18-12-2017
Миссия выполнима

 

Год экологии, объявленный Президентом России Владимиром Путиным, подходит к концу. Самое время подвести его итоги. Что удалось сделать в этом плане в Республике Крым, нам рассказал человек, вся трудовая и общественная деятельность  которого  связана с экологической и природоохранной деятельностью – заведующая кафедрой геоэкологии КФУ имени В.И. Вернадского Татьяна Бобра.

– Татьяна Валентиновна, Вы – один из ведущих экологов, признанный авторитет в вопросах охраны окружающей среды не только в Крыму. По-вашему, достаточно ли одного Года для решения столь серьезных проблем, от которых, по большому счету, зависит наше будущее?

– Как по мне, так надо не Год экологии проводить, а век экологии, – улыбается.

– Вы со своими коллегами-учеными  уже много лет готовите профессиональные  кадры для природоохранного комплекса Республики Крым,  ведете постоянную работу, направленную на формирование устойчивой и эффективной системы взаимодействия КФУ и государственных органов экологического управления и надзора. Может благодаря этому наш полуостров все еще остается природным оазисом, в котором хочется жить, отдыхать, учиться, в конце концов?

– Я считаю, что у  КФУ имени В. И. Вернадского есть своя миссия в регионе, которая состоит, прежде всего, в том, чтобы способствовать  обеспечению устойчивого социально-экономического и безопасного экологического развития Крыма. А также в том, чтобы стать площадкой  для продуктивного взаимодействия  власти и общества. Университет реализует ее через три основных вида деятельности – образовательную, научную и культурно-просветительскую.  Бренд нашего университета, носящего имя основоположника эколого-ноосферной идеи развития биосферы В. И. Вернадского, многолетний опыт продвижения идеи безопасного экологического развития Крыма, а также многолетний  опыт подготовки специалистов-экологов послужили основой для разработки, принятия и реализации Плана мероприятий Года экологии в КФУ и его структурных подразделениях.

Но, в основном, все запросы, которые приходят в университет от государственных и других структур – и крымских, и не крымских – провести экологическое мероприятие или поучаствовать в нем, направляются на нашу кафедру. Потому, что мы готовим студентов по специальности экология и природопользование. Как раз тех людей, которые, окончив университет,  будут решать вопросы охраны окружающей среды, рационального использования  природных ресурсов и экологического менеджмента. А он  на сегодняшний день и есть основной ключ к решению конфликтов, связанных с природопользованием, или недопущению  этих конфликтов. Поэтому есть ряд мероприятий, которые мы проводим по просьбе внешних источников, и есть мероприятия, проведение которых мы сами инициируем.

– Например?

-В марте этого года КФУ принял участие в VIII Международном форуме «Экология», который стал одним из самых грандиозных событий Года экологии в России. Проводился он при поддержке Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы ФС РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ и других. Его работу курировал первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экологии  и охране окружающей среды Николай Валуев. Форум собрал более 600 участников из 57 регионов России и 7 иностранных государств, которые обсудили  острейшие экологические вопросы  России и ее регионов. В итоге была сформирована резолюция,  где указаны основные  болевые  точки,  требующие решения на общегосударственном и  субъектовых  уровнях. Я была участником этого форума, работала в его Общественном совете, где эта резолюция  была выработана. Сегодня она доступна для всех, ее можно почитать на сайте форума.

– Экологические вопросы, касающиеся Крыма, в Москве тоже обсуждались?

– Естественно. В частности были внесены предложения, связанные с  организацией  экологической сети в Крыму. Она (сеть) была принята еще Верховной Радой Украины, как раз накануне событий Крымской весны. Но, поскольку закон обратной силы не имеет, то схема  экологической сети Крыма, которую делали специалисты географического факультета и кафедры геоэкологии Таврической академии КФУ, когда составлялась планировочная схема развития Крыма, тоже была принята к рассмотрению.

– Что такое экологическая сеть?

– Это, прежде всего, сеть объектов ООПТ – особо охраняемых территорий разного статуса, начиная от заповедников и заканчивая объектами местного  значения. У нас в Крыму все ООПТ пока регионального значения. Это более высокий статус, чем местного.  Начиная с заповедников – Крымского, Ялтинского горно-лесного и заканчивая такими объектами, как, например, Плачущая скала. Или же региональный рекреационный парк Красные пещеры. ООПТ – основа  экологической стабильности  любого региона, Крыма тем паче, поскольку территория у нас небольшая и довольно сильно антропогенно преобразована. И площади самых больших ООПТ – Крымского и Ялтинского заповедников, на порядок меньше, чем подобные по статусу объекты в Российской Федерации. Поэтому, для нас эти ООПТ весьма ценны, если их не станет, то…

– Не будет и Крыма, как такового.

– Конечно. Тогда об устойчивом социально-экономическом  развитии нашего региона не может быть и речи. Тем более, что Крым имеет туристско-рекреационную, оздоровительную специализацию. И к нам приезжают не только на солнышке греться и в море купаться. Людей привлекает  наша разнообразная и нетронутая природа, которая сохранилась как раз в ООПТ. Наши предложения на форуме в Москве были учтены. Речь также шла об усовершенствовании  законодательной экологической базы. Депутатами Госдумы еще до форума было предложено инициировать разработку закона «Об экологическом образовании».

– В Госсовете РК тоже были аналогичные инициативы.  

– Для Крыма обязательно нужно инициировать разработку закона «Об экологическом образовании», который будет касаться  и высшего, и среднего  образования. Вообще надо вести речь о сквозном экологическом образовании, поскольку  образование без аналогичного мировоззрения мало что значит. Об этом, в числе многих экологических тем,  шла речь и на одном из самых масштабных  и престижных событий Года экологии в России – Восьмом  Невском  Международном экологическом конгрессе, проходившем в мае, в Санкт-Петербурге. В нем КФУ имени В. И. Вернадского также участвовал – с докладами выступали я и мой коллега – доцент кафедры геоэкологии Александр Лычак. Мероприятие проходило под патронатом Совета Федерации, курировала его  Валентина Матвиенко.

– Чем ценны такие масштабные мероприятия?

– Тем, что на них были подняты наиболее острые проблемы каждого из регионов, и тем, что была возможность  обменяться опытом  по различным аспектам  экологии. Например, обсуждались региональные схемы  обращения с отходами, которые сегодня должны быть в каждом субъекте РФ, и в Крыму тоже.

– Вы тоже делились своим опытом?

-На Невском форуме Александр Иванович Лычак выступал с докладом  на секции, где обсуждались вопросы развития ООПТ. На Московском экологическом форуме я делала доклад на тему «Опыт подготовки специалистов-экологов в КФУ имени В.И. Вернадского» на секции «Экологическое образование». В следующем году у нас юбилей – 25 лет специальности «Экология и природопользование». Я поделилась нашим видением на некоторые вопросы. Оказавшись в экологическом пространстве РФ, нам есть с чем сравнивать.

– А чем КФУ мог похвастаться ?

– Тем, что у нас есть большой опыт международного сотрудничества, как образовательный, так и научный. Мы реализовывали большие совместные международные проекты. В частности, на нашей кафедре в конце 2013 года закончились два больших международных проекта. Один – по развитию образования в области экологического менеджмента. Это была совместная программа для магистров, в нее входили несколько партнеров, как из стран СНГ, так и европейские вузы. А чуть раньше, по программе TEMPUS, мы реализовали большой европейский проект  по развитию образования в области  альтернативной  экологически безопасной энергетики. В нем наша кафедра активно участвовала. В результате нам был вручен сертификат о качестве подготовки  наших магистров, соответствующий европейским стандартам. Так что опыт у нас есть. В том числе и в реализации научных международных проектов. В течение 2009-2013 годов мы реализовали проект Седьмой рамочной программы научно-технологического развития ЕС. Я руководила этим проектом. Он касался наращивания потенциала по мониторингу  за состоянием экосистемы Черноморского бассейна. Поэтому нашими партнерами были все страны этого бассейна. Куратором проекта была Швейцария, Женевский университет. Этот проект дал нам возможность войти в  Европейскую мониторинговую систему, познакомиться с ней и даже зарегистрироваться в Глобальной системе наблюдения Земли, прикоснуться к новым технологиям, так называемым GRIT-технологиям  по обработке, хранению и передаче информации. В нашем случае – экологической. Мы познакомились с новыми системами моделирования, которые дают возможность строить, например, прогнозные модели. Мы даже попробовали построить такую модель для Крыма в условиях  изменения климата. В рамках этого проекта такая модель была построена для Европы, включая Черноморский бассейн и страны, входящие в него.

– И что нас ждет в плане климата?

– Прогноз на ближайшие 50 лет для всей Европы и для Крыма в том числе – это понижение количества среднегодовых осадков и иссушение. То есть, некоторые природные зоны в Крыму  будут превращаться в полупустынные ландшафты. И то, что последние несколько лет мы наблюдаем  у нас хорошее количество осадков – спасибо матушке-природе! Но это связано с солнечным циклом – всегда было 3 года сухих, а затем  3 более влажных и т.д.. К слову, участвуя в этих международных проектах, мы показали хороший результат и работали с зарубежными коллегами как равноправные партнеры. На имя ректора университета Николая Васильевича Багрова тогда пришло благодарственное письмо. Поскольку мы были первыми, кто смог оформить  и выложить в ГЕОС (Глобальная система наблюдения за Землей) определенные данные по Крыму, и смогли это сделать первыми среди тех, кто участвовал в этом проекте.

– Приятно.

– Сейчас  таких проектов пока нет, поскольку санкции сделали свое дело. Но мы учимся работать с российскими фондами, которые финансируют научные проекты. Их много. Это и РФФИ (Российский фонд  фундаментальных исследований), и  РНФ (Российский научный фонд), который тоже финансирует фундаментальные исследования. В России, в отличие от Украины, для развития науки есть большие внутренние резервы. Впрочем, если  сама Украина была больше ориентирована  на Европу и стремилась войти в ЕС, то Россия – это страна, которая рассчитывает и ориентируется, прежде всего, на свои собственные возможности. И это здорово. Поэтому мы сейчас учимся использовать эти внутренние резервы тоже. И, естественно, участвуем  в мероприятиях, которые имеют статус Всемирных или международных экологических дат и событий, особо актуальных   в России и в Крыму. Например, День экологических знаний (15 марта), Всемирный день воды (22 марта), День Земли (22апреля),  День Черного моря (31 октября).  Что же касается нашего региона, то, практически, все мероприятия, которые есть в плане Года экологии у Министерства экологии РК, проходят с нашим участием.

-Например?

– Их очень много. Назову лишь основные эколого-просветительские мероприятия.  Они показывают, что КФУ сразу включился в  Год экологии. 2 февраля при поддержке Минприроды Крыма  была организована  передвижная фотовыставка старшего преподавателя  кафедры геоэкологии Таврической академии Григория Прокопова «Красная книга Республики Крым в фотообъективе».  А 13 февраля в рамках Всероссийского заповедного урока, посвященного Году экологии и Году ООПТ в Российской Федерации, мы провели Крымский региональный заповедный урок в Перовской школе-гимназии Симферопольского  района  и в школах сел Перово, Залесье и Партизанское Перовского сельсовета. А 20 февраля такой урок прослушали  ребята из Перевальненской  школы Симферопольского района. Экоуроки были также проведены в общеобразовательных школах Симферополя и школе для одаренных детей. Сотни детей были, таким образом, вовлечены  в познавательный процесс. Члены нашего студенческого Общества геоэкологов  тоже с огромным удовольствием участвуют  в экологическом просвещении школьников. Поэтому их часто приглашают в школы, они очень востребованы. Кстати,  общими усилиями в школах было собрано 40 килограммов  использованных батареек для дальнейшей их утилизации. 16 февраля  мы участвовали в экологическом форуме «Экология Крыма глазами молодежи». А  2 марта в Таврической академии КФУ состоялся круглый стол «Теория и практика организации и управления заповедными территориями в условиях современного развития России и Крыма». Целью этого мероприятия стало обсуждение актуальных вопросов состояния ООПТ в России и регионе и выработка предложений по функционированию и управлению особо охраняемых территорий. А 3 марта сотрудниками Министерства экологии и природных ресурсов  Республики Крым совместно с кафедрой  геоэкологии КФУ был проведен семинар для учителей биологии и географии на тему  «Сохранение видов растений и животных, занесенных в Красные книги». 16 апреля в рамках Года экологии в администрации Симферополя  прошел круглый стол «Зеленый каркас» городов  Крыма – проблемы и пути их решения». Мы были соорганизаторами этого мероприятия. Наша кафедра на базе Таврической академии при поддержке Госкомитета  по водному хозяйству и мелиорации РК, в рамках Года экологии и регионального этапа Всероссийского конкурса  фотографий водных пейзажей родного края «Водные сокровища России» провела фотовыставку «Водные пейзажи Крыма». Члены Общества геоэкологов при кафедре геоэкологии географического факультета  Таврической академии КФУ имени В. И. Вернадского тоже активно популяризируют  экологические знания среди нашей молодежи. В марте они провели экологический тур по школам Крыма, посвященный раздельному сбору отходов и анализу влияния мусора на окружающую среду. 21 марта, ко Дню Земли, состоялся форум молодых экологов «Планета Крым» в рамках экопроекта «Красота вокруг тебя и в тебе». Перед студентами крымских вузов выступила магистрант нашей кафедры Александра Ключкина. Она презентовала экопроекты, посвященные  актуальным темам  экологии Крымского полуострова, рассказала  об экологической ситуации в Крыму  и методах борьбы с загрязнением нашего полуострова. А уже 25 марта состоялся субботник по озеленению и уборке на особо охраняемой  природной территории ландшафтно-рекреационный парк «Битак». Активное участие в нем приняли студенты кафедры геоэкологии и члены Общества геоэкологов  Таврической академии КФУ. Ими было высажено 300 саженцев ясеня и 300 гледичии. Ребята убрали территорию площадью 6 га от бытового и строительного мусора, вывезли порядка 60 кубометров отходов.

– Огромнейший объем работы сделали.

– К слову, Общество геоэкологов регулярно проводит экологические экспедиции по ООПТ Крыма для проведения мониторинга экологического состояния и системы менеджмента заповедных территорий. Кстати,  2017-й год – это еще и год ООПТ, и мы отмечаем 100-летие заповедной системы РФ. Совместно с Краеведческим музеем  мы провели круглый стол, касающийся  экологической тематики в музейном деле. У нас есть и такой опыт. Когда ректором Таврического университета был Николай Васильевич Багров,  возникла идея – создать Музей ноосферного развития, поскольку вуз носит имя В. И. Вернадского, и многие мои коллеги работают по этой тематике. Я была тогда научно-организационным менеджером  организации такого музея. К сожалению, создать его в отдельном павильоне не получилось, потому что в 2008-2009-м годах был очередной экономический кризис. И музей был открыт в Доме науки КФУ ( Воронцовский дворец). Туда водят школьников на экскурсии. Есть концепция развития этого музея. Я общалась с ректором КФУ Андреем Павловичем Фалалеевым  по поводу того, что необходимо, все-таки, довести дело до конца. Поскольку, в итоге, Симферополь получит  современный интерактивный объект, а КФУ сможет реализовать сложную инновационную идею. В мире есть музеи природы, но нет музеев ноосферы, ноосферного развития. Мы были бы первыми. Ректор сказал, что будет над этим вопросом думать.

– Судя по тем мероприятиям, которые Вы уже перечислили, КФУ,  в лице Вашем, ваших единомышленников и коллег, занимается экологическим образованием и просвещением крымчан постоянно и системно.

– Во всяком случае, стараемся это делать. 12 апреля проходил Всероссийский экологический урок (Всемирный день экологических знаний), посвященный  особо охраняемым  природным территориям России, сохранению биологического разнообразия  и изданию республиканской Красной книги. Наша кафедра и отдел профессиональной  и довузовской подготовки управления развития образования департамента образовательной деятельности КФУ стали его организаторами. А несколькими днями раньше, 9 апреля, в рамках Года экологии при поддержке  Министерства экологии и природных ресурсов Крыма с участием преподавателей КФУ состоялась презентация Красной книги Республики Крым для преподавателей и учащихся учебных заведений Симферополя.  И уже 24 апреля была презентована  эколого-просветительская лекция – «Экология: единство человека и природы», подготовленная для молодежи университета, в том числе и студентов колледжей, сотрудниками научной библиотеки КФУ имени В. И. Вернадского и кафедры геоэкологии. Из недавних мероприятий, организатором которых выступила наша кафедра, при поддержке  и участии Правительства РК, Минэкологии РК, Межрегионального управления Росприроднадзора по РК и городу Севастополю, Госсовета РК  (профильный комитет) – назову Всероссийскую междисциплинарную  научно-практическую конференцию  «Крымская инициатива». Экологическая безопасность регионов: концептуально-теоретические, практические, природоохранные и мировоззренческие  аспекты». Дело в том, что мы уже в течение нескольких лет везде продвигаем идею необходимости разработки  и принятия  «Стратегии экологической безопасности РК».

– Это сегодня – вопрос N1.

– К счастью, сейчас в риторике государственных мужей тоже появились эти слова, – улыбается.- Приходит понимание того, что нужна не только Стратегия социально-экономического развития Крыма, но и Стратегия экологической безопасности полуострова. Имея конфликты природопользования, мы, отчасти, пожинаем плоды того, что экологическая безопасность не прошла красной нитью в Стратегии социально-экономического развития Крыма. Мы предложили свои услуги по разработке Стратегии экологической безопасности РК. Более того, определенные наработки у нас уже есть, и мы о них рассказываем, где только можем. И надеемся. К слову, в этом году произошло знаковое событие. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации несколько лет существовала в проекте, а 19 апреля 2017 года указом Президента РФ она была принята. 

– Знаю, что 1 июля 2017 года была начата реализация проекта Программы развития КФУ до 2024 года  по созданию Междисциплинарного Центра устойчивого эколого-экономического развития региона. Чем будет заниматься Центр?

– Если коротко, он должен интегрировать в единый лабораторно-исследовательский комплекс научные коллективы и исследовательские группы для обеспечения  теоретического, научно-методического и инструментально-технологического сопровождения региональных проектов, в том числе инвестиционных, в сфере инновационно-хозяйственной деятельности, природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития.

– Создание такой структуры, действительно, давно назрело. А Вас и сотрудников кафедры привлекают в качестве экспертов?

– Экспертная работа – это отдельный блок нашей деятельности. Порядка 80% преподавателей нашей кафедры являются экспертами  по разным вопросам.  Я являюсь членом Общественного совета при Минэкологии РК, экспертом по объектам ООПТ, внештатным экспертом в Госсовете РК в комиссии по сельскому хозяйству и экологии. Несколько раз по распоряжению Главы Республики создавались экспертные группы для решения  острых экологических вопросов, касающихся Ялтинского природного заповедника, Тихой бухты, Тарханкутского природного парка. Я входила во все эти группы соавтором аналитических записок, которые мы готовили для Правительства  Крыма. Минэкологии РК тоже часто обращается к нам с вопросами проведения государственных экологических экспертиз. Сотрудники нашей кафедры этим занимаются. Например,  были выполнены экспертизы, которые касались Тарханкутского природного парка, МДЦ «Артек», строительства водохранилища на реке Кокозке. Объектов, где мы участвуем в проведении экспертизы, десятки. За 2017-й год точную цифру еще не могу назвать, а в 2016-м сотрудниками кафедры было проведено порядка 25 экспертиз. Плюс, в КФУ, к ректору обращаются с различными вопросами по нашему профилю. Буквально недавно  обратился «Севприроднадзор» с просьбой, чтобы специалисты нашей кафедры согласовали, а значит, сделали экспертное заключение по перечню растений и животных, включенных в Красную книгу  Севастополя. Точно также специалисты кафедры принимали участие в составлении Красной книги РК. Ее двухтомник уже вышел. Мы также выполняем  инженерно-экологические изыскания  при строительстве  некоторых объектов ФЦП. Оцениваем их воздействие на окружающую природную среду. Сейчас, например, выполняем работу, которая связана с обследованием почвенного покрова в районе строительства нитки водовода Владиславовка-Феодосия-Керчь. Мы с коллегами несколько  раз выезжали туда для выполнения почвенных разрезов. Их надо выкопать, описать, оценить ситуацию и т.д.. К этой научной работе и наших студентов привлекаем.  

– Большая ответственность, в том числе и моральная, лежит на Вас лично и сотрудниках кафедры, которой руководите. Ведь от ваших знаний, по сути, зависит судьба отдельных видов животных,  растений, объектов и целых территорий.

– Конечно. И не всегда наши заключения очень просто принимаются во властных структурах. Иногда приходится доказывать свою правоту. Потому что экология и экономика – это вещи, которые не просто идут параллельно, они постоянно находятся в неком конфликте. Если чаша весов склоняется в сторону  экономики, как правило,  страдают экологические вопросы. И наоборот – мы, экологи, иногда притормаживаем экономическую составляющую. Но это неизбежный процесс. И, в то же время, мы не можем быть радикальными, все запрещать.  И трудность сегодня состоит в том, чтобы найти правильное, выверенное  компромиссное решение, которое не приведет потом к большим потерям в виде экологического ущерба. Ведь рано или поздно, это потянет за собой и экономический ущерб, деньги. И хочу сказать спасибо всем моим коллегам – людям с активной гражданской позицией. Жертвуя своим временем, силами, они не ленятся, откликаются  на все запросы, которые поступают на нашу кафедру.

 – Экология – это, наверное, уже состояние их души, образ жизни?

– Согласитесь, я не имею права учить студентов, говорить им, что необходимо формировать экологическое сознание, если у меня самой его не будет. Молодые люди, тем более, в таком активном возрасте, как наши студенты, сказок не любят. Если мы говорим им, как надо делать, а сами так не делаем, никогда в жизни мы не сможем для них стать авторитетами. Поэтому со своими студентами я выстраиваю партнерские отношения. Это отношения доверия, честности, прежде всего в профессиональной среде.

 – А нынешним студентам интересна экологическая тематика, проблематика?

– Мы начинаем работать еще со своими будущими абитуриентами – проводим Дни открытых дверей,  у нас есть давнишние связи в школах. И когда, например, к нам по совету  приемной комиссии приходят родители с детьми и спрашивают об экологии,  мы тоже им все подробно рассказываем, объясняем. Поэтому, в итоге, учиться к нам ребята приходят осознанно. Те, которые, как говорят, живут экологией и хотят получить именно экологическую специальность. Их не надо агитировать, экологическое мировоззрение у них уже отчасти сформировано.

– И после окончания университета они работают тоже по экологической специальности?

– В российских условиях специальность эколог – весьма востребована. Если раньше мы выпускали специалистов, извините, в никуда, то сейчас 95-100% – это люди, которые работают  именно по  специальности. Более того, к нам приходят потенциальные работодатели и говорят: дайте нам студентов на практику, мы хотим потом принять их на работу. И государственные структуры тоже нуждаются в наших выпускниках. В Минэкологии РК уже работают несколько десятков наших специалистов. Частные коммерческие структуры, которые занимаются экологическим консалтингом, также нуждаются в них. И, понятно, нам тоже приходится меняться. Раз наши выпускники востребованы в такие практические  организации, мы в процессе обучения должны давать своим студентам  эти практические навыки. Что уже потребовало  некоторого изменения учебного плана, направленности специализаций. И это – объективный процесс.

Елена Озерян