22-09-2025
«Минимум застройки, максимум красоты!»

Летом многие жители нашего уникального полуострова путешествовали по России и увидели, как обустроены другие города и поселки. А вернувшись домой, с сожалением  отмечают, что населенные пункты, где они обитают, во многом проигрывают. О том, как сделать их красивыми, интересными, уютными, чтобы и туристам хотелось в них побывать, и крымчанам жилось комфортно, беседуем с заведующей кафедрой градостроительства и архитектуры «Академии строительства и архитектуры» ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», кандидатом архитектуры, доцентом, членом Союза архитекторов России, ВООПИиК, членом-корреспондентом Крымской академии наук Викторией Сидоровой.

– Виктория Витальевна, как эту сложную задачу решить практически? С чего надо начинать?  

– С разработки дизайн-кода для каждого населенного пункта. Поэтому, когда в КФУ  в рамках Программы развития «Приоритет 2030» был объявлен отбор научных тем, по моей инициативе была предложена тема «Дизайн-коды населенных пунктов Республики Крым». Надо сказать, что эта идея витала, что называется, в воздухе, давно. И не только мне хочется привести в порядок, к единому крымскому стилю наши населенные пункты. Но непременно, с учетом того, что в каждом  из них есть свои особенности, «изюминка», история, традиции, какие-то объекты культурного наследия.

– Может начать со столицы – Симферополя, показать наглядно, как должно быть?  Тем более, что, например, в Севастополе дизайн-код уже утвердили. Территорию города разделили на зоны, в каждой из которых установлены свои требования к объектам. В частности, выделили 10 «средовых» зон для объектов капитального строительства и 8 типологических зон – для элементов благоустройства.

– В Симферополе тоже может быть несколько дизайн-кодов – для исторического центра один, для районов современной застройки – свой.

Наша кафедра подала заявку на разработку темы «Дизайн-коды населенных пунктов Республики Крым» проректору КФУ по научной деятельности Николаю Владимировичу Любомирскому. В итоге ее одобрили, но изменили название, а именно – «Дизайн-код поселка Зуя» и поставили срок разработки проекта до конца 2025 года. Основная цель проекта – сформировать компетенции у команды проекта и отработать научные походы создания узнаваемого архитектурного образа населённого пункта для занятия лидерских позиций в области создания дизайн-кодов поселков и городов за счёт разработки и легализации дизайн-кода посёлка Зуя.

 – Почему именно Зуя?

– Дело в том, что в районе этого поселка находится пещера «Таврида», которая принадлежит КФУ и территория вокруг данного объекта не благоустроена. И привести ее в порядок необходимо. А поскольку в Зуе нет уникальных зданий, какого-то единого архитектурного образа, хотя история этого поселения богатая, возникла идея  объединить это пространство в соответствии с определенной единой концепцией. Например, начиная с въездного знака в поселок и в пещеру «Таврида». Ведь сегодня со стороны трассы там стоит забор и есть малозаметный съезд, который можно проскочить, если двигаться на большой скорости. В то же время, главная улица Зуи – Шоссейная, довольно широкая, просторная, в основном, там малоэтажная жилая застройка. Там все достаточно уютно обустроено, осталось так, как было сделано в Советском Союзе – парк, который, кстати, реконструировали, центр с Администрацией, памятники В.И. Ленину, героям, павшим в Великой отечественной войне. Вдоль улицы расположены нестационарные торговые объекты и остановки в основном почему-то синего цвета. Есть и небольшой историко-краеведческий музей, мы командой его посетили. Коллекция музея очень интересная, ее самостоятельно собирал директор Колосюк Сергей Александрович, спасибо ему за это. Кстати, коллекцию пополнили экспонаты, которые были обнаружены во время строительства трассы «Таврида». Туда водят на экскурсии школьников. Музей расположен в маленьком одноэтажном здании, одной комнате и помещений для хранения его фондов, можно сказать, нет – все находится в небольшой кладовке-подсобке. Но все-таки, учреждение с таким большим потенциалом уже не соответствует современному уровню.

– А кто, кроме Вас, входит в команду, которая будет разрабатывать дизайн-код Зуи?

– Преподаватели нашей кафедры и студенты академии. Я являюсь руководителем проекта. Менеджер проекта – Эльмар Меджидович Меннанов, директор Академии, кандидат технических наук, депутат Государственного Совета Республики Крым. Исполнитель исторической справки –  кандидат исторических наук Елена Акимовна  Айбабина. Она сейчас готовит историческую справку о поселке, чтобы понять, на что нам надо обратить внимание при разработке дизайн-кода. И затем на указателях и на исторических стендах и информационных табло отразить исторические особенности и достопримечательности района, чтобы туристы, приезжающие в Зую, могли ознакомиться с ними. В команду исполнителей дизайн-кода также вошел кандидат архитектуры, доцент Владимир Николаевич Пчельников. Помимо преподавательской деятельности, он занимается реальным проектированием – у него свое архитектурное бюро и, следовательно, практический опыт решения той или иной проблемы. В команде есть дизайнер – Лилия Алишеровна Буджурова, старший преподаватель кафедры, член Союза дизайнеров. Еще есть молодой практикующий архитектор, ассистент кафедры градостроительства и архитектуры Константин Владимирович Бубнов. Вошли в наш коллектив разработчиков дизайн-кода и двое студентов-пятикурсников, у который тоже уже имеются практические навыки. И, к примеру, если мы, как преподаватели будем ставить им определенную задачу, они, как говорится, уже в соответствии со своим современным взглядом будут ее решать. Возможно, привлечем Владимира Меньшикова.

– Если все задуманное  удастся реализовать, какой  станет Зуя?

– В связи с тем, что, как мы уже поняли после детального знакомства с поселком, в нем  нет объектов культурного наследия, на которые был сделан акцент, например, при разработке дизайн-кода Алупки, решено обратиться к современности. Это должен быть комфортный для постоянного проживания и для туристов поселок, имеющий свой архитектурный стиль, образ. А поскольку расположен он в засушливом регионе, там должны преобладать светлые тона, несмотря на то, что сейчас мода на темные фасады  зданий.

– Лично мне это не нравится, к тому же, явно не противоречит образу, стилю  Крыма – светлому и солнечному. Тому, что было у наших предшественников, начиная с древнейших времен.

– Действительно, темные цвета притягивают  солнце, а перегрев совершенно не нужен ни зданиям, ни любым другим сооружениям. Поэтому наше решение – светлые тона, бежевые оттенки фасадов, терракотового цвета кровля – «под черепицу», приоритет натуральным материалам. Хочется, чтобы человек, приехав в Зую, сразу увидел, ощутил колорит именно крымского региона.  Для нашей команды создание дизайн-кода для этого поселка – первый проект, естественно, мы осознаем всю ответственность. На встрече с первым заместителем председателя Госсовета Сергеем Цековым подчеркивалось, что основой будущего дизайн-кода должен стать единый крымский стиль, учитывающий принципы благоустройства и землепользования. Особое внимание также уделялось языковой составляющей визуальной среды. Он призвал нас проводить эту работу под лозунгом «Крым – территория кириллицы». Впрочем, сегодня этого требует и законодательство. Вывески – это тоже отдельный пункт будущего дизайн-кода Зуи. Мы хотим обязательно упорядочить уличную рекламу (вывески, названия магазинов, павильонов), сделать ее более нейтральных цветов, разработать типовые для поселка указатели и названия улиц и т.д. То есть будет перечень цветовых решений для рекламы, шрифтов, из которых рекламодатель сможет выбрать что-то подходящее. В районе пещеры «Таврида» тоже планируем сделать такой перечень указателей с демонстрационными стендами мест туристического притяжения не только Зуи, но и всего Белогорского района, куда тоже можно поехать и посмотреть. И все это тоже будет стилизовано в соответствии с дизайн-кодом.

– То есть Зуя – это один из  первых шагов  в  реализации  дизайн-кода  Республики Крым?

– После Алупки, да. Там уже провели масштабную реконструкцию, благодаря которой городу вернули аутентичный облик XIX века и создали новые точки притяжения, а Зуя, можно сказать, первая ласточка в степной части Крыма. Но в Алупке работы выполнялись в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Три года назад при поддержке Министерства курортов и туризма РК Алупка стала одним из победителей Всероссийского конкурса лучших проектов туристского кода центра города, который проводился правительством РФ. Грант на благоустройство исторического центра реализовало министерство совместно с администрацией Ялты. На выделенные федеральные субсидии в Алупке был разработан и внедрён дизайн-код, а основные объекты туристического показа объединены в единое архитектурно-культурное пространство. Разработал дизайн-код Департамент архитектуры и градостроительства под руководством заместителя главы ялтинской администрации Виталия Оганесяна совместно с дизайнером Михаилом Меньшиковым и известным алупкинским краеведом Александром Вертинским, который предоставил много ценных архивных материалов. Ведь в первую очередь необходимо было изучить, как это выглядело раньше. С дизайн- кодом Зуи ситуация иная. Его разработка началась лишь благодаря Крымскому федеральному университету, который к тому же, выделил на это финансирование. Наша команда – исполнители. Мы хотим также изучить опыт  разработки и реализации дизайн-кодов в других городах России, где такая практика  ведется уже порядка 10 лет.

 – То есть, главный вуз Крыма уже реально помогает делать Крым красивым?

– Надеюсь, что администрации Зуи и Белогорского района нас тоже поддержит. В соответствии с установленными сроками, к концу этого года, согласно  законодательству, должны пройти общественные слушания, после которых, я надеюсь, наш проект дизайн-кода будет принят к исполнению.  Кстати, в Алупке общественность сначала была против дизайн-кода, возникали сложности в урегулировании этого процесса. Но подключилась администрация Ялты, Алупки и в итоге, наоборот, все стали заинтересованными в преобразованиях, в реализации дизайн-кода.  Будем надеяться, что и в Зуе все сложится удачно, тем более, что в состав нашей команды входит депутат Госсовета Крыма Эльмар Меджидович Меннанов – директор  Академии строительства и архитектуры КФУ.

– Если не секрет, как у Вас возникла идея создания и реализации дизайн-кодов населенных пунктов Крыма?

– Когда я училась в аспирантуре, была ассистентом нашей кафедры, мы с большой командой студентов ездили в Италию на Международный молодежный форум «Новая жизнь старым зданиям». Мы две недели жили во Флоренции, много гуляли по улицам этого города. Наша задача была – посещать экскурсии, посмотреть, как говорится, своими глазами, как там все устроено и рассказать, что там в едином стиле сделано, чем этот город отличается от других. И первое, что тогда нас поразило – это полный, от слова совсем, запрет на новое строительство  в историческом центре города. А также – четкий дизайн-код по цветовым решениям фасадов зданий, только такие и никакие другие строительные материалы нельзя использовать. Там настолько бережное отношение к своей истории, что это вызывает восхищение! Например, я лично это видела, на одной из улочек вывались брусчатка. И ее тут же, на том же месте, тот же камушек укладывали обратно и закрепляли. Или, к примеру, отношение жителей Флоренции к дверным ручкам, которые там холят и лелеют, не меняют на новые, а ремонтируют и реставрируют. Признаюсь, это меня сильно поразило и вдохновило. И заставило задуматься, почему у нас такого отношения к собственной истории нет. А там, где она уже утрачена, ведь можно и новое строить красиво, с любовью. Не обязательно всему городу быть одинаковым, пусть, к примеру, каждый район, квартал, улица будут иметь свои характеристики, построены в одинаковом стиле. У нас в России, где применяют такой же подход к историческим объектам, можно наблюдать, пожалуй, только в Санкт-Петербурге, где тоже стараются максимально сохранять и поддерживать исторические улицы. Вплоть до того, что в городе устанавливается этажность строений для улиц – новые должны органично вписываться в квартальную застройку. И конечно же, если говорить о дизайн-кодах городов, которые приняты и успешно реализуются в России – это Москва. Но там на эти цели выделяется очень серьезное финансирование и не только бюджетное.

– Частные инвесторы участвуют в этом процессе?

– Безусловно. Я изучала опыт некоторых субъектов  Российской Федерации на предмет того, как они решают подобные задачи. Например, буквально за один рубль сдают в длительную аренду исторический объект – здание. То есть, предприниматель, практически бесплатно, получает возможность использовать строение, но в свою очередь, он обязуется в установленный законодательством срок в соответствии с нормами реставрировать его, привести в порядок. Но это, как раз таки, достаточно затратная часть и не всегда такие инвесторы находятся. Каждый год мы со студентами участвуем в Молодёжном форуме «Наследие», который проводит департамент культурного наследия Москвы. Его суть в том, что команде студентов под руководством куратора от кафедры надо придумать новую функцию  для объекта культурного наследия своего региона и разработать проектное предложение по реставрации и приспособлению. Мы всегда выбираем какой-то интересный объект, студенты делают чертежи для его реставрации и предлагают новый вариант его использования. К примеру, если это здание уже много лет использовалось как жилой дом, там можно сделать музей или гостиницу. В последнем таком конкурсе таким объектом стала  Вилла «Виктория» в Феодосии, 1914-го года постройки, объект культурного наследия, одно из красивейших  зданий  города. Проект этого ансамбля  в свое время выполнил  академик  архитектуры, придворный архитектор императора Николая II Николай Петрович Краснов,  автор императорского дворца в Ливадии. Кстати, в 1955-м году в интерьерах  этой виллы проходили съемки фильма «Отелло» – экранизация знаменитой пьесы Уильяма Шекспира. Причем, это была первая цветная экранизация шекспировского «Отелло» в истории мирового кино. В 1956 году фильм был удостоен приза  за «Лучшую режиссуру» в основной  конкурсной программе Каннского кинофестиваля.

– Ваши студенты выиграли конкурс?

– Увы, – улыбается, – но вышли в финал, получили дипломы участников и подарки. Несколько раз мы участвовали в молодежном форуме «Наследие», который также организовывают московские власти – столичный департамент культурного наследия. Разные объекты брали, делали проекты их реставрации и современного  использования. В целом – это очень интересная и полезная практика для наших студентов. Но куда потом эти работы направлять, чтобы их могли реально использовать? Вопрос, как говорится, на засыпку.

– Еще один наш «больной вопрос»: как преодолеть разрыв между наукой и  реальным сектором экономики? Эффективного инструмента, который позволит снять барьеры между, образно говоря, «лабораторией и цехом», к сожалению, пока нет.

– В основном, так и есть. Например, наш вуз ежегодно выпускает более 60 бакалавров и 20 магистров градостроителей-архитекторов. Они могут выполнить довольно большой фронт работ. Более того, мы с преподавателями решили, что первая наша задача, научить студентов брать актуальные для Крыма темы дипломных работ, чтобы они могли показать, как можно решить ту или иную реальную проблему полуострова. Да, дипломные работы наших студентов это еще не рабочие проекты – концептуальные идеи. Но как раз их было бы желательно развивать. Но мы не знаем, с кем сегодня на эту тему можно взаимодействовать. К сожалению, в Крыму отсутствуют градостроительные советы, согласно законодательству их наличие не обязательно. Хотя раньше такие советы были и заседания регулярно проводились. Я сейчас состою в правлении Союза архитекторов  Крыма, где эта тема поднимается регулярно. Более того, председатель Союза архитекторов РК Кирилл Бабаев обращался к руководству региона по вопросу возобновления работы градостроительных советов. Это наверняка позволит в какой-то степени регулировать застройку Крыма, в том числе и хаотичную.

– И возможно тогда в реализации дизайн-кода Зуи кто-то из меценатов, спонсоров, инвесторов тоже захочет поучаствовать? Впрочем, в Крыму очень много архитектурных объектов культурного наследия, в том числе и в Симферополе, которые, откровенно говоря, надо спасать еще… вчера.  Чтобы наш Крым стал еще красивее. К слову, в одном из документальных фильмов об острове Святой Елены, подробно рассказывали как там, чтобы сохранить имеющиеся природные ландшафты, регулируют застройку территории, соблюдают единую цветовую гамму зданий и крыш, следят за тем, чтобы и со стороны моря все выглядело органично и красиво. По сути, соответствовало дизайн-коду. Крыму такой опыт точно не мешало бы перенять.

– Тема моей диссертации как раз связана  с прибрежной зоной  Большой Алушты. И один из пунктов  был – «силуэтная застройка и панорама с фарватера моря». То есть, каким мы видим Крым, когда, например, на катере катаемся вдоль его побережья, узнаваемы ли наши города и поселки? И основная идея была в том, что на прибрежных территориях, особенно на Южном Берегу, необходимо использовать террасированную застройку, чтобы знания были «встроены» в рельеф местности. Только так можно сохранить уникальную природу и климатические преимущества побережья. Ведь когда мы строим на первой линии многоэтажки, то теряем и красивый панорамный вид берега, и лечебные свойства курортной зоны, потому что морской бриз не может проникнуть вглубь сквозь стену многоэтажек.  Тем более, если они возводятся хаотично.

– Очевидно, что тема Вашей диссертации сегодня актуальна для Крыма как никогда.

– Более того, у нас было много студенческих магистерских работ по этой проблематике, где предлагались не только научные принципы и подходы, но и пути их реализации. Убеждена, что всем, кто любит наш полуостров Крым и, в первую очередь, крымчанам, хочется, чтобы наши курортные города и поселки были современными, уютными,  красивыми,  чтобы  туда хотелось не просто приехать отдохнуть, но и местным жителям  там  было комфортно.

 – Каким будет Крым в плане застройки, к примеру,  через 10 лет?  Ваш прогноз?

– Думаю, что ЮБК будет еще больше урбанизирован, там будет высотная застройка, элитное жилье, очень дорогие отели. Что касается Западного побережья, там можно создать уютные малоэтажные поселки, где будет более уединенный, спокойный ритм жизни, тихий отдых. Достичь этого как раз помогут дизайн-коды, чтобы застройщики изначально все делали в заданном архитектурном ключе, стиле, колористическом решении, чтобы эти населенные пункты смотрелись и воспринимались как единый архитектурный ансамбль. И этими вопросами необходимо уже сейчас заниматься, начинать разрабатывать соответствующие  дизайн-коды, а затем реализовывать их.

– Если не секрет, как профессионал,  Вы о чем мечтаете?

– Мечтаю гордиться нашим полуостровом в архитектурном стиле, чтобы он был уникальной жемчужиной Российской Федерации – минимум застройки и максимум красоты!  Ведь Крым настолько маленький и природно богат, что мы все должны очень постараться не уничтожить его, а наоборот, научиться холить, лелеять и развивать во всех смыслах.

                                                                                                      Беседовала Елена Озерян

https://gazetacrimea.ru/news/zavkafedroy-gradostroitelstva-i-arkhitektury-kfu-imeni-vernadskogo-viktoriya-sidorova-chto-takoe-diz/#

6
Loading image...