21 февраля во всем мире отмечается Международный день родного языка. Он был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года и, начиная с 2000-х, отмечается ежегодно с целью защиты языкового и культурного многообразия. Дата 21 февраля была выбрана в знак памяти о событиях в столице Бангладеш Дакке, когда от полицейских пуль погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту родного языка бенгали с требованиями признать его государственным.
Языки являются одним из сильнейших инструментов сохранения и развития национального духовного наследия. По данным ЮНЕСКО, половина из шести тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять своих последних носителей.
Ежегодно во всех уголках страны проводятся всевозможные мероприятия, посвященные Международному дню родного языка и направленные на поддержание уважения и защиту всех языков, особенно находящихся на грани исчезновения.
Специально ко дню родного языка Научно-методическим центром полилингвального образования КФУ имени В. И. Вернадского выпущено учебное пособие «Крымский контекст: учим слова вместе». Авторы пособия Т. Ю. Новикова, Г. Ю. Богданович и И. Г. Балашова разработали уникальную методику изучения трех доминирующих языков нашего полуострова – русского, украинского и крымскотатарского, предлагая использовать в качестве обучающей единицы аутентичный видовой фильм «Крым. Рапсодия природы. Времена года».
Главной идеей данной методики является то, что обучающимся необходимо описать происходящее на экране на трех языках. В учебном пособии представлены вопросы и задания к каждой картине фильма, а также необходимая таблица ключевых слов, которая поможет учащимся в выполнении заданий. Помимо простого называния и заучивания слов необходимо учиться составлять синтаксические конструкции и тематические ряды с данными словами и многое другое. На страницах пособия правила с пояснениями на трех языках, которые помогут студентам при работе над синтаксисом каждого из изучаемых языков. Отдельной частью пособия выступают тексты о главных природных объектах Крыма, к которым авторами также предложен ряд вопросов и заданий.
Анастасия Ладинская