Интервью ректора КФУ имени В. И. Вернадского Сергея Донича газете «Комсомольская правда»
Сергей Донич рассказал «КП», как отреагировали на открытие университета в мире, на что вуз тратит бюджетные деньги и в чем ошибаются скептики «учебной интеграции»
– Сергей Георгиевич, КФУ исполнился год. Не юбилей, конечно, но все же срок, который позволяет подвести первые промежуточные итоги. Какие они?
– Первый год получился сложным и суетным. Сколько было написано заявлений, поставлено подписей, выдано директив, подано ходатайств за это время – трудно представить. Некоторые учреждения, вошедшие в КФУ, де-юре до сих пор не закрыты, и таких «рабочих моментов» – масса. Тем не менее, решение правительства от 4 августа 2014 года об образовании Крымского федерального университета имени Вернадского выполнено. Вся груда работы по объединению семи вузов в один заняла около 2,5 месяцев.
Министр образования и науки России Дмитрий Ливанов поставил передо мной, по сути, только одну задачу – внедрить в новом вузе федеральный образовательный стандарт. И, подводя итоги 2015 года, могу сказать, что задачу эту мы с командой выполнили.
Конечно, все нам помогают. Например, эксперты Сколково подготовили для нашего вуза масштабную программу развития, а федеральный бюджет выделил на ее реализацию деньги. Так что развиваемся мы по-инновационному.
– Но чего принципиально нового можно ожидать от высшей школы? Вроде, везде все одинаково: студенты, лекции, экзамены…
– До сих пор система высшего образования в Крыму формировалась по «родственному», отраслевому принципу, наш же КФУ сильно разнится с традиционной моделью. У нас и медики учатся, и инженеры, и экономисты, и юристы, и аграрии, и филологи, и полиграфисты. В этом и заключалась задача по внедрению федерального стандарта – в гармоничном объединении всех этих абсолютно разных по своей сути учреждений.
Должен признать, что этот процесс проходил на достаточно негативном информационном фоне. Нам говорили, что наш диплом никому не будет нужен, его не признают и не примут ни в одной стране мира. Что в итоге? Отдел трудоустройства КФУ, который отслеживает судьбу всех наших выпускников, докладывает: все наши вчерашние иностранные студенты в 2015 году спокойно устроились и работают по специальности у себя на Родине.
– Скептики утверждают, что объединение вузов Крыма – это всего лишь смена вывесок на фасадах и перераспределение должностей. Подозреваю, что вы с этим не согласитесь.
– Повторюсь, менять пришлось многое. Российские и украинские стандарты очень разные. Взять даже чисто технические вещи, например, площади для обучения и проживания студентов. Учебные аудитории, общежития – по всем этим вещам российское законодательство более придирчиво и требует большего метража. Поэтому пока что нам немного тесно. Но, повторюсь, мы работаем, а значит, у нас есть перспективы. Мы же теперь «федералы», а значит, нам помогает государство.
В том числе – и в рамках ФЦП. Благодаря этой программе в 2016 году мы начинаем мощную стройку. В Симферополе выбраны две площадки – на Киевской и Севастопольской улицах. Возведем главный корпус, Институт иностранной филологии, Политех, Физико-технический институт, библиотеку, Центр ядерной медицины. Вот мой ответ скептикам.
Мало того, чтобы избавиться от дублирующих структур в разных вузах, мы за год создали новые учебные заведения. Например, Институт иностранной филологии, который подчинил все кафедры иностранных языков. Или Институт экономики и управления, объединивший под одной крышей студентов-экономистов из других вузов. Опять же, Физтех, который мы «напичкаем» самым современным оборудованием.
– Вы говорите, что был скепсис по поводу легитимности дипломов КФУ. А что насчет настроений абитуриентов? Как они отнеслись к появлению нового огромного вуза, который объединил всех и вся?
– Для общения с абитуриентами мы также применили новую для нас технологию – практически круглогодичную приемную комиссию. Рекрутинговые наборы проводим во всех районах полуострова, помогают нам в этом управления образования местных администраций. Встречаемся со старшеклассникам, рассказываем им о возможностях, которые открываются перед обладателями дипломов федерального образца, о новых профессиях, которые можно получить в наших вузах.
Итоги этой новой кадровой политики дали о себе знать в первый же год ее реализации: ряды студентов КФУ пополнили 3,5 тысяч парней и девушек. Это, конечно, лестно для нас, но и нагрузка на плечи педагогов возросла. Но они к этому готовы.
– Кстати, а что изменилось после образования КФУ для педагогов?
– Мы провели, что называется, перераспределение доходов: урезали зарплаты административному составу вуза и увеличили их для профессорско-преподавательского состава. Изменили мы и принцип оценки педагогов. Теперь во главе угла стоит не только количество отчитанных ими часов на лекциях, но и участие в научной работе. Это очень важно, потому что научные разработки, их тематика, качество – все это признаки конкурентоспособности страны, ее возможностей отвечать на вызовы современности. Проще говоря – признаки цивилизованности.
И, кстати, педагоги оценили такой подход, многие активно включились в научную работу, начали предлагать свои проекты. Не называя фамилий, просто укажу, что некоторые профессора за свои наиболее удачные и прогрессивные разработки получают по 800 тысяч рублей помимо зарплаты. Согласитесь, это – международный уровень, это уже глобальная наука.
Вообще, для профессионалов мы даем много возможностей реализовать себя. Вместе с НИИ им. Курчатова мы подписали соглашение о создании Центра ядерной медицины. В нем будут работать не только медики, но и физики, физиологи, микробиологи. На базе этого Центра мы будем проводить и доклинические испытания, что позволит нам разрабатывать и тестировать новые лекарства, о чем на Украине мы и мечтать не могли.
Кроме того, при медицинской академии сейчас создается симуляционный центр, в котором не только можно будет проводить тренинги для студентов, но и принимать квалификационные экзамены для профессиональных медиков.
– Как в КФУ обстоит дело с трудоустройством молодых специалистов? Выпускникам последнее время трудно найти работу по специальности, ведь не секрет, что в стране есть безработица.
– Мы открываем базовые кафедры КФУ на крупнейших предприятиях Крыма. Уже сегодня потенциальные работодатели имеют возможность присмотреть среди наших студентов своих будущих сотрудников, а сами студенты – проходить на «своих» предприятиях профильную практику. Для Крыма такая вещь тоже в новинку.
– Сергей Георгиевич, за всеми этими преобразованиями вы не забыли, что на носу Новый год? Чего и кому пожелаете?
– Есть такая восточная поговорка: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Бесконечно уважаю восточных мудрецов, однако, здесь я с ними не согласен. Я счастлив, что судьба выбрала меня и моих коллег для этой миссии – воплотить в жизнь такой глобальный проект, как реформа высшего образования в Крыму. Можно сравнить открытие КФУ с удачно проведенной операцией на сердце, рождением ребенка, постройкой дома для семьи – все это удивительно и прекрасно, но сравниться с тем, что мы сегодня делаем, все эти вещи для меня не могут. Поэтому я желаю всем крымчанам, и не только своим коллегам, больших перемен. Естественно, к лучшему.