2 февраля, Крымский федеральный университет. Проректор по научной деятельности Крымского федерального университета Анатолий Кубышкин принял участие в панельной дискуссии «Знание – сила: формирование научного взгляда на мир и системного мышления» в рамках XII Зимней школы преподавателя.
Важными темами дискуссии стали вовлечение студентов в научную деятельность, поддержка молодых ученых и удержание их в науке.
О передовом опыте Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского рассказал Анатолий Кубышкин. По его словам, научные знания постоянно удваиваются, поэтому часто ученые изучают более локальные вещи.
«Я провожу научные исследования в области медицины и биологии. Знания, которые есть в этой области, объём этих знаний за пятилетие удваивается, если не утраивается. Те объемы знаний, которые сейчас есть в медицине и биологии, с трудом поддаются анализу, поэтому понять, что происходит в организме, и систематизировать эти данные на уровне генов и молекул пока не представляется возможным. Наука начинает уходить в более локальные, конкретные вещи, например, специалист по короткому плечу четвертой хромосомы, который досконально знает, как это плечо устроено и что там может происходить», – рассказал Анатолий Кубышкин.
Как отметил спикер, студентов на разных направлениях много, но далеко не у всех есть склонность к науке.
«Студентов по разным специальностям поступает в университеты большое количество, но склонность к научным исследованиям есть у определённой довольно небольшой группы. Здесь задача преподавателя и научных работников – вычленить тех, кто способен этим заниматься, и увлечь их. При этом научные навыки нужно прививать всем», – сообщил Анатолий Кубышкин.
Кроме того, эксперт добавил, что необходимо понимать, что подразумевается под научной деятельностью, что в неё входит.
«Важно понимать, что мы подразумеваем под научной деятельностью. Во-первых, это творческая деятельность, это самое главное, в которой есть два направления – получение новых знаний и разработка способов, как применить эти новые знания на практике. Если мы говорим про получение новых знаний – тут понятно, что это фундаментальная составляющая науки, что дано далеко не всем, должно быть соответствующее мышление», – подчеркнул Анатолий Кубышкин.
В завершение дискуссии спикер поделился мнением, как можно удержать молодого ученого в науке.
«Мы можем удержать молодого научного сотрудника, в первую очередь создав для него комфортные условия работы и жизни. Но самое главное, молодой ученый должен видеть перспективу и понимать, что своим трудом он может заработать. Если это фундаментальная наука – есть гранты. Если это прикладная наука – создавайте то, что востребовано на рынке. Когда у молодого талантливого ученого есть видение перспективы, что он может добиться успеха, то он останется работать в науке. Ведь это ещё и очень интересно», – заключил проректор.
Школа преподавателя – это научно-практическая педагогическая онлайн-конференция с международным участием, проходящая дважды в год: в январе и в июне. Уже состоялось 11 школ. На форуме выступают преподаватели, исследователи, эксперты, руководители образовательных учреждений. Онлайн-дискуссия прошла на образовательной платформе «Юрайт».
Пресс-служба КФУ
по материалам «Юрайт»