Интервью газете «Крымская правда»
Долгая история с попытками Крымского государственного медицинского университета имени С. И. Георгиевского (КГМУ) отстоять свою независимость от Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского (КФУ) завершилась 27 января этого года. В тот день ректор крупнейшего вуза полуострова назначил директором одноимённой медицинской академии Нанули ИВАНОВУ. Задача перед ней, офтальмохирургом высшей категории, доктором медицинских наук, стояла огромная и ответственная – за один месяц превратить КГМУ в Медицинскую академию имени С. И. Георгиевского КФУ имени В. И. Вернадского. Как удалось ей это сделать, что будет с факультетами, кафедрами и клиническими базами главного медицинского вуза Крыма, рассказала она при личной встрече.
– У вас интересное имя, Нанули Викторовна. Что оно значит?
– Моя мама – грузинка, имя Нанули очень распространённое в Грузии, где я выросла и училась. Сокращённый вариант моего имени – Нана, на древнегрузинском языке обозначает «мама». Так что я по жизни мамочка (кстати, у Нанули Викторовны Ивановой – двое детей и двое внуков. – Авт.). После окончания школы я поступила в Крымский медицинский институт, мой однокурсник Игорь Исаакович Иванов стал моим мужем, я взяла его фамилию. Так что этот университет – моя альма-матер, я его истинный патриот. Правда, более 10 лет я работала исключительно в практическом здравоохранении, а потом вернулась, уже с учёной степенью кандидата медицинских наук, в родной вуз. Быстро защитила докторскую, стала профессором, заведую кафедрой офтальмологии, сейчас – директор медицинской академии.
– История нынешней медицинской академии берёт начало от медицинского факультета Таврического университета (открыт 10 мая 1918 года). По сути, сейчас вы вернулись к истокам. Расскажите, пожалуйста, о значении этого события для учебного заведения.
– Наша высшая медицинская школа за свою многолетнюю историю много раз меняла название: Крымский медицинский институт, какое-то время он носил имя Иосифа Сталина, потом получил орден Трудового Красного Знамени, КГМУ имени С. И. Георгиевского, и нынешнее название – Медицинская академия имени С. И. Георгиевского. Однако в последнем случае изменения коснулись не только названия, произошло существенное повышение в статусе. Мы стали структурным подразделением Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, консолидирующего в себе разные специальности (в 4 из 9 аналогичных вузов России есть медицинские факультеты). Что это предполагает? В первую очередь – федеральное подчинение, а значит, и совсем другое финансирование. Кроме того, теперь у нас будет возможность получать государственные заказы. Что же касается образовательного принципа медицинского университета, то он остался неизменным.
– Почему же тогда преподаватели и студенты выступали за самостоятельность медуниверситета?
– Потому что не все на тот момент вникли в глубину вопроса. Не понимали или не знали того, что федеральным медицинским университетом мы не смогли бы быть, согласно законодательству Российской Федерации, так как количество обучающихся у нас в 2 раза меньше положенного.
– Переход в ведение Министерства образования и науки Российской Федерации уже завершён? Где теперь студенты будут проходить лечебную практику?
– Да, мы подчиняемся сейчас Министерству образования и науки РФ. У нас заключены и ещё заключаются договоры с органами здравоохранения, с 21-й клинической базой. Все кафедры вуза остаются на прежних местах. Начиная с 1-го курса, студенты проходят практику не только на теоретических кафедрах (находятся на территории медакадемии), но и на клинических (в больницах и других медучреждениях Симферополя).
– Сколько факультетов и кафедр сейчас в медакадемии? Планируется ли объединение некоторых из них?
– В настоящее время в медакадемии действуют 6 факультетов: лечебный, педиатрический, стоматологический, фармацевтический, международный медицинский и последипломного образования. На последнем ежегодно проходят обучение около 5 тысяч врачей.
В вузе функционируют 56 кафедр. В июне во всех подразделениях КФУ имени В. И. Вернадского пройдут конкурсы на замещение выборных должностей. Возможны реорганизации. Действительно, необоснованно в вузе иметь 2 кафедры по одной специальности. Понимаете, преподаватели на разных факультетах учат одному и тому же с определённой спецификой предмета. Но всё как было, так и останется, у них будет один заведующий кафедрой, который скоординирует работу всех. Реформа по объединению факультетов в учебных заведениях РФ была объявлена в прошлом году в связи с нецелесообразностью такой системы и экономией денежных средств. Конечно, мы постараемся сохранить наши уникальные кафедры у себя. К таким относится, например, кафедра преподавания русского языка для иностранных студентов, все сотрудники которой в совершенстве владеют английским языком и отлично применяют методику преподавания русского языка как иностранного. Причём не только разговорного, но и медицинских терминов. Надо сказать в этом случае и о кафедре латинского языка, ведь латынь – основной язык медиков. Конечно, студентам не надо знать в совершенстве этот мёртвый язык, но медицинские термины – обязательно, такой направленности и придерживаются преподаватели.
– Какие реорганизационные изменения претерпел вуз?
– Юридически КГМУ имени С. И. Георгиевского 1 марта прекратил существование. В связи с этим бухгалтерия и планово-финансовый отдел перешли из медакадемии в число централизованных служб федерального университета.
– КГМУ за долгие годы существования взрастил немало талантливых врачей и гениальных учёных, причём не одно поколение. Во время одной из наших бесед с ректором вуза Анатолием Бабаниным (апрель 2014 года) он сказал о том, что при Украине им удалось главное – сохранить кадровый потенциал. Тогда он озвучил впечатляющие цифры: 108 докторов наук, почти 400 кандидатов наук. Как изменился профессорско-преподавательский состав учебного заведения сейчас?
– Профессорско-преподавательский состав в медакадемии, за исключением 2-3 профессоров, практически не изменился после вхождения в состав КФУ, а общее число получивших учёную степень за это время, конечно, увеличилось.
– Правда ли, что преподаватели бывшего КГМУ теперь получают в два раза меньше?
– Нет, это неправда. Наоборот, заработная плата преподавателей в КФУ больше, так как финансирование медакадемии идёт из федерального бюджета.
– Все ли студенты согласились перейти под крыло КФУ?
– Да, все. Исключение составили лишь студенты с Украины, пожелавшие вернуться туда (таких было около 45 человек, из них 10 – иностранцы). Но это связано с тем, что в их странах российские дипломы не были бы признаны. Хотя в медакадемии продолжили обучение 300 граждан Украины.
– Материально-техническая база медакадемии. Что с ней? Каковы судьба и перспективы «Блискуновки»?
– Как известно, у нас есть клиника КГМУ (куда входит и ортопедическая клиника имени А. И. Блискунова). Сейчас она испытывает трудности в связи с тем, что ещё не получена для неё медицинская лицензия. Но уже вышло распоряжение Минздрава России на продление её работы. Мы также планируем расширение этой клиники. Будем строить лечебно-диагностический лабораторный комплекс с клинической базой. Это очень хорошая перспектива. Насколько мне известно, деньги уже на это выделены, и обсуждается проектно-сметная документация. Речь идёт о 4-этажном корпусе, который будет соединён с основным зданием клиники. Кроме того, мы планируем создание центра ядерной медицины, что позволит существенно расширить диагностику различных заболеваний (онкологических в частности). Для обмена опытом в этой сфере наши сотрудники побывали недавно в НИИ имени И. В. Курчатова. Также мы хотим организовать на базе нашей клиники отделение трансплантации органов и тканей. В нём предусмотрено наличие банка тканей, специальных лабораторий гистосовместимости и так далее. Раньше пациентов, нуждающихся в подобного рода операциях, мы отправляли в Харьков, Запорожье, однако сейчас это невозможно.
– С 1961 года Крымский медуниверситет вёл подготовку врачебных кадров для стран Азии, Африки, Латинской Америки. По числу англоязычных студентов университет лидировал среди медвузов Украины. Будут ли в дальнейшем обучаться в нём иностранные студенты и откуда? Как налажена сейчас англоязычная система обучения в медакадемии?
– Медицинская академия имени С. И. Георгиевского и в России лидирует по количеству англоязычных студентов. У нас продолжат обучение все те иностранные студенты, чьи посольства заключат договоры с международным департаментом КФУ. Несмотря на то, что в России официально преподавание должно быть только на русском языке, от англоязычной системы обучения мы отказываться не будем. Она позволила нашим преподавателям и студентам существенно усовершенствовать уровень владения этим языком, работать с англоязычной литературой, побывать во многих странах, участвовать в международных конгрессах, конференциях.
– Решился ли вопрос аккредитации и международной сертификации академии?
– КФУ 6 февраля получил лицензию на образовательную деятельность. Аккредитация у нас завершилась 21 марта, прошла она достаточно успешно. Уровень преподавания в КФУ оценивали 82 эксперта, у нас – 8 специалистов. Они отметили высокую подготовку кадров и отличное ведение документации. В связи с переименованием вуза мы отправляли документы на подтверждение международного сертификата IES и уже получили положительный ответ из Лондона. Всего в России признаны 6 международных сертификатов, так что нам есть куда стремиться.
– На пресс-конференции, посвящённой завершению процесса формирования медицинской академии в составе КФУ, вы заявили, что 90% мест для абитуриентов будут бюджетными. Расскажите подробнее о ситуации с выделением бюджетных квот в этом учебном году.
– В прошлом учебном году у нас действительно было много бюджетных мест. В этом году мы ещё не получили приказ (ждём его выхода в апреле) с указанием точных цифр, поэтому и решили день открытых дверей организовать 16 мая.
– Когда и где появится современный симуляционный центр?
– Симуляционный центр – это тренажёрный зал, где студенты будут отрабатывать тончайшие манипуляции на муляжах, оснащённых специальной компьютерной техникой, выявляющей их ошибки. В условиях обязательного и добровольного медицинского страхования, когда порой наши студенты имеют право, например, лишь постоять в родзале (и то с согласия пациента), такой центр необходим. Конечно, мы показываем нашим учащимся фильмы, снятые во время операций, иногда они смотрят даже прямую трансляцию из операционной, но это, безусловно, не даёт такого эффекта, как если бы они проделывали всё своими руками. Правительство Крыма во главе с Сергеем Валерьевичем Аксёновым активно поддержало этот инновационный проект, уже подписаны документы на приобретение этого высокотехнологичного центра. Он будет на территории медакадемии, мы уже определились с помещениями, и летом там выполнят ремонт. Надеюсь, что через год он откроет свои двери для будущих врачей. Для его обслуживания будут приглашены студенты, стажёры, молодые сотрудники кафедр математики, техники, физики КФУ имени В. И. Вернадского. Я очень благодарна главе Республики Крым за его помощь и внимание к нашему учебному заведению. Аналогичный центр создан в Дальневосточном федеральном университете. Сотрудники симуляционного центра этого вуза сотрудничают со специалистами инновационного центра «Сколково», применяя в своей работе в том числе и космические технологии. Эта же методика апробирована и в Курске. Кстати, в этом центре мы будем проводить не только мониторинг знаний и умений, полученных студентами, но и экзаменовать практикующих врачей (раз в 5 лет они должны проходить аттестацию). Вот уже 15 лет подряд они лишь отвечают на вопросы обязательного тестирования. А в симуляционном центре Лиссабона (Португалия), например, врачи всех специальностей, особенно хирурги, в обязательном порядке раз в полгода проходят тестирование на этих фантомах. Результаты такого экзамена являются главным критерием и для повышения категории доктора.
– В следующем году интернатуры в медакадемии уже не будет? Почему? Останется только ординатура?
– С 1 марта мы перешли в российское законодательное пространство. Интернатура осталась только в некоторых странах СНГ. В России, как и во всём мире, с 2013 года её нет. Ординатура в РФ предусматривает более узкую специализацию доктора, ведь высшие учебные заведения выпускают врачей общей практики. Клиническая ординатура (в которой учиться надо было 2 года) по некоторым разделам дублировала интернатуру (аналогичный срок обучения), так что, отказавшись от последней, мы ничего не теряем. В этом году Медицинская академия имени С. И. Георгиевского последний раз делает набор в интернатуру. Мы возьмём 100-107 человек. В дальнейшем у нас будет только ординатура, обучение в ней будет длиться от 2 лет и более, в зависимости от специальности. И каждый желающий на конкурсной основе сможет туда поступить.
– Оцените качество образования в вузе сегодняшнем в сравнении с СССР
– Я знаю, как учили в этом вузе в Советском Союзе и как это делают сейчас. Образовательные программы в настоящее время существенно усложнились, они компьютеризировались, но это по-прежнему высокий уровень обучения студентов.
– Продолжаете ли вы заниматься наукой?
– Почти два месяца я была оторвана от офтальмологии. Но это – моё детище, я безумно люблю свою специальность и, конечно, буду продолжать заниматься наукой и практической деятельностью. У меня ещё 6 диссертантов, которые вот-вот должны выйти на защиту.