Ключевой фактор ослабления рубля – это изменение торгового баланса. Об этом в эфире радио «Спутник в Крыму» сказал директор Института Экономики и Управления КФУ им. В.И. Вернадского Виктор Реутов, отметив, что уже в начале ноября об этом напомнил Центробанк.
Рубль слабеет: действия ЦБ
«Ключевой фактор ослабления рубля — это изменение торгового баланса, то есть положительное сальдо торгового баланса, которое в России долгое время наблюдалось и наблюдается, снижается из-за снижения экспорта и повышения импорта», – сказал эксперт.
Что же касается курса доллара, то это, в первую очередь, отражение экспортно-импортных операций, то есть внешних факторов, а потом уже внутренних факторов. Спрос на валюту увеличился вместе с экспортом, уточнил он.
«При этом нефть не растет, а имеет стабильную тенденцию. Цена на один баррель нефти Urals — (российская марка экспортной нефтяной смеси – ред.), по которой рассчитываются бюджетные поступления, находится на отметке, плюс-минус 60$, в отличие от других типов нефти, которыми торгуют на международном рынке», – сказал эксперт.
Второй момент, по мнению эксперта, связанный с ростом курса – это внутренняя ситуация, инфляционные ожидания и ситуация с ключевой ставкой.
Реутов напомнил 2022 год, когда курс фактически упал до исторических минимумов и составил меньше 60 рублей за доллар. Но это был период, когда о санкциях уже заявили, но фактически экспорт России очень большими темпами стал увеличиваться, потому что санкции были озвучены, но не введены фактически и страны, с которыми торговала Россия, могли покупать впрок российские товары.
При этом эксперт не исключил, что Центробанк валютными интервенциями будет поддерживать курс. Но общий тренд, по его мнению такой, что даже с учетом валютных интервенций Центробанк будет ориентирован на постепенное снижение курса рубля для того, чтобы не было резких скачков.
«Фактически курс — это отражение цены национальной валюты. То есть, должен быть приток предложений для того, чтобы спрос и предложения были уравновешены. Приток можно обеспечить только за счет экспорта и ограничения импорта. А ажиотаж внутри, подогреваемый инфляционными ожиданиями, создает соблазны у населения, производителей и экспортеров сделать закупки впрок», – объяснил собеседник.