что в общежитиях университета должны жить студенты. То есть, с одной стороны мы увеличиваем коечный фонд имеющихся общежитий, а с другой – будут построены новые – на  улицах Киевская, 181, и Ялтинская, 20. Кроме того, уже в начале июня будет сдано общежитие на улице Стрелковой, на 200 коек. Оно будет соответствовать всем российским нормативам. Как водится, торжественно перережем ленточку.

– Приток иностранных студентов в нынешнюю вступительную кампанию не уменьшится? Все-таки, санкции многих останавливают.

– Выстроилась очередь  иностранцев, желающих учиться в КФУ. Но, по российскому законодательству мы можем принимать столько иностранных студентов,  сколько сможем обеспечить жильем. Опять же упираемся в наличие мест в общежитиях. А с другой стороны, мы ограничены теми федеральными государственными федеральными программами, которые аккредитованы и признаны в мировой практике. Потому что признание этих программ – означает признание дипломов КФУ. К слову, в прошлом году все дипломы КФУ были признаны. Кроме одного – девушки, которая трудоустраивалась в Эстонии. Здесь я вижу другую подоплеку, а не наличие у нее диплома именно КФУ.

– Вы собираетесь посетить Китай. С какими целями? Планируются ли обучение студентов из Поднебесной  в КФУ?

– Планируется, несомненно. А цель моей поездки – презентация Крыма, как субъекта РФ. А Федеральный университет – неотъемлемая часть Республики Крым. Тем более, что председателем наблюдательного совета КФУ является  Глава Республики – Сергей Валерьевич Аксенов.

– В связи с  непростой экономической ситуацией в стране, и студентов и преподавателей волнует вопрос о предстоящих летних учебных практиках. 

-Несмотря на определенный секвестр бюджета, он есть во всех вузах федерального значения, для студентов КФУ этого не почувствуют, для них в этом плане ничего не изменится. Средства необходимые для летних практик предусмотрены.

-Недавняя ярмарка вакансий КФУ, да и опыт прошлого года тоже, показал, что выпускники КФУ – востребованы по максимуму. Строительство Керченского моста, как известно, набирает обороты. Студены КФУ, будут участвовать в этой стройке века. Может быть в составе стройотрядов? Или как будущие специалисты строительного профиля. Кстати, вы в студенческие годы были в студотряде?

– А как же. Работал на территории тогда еще мединститута, мы ремонтировали общежития. Это – была хорошая практика. Что касается Керченского моста, пока никаких предложений в плане привлечения студентов КФУ к каким-то работам, не поступало. Возможно, там нужны специалисты иного профиля и уровня. Но КФУ готов поучаствовать в сооружении столь знакового, исторического я бы сказал, моста.

– Коль перешли от учебных к «производственным» вопросам. Похоже, решилась проблема клинических баз для будущих медиков – студентов Медакадемии?

– Не до конца. Еще дорабатывается договор с больницей имени Семашко, где находится 14 клинических баз. Пока руководство больницы игнорирует распоряжение  Главы Республики.  И не только его. Есть распоряжение вице-премьера  Правительства РФ Ольги Юрьевны Голодец, адресованное адресовано министру образования и науки РФ и  Главе Крыма, в котором подчеркивается, что учебный процесс  должен выполнялся по всем нормативам и федеральным образовательным стандартам.

-Такое отношение руководства республиканской больницы, по сути, чревато срывом подготовки крайне необходимых для Крыма специалистов-медиков.

– Может некоторые  полагают, что мы готовим специалистов для Америки, а не для Крыма. Не понятна ни гражданская, ни политическая позиция руководства больницы имени Семашко. Поэтому, мне тяжело комментировать сложившуюся ситуацию.

– Вы сказали, что в КФУ будет построен современный плавательный бассейн. А вообще, каковы перспективы развития спорта в университете спортивных команд?

– Не погрешу против истины, если скажу, что у нас, практически ежедневно проходят соревнования по каким-то видам спорта. Более того, наши студенты участвуют в различных турнирах не только крымского, но и российского, и даже мирового уровня. Например, в соревнованиях по баскетболу из 2,5 тысяч вузов России мы заняли 37-е место. Это не так уж и плохо, для первого раза. Команда КФУ набрала 7 очков из 9 возможных в домашнем мини-турнире  чемпионата Национальной студенческой футбольной лиги России в противостоянии с соперниками из трех, очень сильных вузов страны.

– При выборе вуза абитуриенты обращают внимание на наличие в нем военной кафедры. В КФУ она будет? 

– Обязательно. Тем более, в Медакадемии имеется военно-учебный центр, раньше это была военно-медицинская кафедра, где все готово к началу занятий. Сохранены все муляжи, которые были,  весь наглядный материал. К счастью, благодаря преподавателям – офицерам запаса, настоящим патриотам, ничего не разграблено. Аудиторный фонд тоже есть. Необходимо только решение Минобороны – возобновить работу военной кафедры в структуре Медакадемии. Есть у нас также войсковой учебный центр  на территории Агроакадемии КФУ.  Там тоже имеются и помещения, и учебные классы, причем многие из них – в хорошем состоянии. Есть плац. Но есть и то, что требует капитального ремонта. Дано задание нашему КРЫМНИИИПРОЕКТУ и проректору КФУ по инфраструктуре Владимиру Баженову – выполнить необходимую проектно-сметную документацию и провести ее экспертизу. Мы  еще раз обратимся в Минобороны и к нашему учредителю – Министерству образования и науки РФ, чтобы военная кафедра в КФУ была. Она – необходима. В Крыму есть Черноморский флот, другие подразделения российской армии, где, при необходимости, наши студенты могли бы служить. Во всяком случае, они должны быть готовы к воинской службе.

– В советское время все медики по окончании института получали офицерское звание. Вы сейчас в каком звании?

– Я – майор медицинской службы военно-морского флота. Будучи студентом мединститута проходил практику на эсминце ЧФ, на базе  в Донузлаве. Мои сокурсники – в Севастополе, на подводных лодках и на больших противолодочных кораблях. Учитывая нашу геополитику, думаю, что чем больше будет  патриотично настроенных, умеющих защищать свою Родину людей, тем спокойнее все будет жить в Крыму.

-И учиться в таком престижном вузе, как  КФУ.     

– Нам для этого еще многое предстоит сделать. Сегодня Крымский федеральный университет как  стайер, который правильно рассчитал силы, вышел на дистанцию и уверенно движется к победе.

Беседовала Елена Озерян.