22-12-2015
Марина Глумова: Физика – очень красивая наука

 

Интервью с директором Физико-технического института КФУ им. В.И. Вернадского Мариной Глумовой

Марина Всеволодовна, Крым всегда славился своей научной школой и качеством образования. Расскажите, пожалуйста, как обстоят дела в регионе в настоящее время, какие направления высшего образования развиваются. 

В нашем регионе готовят специалистов разных направлений: естественнонаучных, гуманитарных и, конечно, технических.  

Отдельно, конечно, хотелось бы остановиться на истории физико-математического образования в Крыму – мы действительно можем ей гордиться, история эта долгая и интересная с самых ранних своих строк. 

Первую лекцию для студентов физико-математического факультета прочитал в 1918 году академик Абрам Федорович Иоффе. 

В разные годы в нашем университете работали корифеи, которые определяли развитие физики в ХХ веке – Игорь Григорьевич Тамм, Яков Ильич Френкель… Многие из наших преподавателей и выпускников сегодня известны не только в России, но и далеко за ее пределами. 

Например?

Приведу только несколько имен: Игорь Васильевич Курчатов – все мы знаем, что этот человек сделал для нашей страны, для развития советской промышленности и по большому счету – для всей страны.

Кирилл Дмитриевич Синельников – однокурсник и друг Курчатова, один из основателей Харьковского физико-технического института. 

Кирилл Иванович Щелкин –человек-легенда, один из участников атомного проекта, основатель второго «ядерного щита» России. 

Еще один наш известный выпускник – Вячеслав Сергеевич Танаев, академик Национальной Академии Наук Беларуси.

И это далеко не полный список! Как видите, выпускники нашего университета на протяжении многих лет являлись гордостью нашей страны, работали во имя ее развития и процветания. 

А что происходит сейчас? 

Сейчас наш вуз стремительно развивается. Само создание физико- технического института  – пример такого развития.

Наш ФТИ призван способствовать созданию условий для эффективной модернизации промышленного комплекса Крыма, научного сопровождения развития наукоемких, экологически чистых предприятий. 

Основной принцип объединения физических и технических направлений подготовки –интеграция науки и образования в области физики, информационных технологий, техники; обучение студентов и аспирантов непосредственно в контакте с активно работающими исследователями и ведущими специалистами промышленных производств как на лекциях и в лабораториях, так и на промышленных площадках.

С этого учебного года идет активная техническая модернизация лабораторного  и исследовательского оборудования. В институт начало поступать высокотехнологичное современное  оборудование, необходимое как для обеспечения учебного процесса, так и для проведения научных исследований.  

Какие студенты приходят учиться в ваш вуз?

К нам приходят разные студенты – есть высоко мотивированные ребята, которые четко нацелены на изучение именно технических дисциплин. Но, как это чаще всего бывает, таких людей не очень много. Большинство только ищут себя: они понимают, что их интересуют технические, информационные направления, но пока не очень четко представляют, чем конкретно им хочется  и придется заниматься  в дальнейшем. 

Но всех их объединяет одно: они хотят получить знания, не отвлеченные от практики и профессию, которая позволит им найти хорошую работу, ощущать себя высоквалифицированным, востребованным  специалистом. 

А мы со своей стороны стараемся дать нашим студентам такое образование, которое сочетало бы и теоретические знания, и профессиональные навыки, чтобы в нем интегрировались научная и инновационная составляющие. 

Как вы оцениваете уровень подготовки вчерашних школьников?

К сожалению, качество подготовки по физико-математическим предметам в средней школе сегодня оставляет желать лучшего, особенно в последние годы. 

Ребятам, которые выбирают технические направления подготовки, бывает сложно учиться на первом и втором курсе: им предстоит освоить большой блок учебного базового физико-математического материала, при этом зачастую подготовка, которую они получили в средней школе, не дает им возможность получать новые знания в полном объеме. 

Как вы решаете эту проблему?

Мы работаем со студентами, делаем все для того, чтобы помочь им повысить уровень средних базовых знаний, и они могли усваивать новый материал. От ребят это тоже требует определенного мужества, но они справляются. 

Интернет – ресурс “Российское образование сегодня”