26-04-2022
ОДИН НАРОД – ДВЕ НАЦИИ

26 апреля, Крымский федеральный университет. Военная операция по демилитаризации и денацификации Украины разделила мир на две половины: осудивший Россию Запад с его союзниками и страны, отказавшиеся присоединяться к нему. Хотя и те и другие всё же сходятся в одном: мир перестал быть прежним. Об истоках происходящего за Перекопом мы поговорили с Сергеем Минчиком, преподавателем кафедры русской и зарубежной литературы КФУ имени В. И. Вернадского, кандидатом филологических наук, доцентом.

 

ВБИВАЯ КОЛЬЯ…

 

– Сергей Сергеевич, сегодня всё чаще эксперты утверждают, что на Украине в действительности Россия противостоит не местным неонацистам, а Западу, который последние годы использовал киевский режим для сдерживания и ослабления нашей страны. Что вы по этому поводу думаете?

 

– Украинцев стравливают с русскими не последние несколько лет, а последние несколько веков. Ведь мы один народ. Генетически, интеллектуально, эмоционально, духовно. Но народ, создавший две нации (или, как писал ещё Николай Гоголь, два государства «с одним именем»). Похожая история, кстати, приключилась, например, у турок с азербайджанцами, и у американцев с канадцами, которых в далёком прошлом разделили между собой как раз обстоятельства. Вот и русские с украинцами пошли разными путями. В XIII веке, когда не стало нашего общего дома, Руси, а на его месте возникла великая граница. Между Востоком (державой Чингисхана, в чьих тисках впоследствии окрепнет Москва) и Западом (литовцев и позже поляков, которые, помимо прочих земель, заберут разорённый монголами Киев).

– То есть можно говорить, что начало формированию русской и украинской наций положило именно нашествие монголов?

 

– Грубо выражаясь, да. И то, что наш некогда единый народ пошёл по пути формирования сразу нескольких наций, в целом неплохо. Ведь уже упомянутый Гоголь писал, что в каждой из них есть то, чего нет в другой. И именно благодаря своим отличиям мы взаимно обогащаемся. Это, например, после воссоединения земель бывшей Руси при Богдане Хмельницком позволило запустить величайшие проекты в истории славян. Я имею в виду в первую очередь Российскую империю и, конечно же, СССР. Ослабить которые Запад всегда пытался, вбив как можно больше клиньев между нами.

 

ПОЛЬСКИЙ СЛЕД

 

– Поэтому на Украине тщательно переписывают историю? Чтобы местные жители не помнили своего прошлого, которое было великим как раз благодаря их союзу с русскими?

– Сильными наши нации могут быть только в условиях гармоничного сосуществования друг с другом (против генов, как говорится, не попрёшь). Ну и наоборот: чем слабее, скажем, Украина, находящаяся на пути многовековой экспансии стран Запада на Восток, тем уязвимее Россия, всегда преграждавшая им путь к мировому господству. Кстати, именно так в своё время было с Польшей, которую и наши цари, и советские лидеры пытались превратить в своего рода буфер. Но панов такая роль не устраивала. А потому после поражения армии Наполеона, с которым они связывали надежды на возрождение былого величия, их руки сразу же потянулись к Украине. Дабы привить потомкам казачества национальное эго и наконец подобраться ближе уже к русской аристократии. Треть которой в двадцатые годы XIX века имела как раз польско-литовские корни – включая того же Гоголя и, например, Александра Грибоедова с Фёдором Достоевским.

– Тексты гимнов современной Украины и Польши начинаются буквально одинаково: словами о том, что они, мол, ещё «не сгинули». Это не совпадение, верно?

– Скажу больше: ставшие ныне модными за Перекопом лозунги о том, что Украина якобы спасает Запад от русских «варваров», в своё время появились именно у поляков. Став частью их национальной идеи мессианства, а заодно и козырем в торге с европейцами. Но если, скажем, Достоевский писал лишь о польском чванстве в отношении русских, то спустя некоторое время Антон Чехов подметит эту же черту уже среди «свидомых патриотов». Только в более дикой форме и лживой. Потому что Украина глубинная, то есть подлинная, как показала история, если кого и защищала во все времена, так это Россию от Запада.

МИССИЯ ГЛУБИННОЙ УКРАИНЫ

 

– Может, в этом и есть миссия, как вы сказали, «глубинной» Украины? Быть вместе с Россией?

– Не просто быть, а вместе с Россией менять к лучшему весь мир. Запад ведь превратил братскую нам нацию в расходный материал не вдруг и не сегодня. Так он относился к ней (впрочем, и не только к ней) всегда. Тогда как с русскими, напротив, украинцы шли только вперёд. Не без проблем, деля на двоих все тяготы жизни, страдая, теряя, но и побеждая, радуясь, обретая. Неслучайно классик крымскотатарской литературы Номан Челебиджихан сравнивал народы с букетом, где у каждого цветка особое место. Я же, думая о русско-украинских связях, всегда представляю живой организм – с руками, ногами и головой. По отдельности эти части тела бесполезны, но вместе они могут многое.

– Тем не менее украинцам пытаются внушить мысль о том, что они часть европейского «организма»…

 

– Именно. Хотя генетически к нему они не принадлежат, составляя часть другого целого. Того, которое все называют Русским миром, а я греко-славянским, противопоставляя его латино-романской цивилизации (условной Европе), ну и англосаксонской (то есть Великобритании с её союзниками). Которые, в свою очередь, являются преемниками уже католиков и протестантов, о чьём конфликте с нами, православными, писал тот же Достоевский. Так вот, когда мы говорим «Россия», то подразумеваем как раз греко-славянский мир, от которого глубинную Украину попросту хотят отторгнуть, ослабив тем самым наш единый народ. Но сделать это – всё равно что, оторвав голову у одного человека, постараться приставить её к телу другого. Больно и, как мне кажется, бессмысленно.

ВСЁ ДЕЛО В КОМПЛЕКСАХ

 

– Если неприязнь польской элиты к России объясняется тем, что именно нам, «варварам», они некогда уступили свою независимость, в чём тогда корни украинского неонацизма? Украина ведь, скажем так, из-за России теряла меньше, чем в итоге приобрела при царях и тем более при СССР.

 

– В социальной психологии есть термин «фундаментальная ошибка атрибуции». Это когда люди, не имеющие того, к чему стремятся, не хотят замечать причины собственных неудач. Как, например, герои Дениса Фонвизина, обвиняющие наставников своего «недоросля» в бездарности, хотя в действительности тот не учится, поскольку хочет жениться. Вот это и можно увидеть в риторике «свидомых патриотов». Которые мечтают стать частью Запада, но не понимают, что своей Украина там быть не может. Ведь самое ценное, что за Перекопом было создано за последние два с половиной столетия, а это экономика и территории, появилось на свет как раз благодаря греко-славянской цивилизации (включая Советскую Россию). Но не латино-романской и уж тем более не англосаксонской. Осознание же данного факта многих раздражает, что и проявляется в типичной для неудачников агрессии по отношению к тем, на чьей стороне правда.

– Можно ли с этой агрессией бороться мирным способом? Или единственный выход – силовые операции?

 

– Говоря об украинских националистах, Александр Солженицын писал, что в отношении них России нужно быть как можно более мягкой и терпеливой. Почти как врачу. Ведь чем больше комплексов у пациента, тем деликатнее с ними приходится себя вести. Если он полностью не слетел с катушек, разумеется. Но когда это произошло, то к нему рано или поздно применяют силу. Всегда и везде. И только когда больной успокаивается, вновь наступает черёд собственно процедур.

ОТ ДЕНАЦИФИКАЦИИ К ДЕКРЕТИНИЗАЦИИ

 

– Почему комплекс неполноценности, который переживала польская элита из-за русских, вдруг овладел значительной частью украинцев? Почему братская нам нация оказалась беззащитной перед бациллой неонацизма?

 

– Виной всему жадность и невежество, ну и отчасти праздность. Ведь вместо того, чтобы думать о будущем и наступать на горло своим «хотелкам», трудясь во имя детей и внуков (как это делали наши дедушки и бабушки), после развала СССР многие из нас возжелали всё здесь и сейчас. Потратив кучу сил на то, чтобы хотя бы внешне зажить так, как «за бугром». Но в итоге мы лишь потеряли то, что советское общество создавало десятилетиями. Правда, в России в итоге появился лидер, который, как писал тот же Грибоедов, «словом и примером» показывает, что значит не пресмыкаться перед Западом (где жить для себя без мыслей о других и о будущем норма). Украине же с руководителями банально не везло. Чего «свидомые патриоты» не могут то ли понять (из-за собственной глупости), то ли принять (уже от зависти и злости).

– Но многие ведь рассуждают иначе: если на Западе люди живут неплохо, почему нам не пытаться иметь то же, что есть у них?

 

– Всему своё время. Просто Запад в борьбе за свой «успех» прошёл гигантский путь проб и ошибок. Нам же повторить данный опыт англосаксы мешают, взамен навязывая иную модель жизни, предполагающую отказ от собственного производства и выбор в пользу экономики потребления (тех продуктов, которые им же, Западом, и создаются). Вот для этого и запускается процесс управляемой кретинизации общества.

– Не производя, а лишь потребляя, люди теряют человеческий облик? Неонацизм отсюда берётся?

– Человека от животного отличает в первую очередь умение творить. Если взять тех же украинцев, то их величие в исторической ретроспективе определило как раз творчество. Не подёнщина, которую им предлагает Запад, а труд, раскрывающий в каждом человеке творца с большой буквы. Творца, и города в степи построить способного, и фашизм победить, и космос освоить. Чем вместе с русскими другие нации, собственно говоря, всегда и занимались (во всяком случае, до развала СССР). Потому-то классик украинской литературы Александр Довженко, которого советская власть, к слову, угнетала по поводу и без, в своём дневнике и напишет в итоге: «Братство народов считал и считаю своим идеалом».

– Как сделать так, чтобы и на Украине, и в России люди перестали думать лишь о себе и вновь захотели жить ради общего блага?

 

– Ценностям общества потребления нужно противопоставить идеалы общества созидания. Тогда и национальные экономики у нас заработают, и уровень жизни людей поднимется. Да и неонацизма как явления не станет. Ведь злость – удел животного мира, на чьих инстинктах привык наживаться Запад. А в обществе созидания homo sapiens раскрывает в себе как раз человека, то есть творца. У которого, в отличие от зверей, есть удивительная способность мечтать и преображать окружающую его среду. По причине чего Николай Островский, к примеру, называл именно труд «исцелителем от всех недугов», социальных в том числе.

– Но здесь, опять же, определяющую роль должна сыграть пропаганда новых ценностей. Какими они должны быть?

– Традиционными. То есть такими, которые не дают человеку, прельстившемуся идеей свободы, угодить в ловушку вседозволенности и безответственности (куда западные архитекторы общества потребления, напротив, нас постоянно заманивают). Это традиционная семья, где мы как раз и учимся жить не лишь для себя. Это память об истории, какой бы она ни была. Это труд. И, конечно же, традиционная вера с её борьбой против смертных грехов: обжорства, жадности, похоти, ярости, зависти, праздности и гордыни. В общем, всё то, чему классики нашей литературы, как русской, так и украинской, собственно говоря, и посвящали всегда свои книги.

Источник: Крымская газета

Loading image... Loading image... Loading image...