02-06-2025
Мабиала Джильберт: «Мне повезло»

Как студент из Конго стал преподавателем и ветераном труда главного вуза Крыма

В начале мая президент России Владимир Путин встретился в Кремле с президентом Республики Конго Дени Сассу-Нгессо, который прибыл в Москву для участия в мероприятиях, посвященных 80-летию Победы. Путин отметил, что Россию и Конго связывают дружественные отношения, основанные на принципах равноправия и взаимоуважения, и подчеркнул, что укрепление связей со странами Африки является одним из приоритетов внешней политики страны. У Республики Конго и России уже есть своя история отношений. И наглядным ее примером стал теперь уже крымчанин, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и кафедры финансов и кредита Института экономики и управления КФУ им. В. И. Вернадского Мабиала Жильберт.

-Удостоверение  «Ветеран труда КФУ» выдается сотруднику, отработавшему в университете 25 лет. Это минимум, на самом деле, в Крыму я тружусь уже более 30 лет, – уточняет собеседник. Кстати, прекрасно владеющий русским языком, а еще французским и английским. – А попал на полуостров, как теперь, понимаю, благодаря счастливому стечению обстоятельств.  Потому что, с начала 60-х годов прошлого века между СССР и государствами Африки существовали очень тесные связи. И замечательно, что сегодня они активно восстанавливаются. А тогда гражданам Конго предоставляли квоты на обучение в вузах Советского Союза. И мне, молодому человеку из многодетной семьи, уже студенту Браззавильского университета ( Браззавиль – столица, крупнейший город страны), в 1988-м году выдали такую квоту. Кстати, Советский Союз  только  для молодых граждан Конго ежегодно предоставлял 350 стипендий на учебу, не говоря уже о других странах Африки и Латинской Америки.

63-летний  Жильберт Мабиала и сегодня до мельчайших подробностей помнит, как тогда, в далеком 1988 их встречали в Москве, а затем в Ташкенте и Крыму.

 -В СССР существовала мощная система интернационального образования, которая работала с иностранными гражданами, приезжавшими в страну на учебу, – поясняет Мабиала Жильберт._- И когда 1 сентября, это был четверг, мы прилетели в Москву, в аэропорт Шереметьево, нас встретили и поселили в гостинице «Националь». А в воскресенье вечером  в 20.30 поездом нашу группу- 7 человек, отправили  в Узбекистан, в Ташкентский  институт  инженеров  ирригации и механизации сельского хозяйства, на подготовительное отделение изучать русский язык. До сих пор помню невероятные эмоции, которые тогда испытал. Представляете, Конго, через день- Москва, а еще через три дня  – Ташкент, при этом мы проехали чуть ли не полстраны, огромной, и такой непохожей на мою. Все было другое!, – смеется.- В Ташкенте нас тоже встретили и сразу отвезли в студенческое общежитие N6 на улице Кары Ниязи, мы оформили все  документы, сдали необходимые анализы. В понедельник нас отвезли на в административный корпус института, на педфак, где учились иностранцы и процесс пошел. До сих пор помню, как в аудиторию вошла  наша первая учительница русского языка- Татьяна  Георгиевна Левашова, замечательный человек, педагог, я ее очень люблю, она и сейчас живет в Ташкенте и мы до сих пор с ней общаемся в соцсетях. За период с сентября 1988 до июля 1989 года, мы уже не чувствовали себя не дома, настолько теплая атмосфера была там, хотя, конечно, думали о доме.

 Тем не менее, Мабиала Жильберт и сегодня помнит, что изучать русский язык  многим  студентам-иностранцам было очень сложно. Но, несмотря на это, все учились с огромным энтузиазмом, спрашивали, переспрашивали у преподавателя, пытались что-то узнать, дополнительно. К тому же, там была довольно большая, человек 30, диаспора студентов-старшекурсников и аспирантов из стран Африки. На первых порах они тоже помогали освоиться в новых условиях новеньким.

 – А мне учеба легко давалась. Может потому, что я приехал учиться в СССР уже 25-летним, взрослым,  сознательным человеком.  И буквально через пару месяцев пребывания в Ташкенте, мы уже решили сами, без старших товарищей, ходить по магазинам. И, конечно, посещали старейший и самый знаменитый в Ташкенте база – Алайский, где покупали вот-такие (!)- показывает, дыни и арбузы.- Но, хочу напомнить, что тогда там было  не европейское, не азиатское, а советское общество, все были очень доброжелательные. До сих пор помню, как  мы здоровались со всеми – «ас-саламалейкум», а отвечать надо «васалейкум ас-салам». Многие, и я в том числе, закончили подготовительные курсы по русскому языку на «отлично». А  наша небольшая  группа тоже была интернациональная: 2 студента из Анголы, 3- из Нигерии, 2- из Конго и 2- из Лаоса, – вспоминает Мабиала Жильберт.

 По окончании подготовительных курсов всех они должны были продолжить учебу в  Ташкентском  институте  инженеров  ирригации и механизации сельского хозяйства.

 -Но, похоже, у судьбы для каждого свои планы- в начале лета 1989 года в Фергане начались известные события между узбеками и турками-месхетинцами, – вспоминает Мабиала Жильберт. – Нас иностранцев никто не трогал, но, по-видимому,  руководство решило, что лучше нас перевести в другие вузы. Нам предложили выбирать: Академия имени Тимирязева в Москве, Одесский, Харьковский и Крымский сельхозинституты. В нашей группе, практически, все выбрали Одессу и Москву, а я сказал- хочу на Юг. В Крым нас трое приехало- я и еще 2 девушки из Мадагаскара. Это был август 1989 года, прилетели аэропорт «Симферополь», взяли такси за 3 рубля- тогда это было дорого, – заливисто смеется, – и приехали в поселок Аграрное, в Крымский ордена «Знак Почёта» сельскохозяйственный институт имени М. И. Калинина, так тогда называлась Академия. Нас приняли, привезли  в общежитие N5, где жили все иностранцы. И на следующий день, это был вторник, помню как сегодня, мы прибыли в деканат по работе с иностранными студентами, деканом факультета был Анатолий Петрович Казак, Царствие небесное, нас принял, выделил куратора- представителя кафедры – Ларису Николаевну, она до сих пор работает, которая рассказала нам все, показала и в дальнейшем помогала во всем. Занятия начались 1 сентября, и мы были как у себя дома.

Сегодня, исходя уже из личного преподавательского опыта, Мабиала Жильберт кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Института экономики и управления КФУ имени В.И. Вернадского, отмечает высокий уровень образования, который существовал в советских вузах и в Крымском сельхозинституте, в частности.

 – Для всего потока первокурсников – 350 человек – советские и иностранные студенты, лекцию «Введение в специальность» читал декан экономического факультета сельхозинститута. И уже тогда я почувствовал не только высокий  уровень образования, которое давали в этом вузе, но и педагогики, – говорит Мабиала Жильберт.- Сразу после этой лекции я понял: Да, я, действительно, попал в Советский Союз, о чем мечтал еще дома, в Конго. Это была страна, государство, как говорится, с Большой Буквы! Конечно, я сравнивал все с тем обществом, откуда я родом. И тогда я решил, что должен получить максимум знаний, практических навыков, пока нахожусь в этой стране. И я сел …учиться, серьезно учиться. В первую очередь, хотел в совершенстве знать русский язык, хотя это до сих пор не удается, родной сидит где-то внутри и иногда мешает,  – смеется.- Нашим преподавателем по русскому языку была Нина Ивановна Грачева, она и сегодня живет в поселке Аграрном. Она – одна из тех людей, которые сыграли большую роль в формировании меня как личности. И в те знания, которые я имею сегодня в плане педагогики, умения общаться с окружающими людьми, преподавателями, студентами  хороший  кусочек заложила Нина Ивановна. За это, я ее не просто очень уважаю, люблю и обожаю, – смеется.

 В ходе нашей беседы Мабиала Жильберт  неоднократно повторял: мне  везло на хороших  преподавателей. Хотя и сам он очень хотел учиться, узнавать что-то новое. И даже будучи старшекурсником, не стеснялся ходить на лекции первокурсников, чтобы возобновить в памяти пройденный материал, или спросить об этом у своих преподавателей. Что, конечно, в свою очередь, вызывало уважение и желание помочь дать необходимые знания пытливому студенту. Тем более из далекой, но, как сказали бы сегодня, дружественной страны. Впрочем,  после окончания института, вернуться на родину  дипломированному специалисту,  очевидно, опять же, по воле судьбы, было не суждено.

 – В 1993-м году я получил диплом  магистра экономических наук, и мне снова повезло –  выделили место, дали рекомендацию в аспирантуру. Я уехал на Родину, побыл там до марта 1994 года, вернулся в Крым, поступил в аспирантуру и окончил ее в 1995-м году, на год раньше,- вспоминает Мабиала Жильберт.- Впрочем, в нас, иностранных студентов, все преподаватели, хоть со степенями и без, вкладывали частичку себя, это благодаря им я стал тем, кем являюсь сегодня. Мы получили  все возможные знания, которые только могла дать и давала  советская система образования.

 После окончания аспирантуры Мабиала Жильберт должен был вернуться в Конго. Но, необходимо было некоторое время, чтобы ему присвоили степень кандидата экономических наук и выдали соответствующий документ. Лишь в апреле 1996 года, в Киеве  он получил его.

 – Вернулся в Крым, – вспоминает Мабиала Жильберт, – настроение чемоданное, но, в это время в Конго началась война. Об этом сообщили по телевизору, я не смотрел  эту новость, мне рассказал один из наших студентов-иностранцев. Поэтому засомневался, может он что-то не так понял, ведь  Конго- французское и бельгийское все время воевали. Но, этот парень сказал, что в новостях упоминали именно Браззавиль. Я тут же поехал на Гавпочтамт  в Симферополь, мобильных  телефонов, интернета тогда не было,  и заказал переговоры с братом. И он сказал: тут какие-то пертурбации, не очень хорошо, оставайся пока  там некоторое время. Июнь, июль, лето – на исходе уже, а я жду и думаю, Господи, может мне  опять пойти учиться  куда-нибудь?! Решил посоветоваться со своим бывшим научным руководителем  Юрием Николаевичем Новиковым, Царствие небесное, его уже нет с нами. Он сразу сказал: Тебе сколько лет?! Вечным студентом будешь что ли, сколько можно учиться?! Уже пора зарабатывать самостоятельно. Чуть позже  обратился за советом еще к одному из своих» научных отцов», – смеется, профессору Феликсу Владимировичу Зиновьеву, он тогда был заведующим кафедрой  экономики и управления АПК. Изложил ему свою ситуация, и тоже спросил, может мне продолжить учебу? Он выслушал меня внимательно, и говорит: Жизнь идет, а может тебе работать пора? Я поехал домой, советоваться с супругой, ведь уже давно все вещи были собраны, чтобы, как только в Конго нормализуется обстановка, уехать туда.

К слову, «вторая половинка» Мабиалы Жильберта, Валентина, родом из Луганской области, казачка. Познакомились они в Крыму и поженились в 1993-м году, когда он закончил обучение в сельхозинституте. Но, как признается Мабиала Жильберт, если бы ему кто-то сказал, что он останется  жить в Крыму,  он бы ему ни  за что не поверил.

 – А тогда в 1998-м году супруга тоже сказала, что надо устраиваться на работу? – спрашиваю у собеседника.

 – Это было непростое, тяжелое решение. Мы же с ней уже не раз ездили  ко мне на родину, у нее остались хорошие впечатления, – вспоминает Мабиала Жильберт.- Но потом в моей жизни, наступила, как говорят, «черна полоса». Сначала ушел из жизни папа. До сих пор помню, как  принесли телеграмму: «Папа заболел». Я сразу отправил им свою: «Какой диагноз?». Нас в семье 12 человек, я – 7-й, и никто мне ничего  не ответил, я понял, что-то случилось нехорошее. Пошел к ректору Михаилу Михайловичу Мельникову, сказал, что еду в Конго, а супруга остается, мы же жили в общежитии института. До сих пор перед глазами картина: захожу  во двор нашего дома, где всегда было шумно, мама сидит  у двери и …жуткая тишина.  Потому что все мои братья и сестры уже разъехались. Я сразу понял – папы нет. Через пару дней приехали из Браззавиля братья, мы увиделись, я побыл  еще какое-то время дома и вернулся в Крым. Тогда я маму последний раз видел, – незаметно смахивает слезу. – В 1998 году позвонила сестра из Франции и сказала, что мамы  там уже нет. Тем не менее, на следующий год я поехал в Конго, тянуло меня туда. Но, когда зашел в наш дом, а там – пустота. А когда через несколько лет умер один из моих братьев, который жил в родительском доме, я понял, что дома у меня уже нет.

 В 1996-м году Мабиала Жильберт устроился работать доцентом на кафедру  менеджмента  в Таврический институт предпринимательства и права, первый коммерческий вуз в Симферополе. Поскольку в родном сельскохозяйственном по существовавшему тогда законодательству, постранцев на работу не брали. К слову, еще несколько родственников  моего собеседника получали образование  в Советском Союзе.

 – Мой старший брат, в 1985 году окончил Московский институт инженеров  геодезии и картографии и вернулся работать в Конго. Двоюродный брат, тоже экономист, учился в Киевском экономическом университете и в 1992-м году уехал на родину. Жена младшего брата училась в Донецке. Один племянник окончил Луганский  институт инженеров и уехал в Конго, а второй  сейчас там учится. Потому что образование здесь дают очень хорошее. Так что у меня очень тесные многолетние связи  с СССР, Россией, – говорит Мабиала Жильберт.

 И сегодня его соотечественники  часто звонят ему, интересуются, консультируются,  что необходимо для того, чтобы приехать учиться в вузы России и Крыма, в частности.

– Тем более сейчас, когда  Россия начинает активно сотрудничать со странами Африки, – говорит Мабиала Жильберт.-  Например, у нас в Конго на 9 Мая тоже проходит Бессмертный полк, эту и многие другие интересные мероприятия, на высочайшем уровне организовываются при содействии  культурного Центра при посольстве России. Там есть ансамбль, который поет гимн России так, что аж до мурашек.… И я, и другие мои соотечественники, информируем руководство вузов о том, что есть молодые люди, которые хотят учиться в России. Кстати, сегодня в Таврической и Медицинской академиях КФУ учатся студенты из Конго, в Севастополе несколько человек осваивают инженерные профессии. И поскольку я сейчас работаю в Институте экономики и управления КФУ на кафедре экономической теории, а также  Медицинской академии КФУ на кафедре общественного здоровья  и организации здравоохранения мы  с коллегами уже несколько лет несколько лет работаем над темами, которые касаются не только российской системы  здравоохранения, но и мировой. За 4 года мы написали несколько учебных пособий и монографий  на английском  языке, их используют, в том числе, и в процессе обучения иностранных студентов, которые приезжают учиться в Россию и Крым, в частности. Мои однокурсники, которые сегодня живут и трудятся в разных странах,  всегда охотно участвуют в наших конференциях и других мероприятиях. К сожалению, пока дистанционно. Мы все, кто учился вместе со мной в этом вузе (Аграрная академия КФУ – ред.), а это были представители из 110 стран мира – Конго, Эфиопии, Зимбабве, Лесото, Мадагаскара, Мали, Того, Судана, Никарагуа, Боливии, Перу, Германии, Кубы, Ливана, Индии, Сирии, Палестины и других, и сегодня общаемся в социальных сетях, созваниваемся, поддерживаем дружеские отношения. Многие приезжали в Крым, чтобы побывать, в том числе и в родном институте. Мы часто вспоминаем те времена, как вместе с советскими студентами ездили на уборку овощей и фруктов в хозяйства Крыма. У меня много фотографий, где мы молодые, веселые, беззаботные. Несколько человек, как   и я, встретили здесь свои вторые половинки – женились на местных девушках, и много лет счастливы. Самые теплые мои воспоминания о преддипломной практике, которую я проходил в Бахчисарайском районе. Помню, как приехал в колхоз «Победа» в селе Долинное. Меня там очень хорошо встретили. И главный экономист Жуковский, замечательный человек, и его супруга, которая  работала в бухгалтерии колхоза, за три месяца мне всю экономику сельского хозяйства преподали. Я им очень благодарен за это. Но, если бы мне тогда сказали, что я буду работать преподавателем и учить их детей в нашем вузе, не поверил бы ни за что, – смеется. – Увы,  как судьба распорядится, никто не знает.

 – Вам никогда не хотелось уехать из Крыма, Росси в другую страну,  и там, к примеру, тоже работать преподавателем? Тем более в те, «лихие 90-е»  годы. С Вашим-то  опытом, да при помощи однокурсников,  наверняка, это было бы несложно.

 – С рождения до 25 лет я жил в Конго, потом приехал учиться в СССР и уже 34 года живу здесь. Да были разные времена, когда и зарплату выдавали продуктами питания – вон там,  на «пятачке», так называют это место в поселке Аграрном, –  показывает в окно. – И моя супруга здесь работала, не знаю, как, но мы выдержали все эти испытания. Я, например, понимал, что на моей родине, в Конго, людям еще тяжелее, и в других странах было еще хуже. Слава Богу, близкие меня поддерживали. В 2003-м году тоже было нелегко, многие иностранцы уезжали, но, я, посоветовавшись с упругой, решил сначала поехать для повышения квалификации в канадский университет Святого Лаврентия, где есть хороший факультет экономики сельского хозяйства.  Написал заявление, подал документы, меня приняли. Я пришел к нашему ректору – Михаилу Михайловичу Мельникову, сообщил, куда еду и что обязательно вернусь.  Как сейчас помню его взгляд, – смеется.- Не знаю, поверил он мне тогда или нет, обычно все говорят, что Канада – это рай на земле! Увы.…Если честно, с первой минуты пребывания в Канаде я был разочарован, хорошо, что отправился туда сначала  один, а не с супругой. Мы  решили, если все будет хорошо, она приедет позже. Отучившись около года, я позвонил жене и сообщил, что, наверное, буду возвращаться домой. Рассказал ей о том, как какие устои в Канаде, местный менталитет, она тоже сказала: «Мы с тобой так не сможем жить, там не русские люди живут». Но  когда сообщил об этом своему канадскому руководству, они очень сильно удивились, потому что все иностранцы, которые  к ним приезжали, оставались, – смеется.

 – А Вы, если не секрет, почему стали исключением?

 – Что вам сказать, там все не по-русски! Там, действительно,  живет не русский человек!  Вернувшись в Крым, я пришел в свой родной институт, где тоже многие удивились, как же так, ты вернулся сюда из Канады?! Но, когда зашел к проректору по учебной деятельности Владимиру Степановичу Ярмоле и сказал – я обещал вернуться и вернулся, он тут же заявил: «Давай, выходи на работу!». И сразу почувствовал себя дома.

                                                                                                                 Елена Озерян

https://crimea.mk.ru/social/2025/06/01/kak-student-iz-kongo-stal-prepodavatelem-i-veteranom-truda-glavnogo-vuza-kryma.html