Учёные Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского изучают византийскую историю Крыма. Исследование проводится в рамках мегагранта на тему «Этнокультурные трансформации во владениях Восточной римской империи в Крыму».
Об исследовании и его значимости рассказывает директор Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма КФУ Александр Айбабин.
Что Вы изучаете в рамках мегагранта?
— Восточная римская империя – это официальное название Византии. Византией её назвали российские и западноевропейские историки XIX века, а сама империя называла себя Ромейской и считала себя прямым наследником Римской империи. В начале IV века Римская империя разделилась на западную и восточную. Западную уничтожили варвары, а восточная выжила и стала одной из самых могущественных в мире. Эта империя имела свои владения в Крыму. И наша первая задача в рамках мегагранта – проследить создание и увеличение владений империи на полуострове и этнокультурные трансформации населения региона. На территории этих владений жили варвары, аланы и готы, которые, став союзниками империи, приняли христианство. Империя включила в состав земли варваров, сделала их своей провинцией, установила там светскую администрацию, а также стала брать их на службу в армию. В конце IV века, а точнее в 380-381 году, были приняты два эдикта, которые запрещали нехристианам служить на государственной службе и в армии. Аланам и готам, как и любым другим жителям Восточной Римской империи, пришлось креститься. Константинопольский патриарх возглавлял ортодоксальную церковь (православную), поэтому ортодоксальное христианство доминировало в Крыму. С христианством пришли клирики, проповедовавшие только на греческом, и всё местное население постепенно освоило греческий язык. Таким образом, происходила христианизация и грецизация варварского общества. К X веку они ещё знали, кто аланы, кто готы, но все они говорили, писали, читали, общались между собой и с империей на греческом языке. И тогда в Крыму сформировалась особая грекоязычная христианская горнокрымская народность, которая сохранилась до присоединения Крыма к России при Екатерине II.
Сейчас мы изучаем турецкие налоговые документы. После того, как Византию отсюда прогнали, территория перешла к Золотой Орде, потом к Османской империи. И часть этого населения продолжала жить в своих поселениях, в том числе и в деревне Черкес-Кермен. Согласно налоговым ведомостям, все они говорили на греческом языке, занимались ремёслами и были христианами. Эту запутанную историю мы и пытаемся распутать.
Какие ещё задачи Вы перед собой ставите?
— Ещё одна задача мегагранта – это просвещение молодых учёных, студентов, аспирантов Крымского федерального университета. На постоянной основе с нами работают 3-4 студента и 3-4 аспиранта. Они занимаются, во-первых, научной работой, участвуют в конференциях, пишут доклады, участвуют в работе семинара «Византийский Крым», который проходит на протяжении всех трёх лет реализации мегагранта. Семинар проводит французский профессор Мишель Казанский, я и другие ведущие исполнители. Мы делаем основные доклады по направлению исследования мегагранта, по истории византийских владений и византийского влияния. А влияние это очень многогранно. Я осветил только религиозное, а было ещё административное, военное, экономическое и культурное. Мы вообще охватываем все эти сферы жизни, чтобы проследить эволюцию населения.
Насколько уникально данное исследование?
— Политика Византии в Крыму, конечно, изучалась. В США в 1936 году издали книгу А.А. Васильева «Готы в Крыму» на английском языке, в 1964 году напечатали книгу Якобсон А.Л. «Средневековый Крым», а 1999 году на русском и в 2011 году опубликовали мои книги «Этническая история Крыма» и «Archäologie und Geschichte der Krim in byzantinischer Zeit Археология и История Крыма в византийское время». Однако монографии об истории византийских владений в Крыму и этнокультурных трансформациях на их территории до сих пор нет. После 2011 года много раскопали нового, открыли новые тексты и новые более достоверные эпиграфические памятники, которые дополняют и меняют наше представление о деятельности империи, например, о военно-административной реформе на территории юго-западного Крыма в X веке. Так, после похода князя Владимира в конце X века империя спохватилась и решила здесь укрепиться, чтобы ещё кто-нибудь не напал и отнял владения в Крыму.
Насколько важно данное исследование для региона и страны?
— Для истории России очень важно объективное понимание истории народов, которые жили в Крыму, поскольку столетиями эта тема являлась объектом спекуляций, в том числе политических. И сейчас опять произошёл этот всплеск. Понимаете? Были периоды, когда вообще запрещали заниматься историей народов Крыма. Византийская империя, собственно, заложила в Крыму основы христианства. В Херсоне (так в средние века именовал античный Херсонес) в 863 году останавливались византийские миссионеры – святые Кирилл (Константин) и Мефодий, создавшие кириллицу, которую используем и мы. В Херсон же пришёл креститься князь Владимир. Он с собой забрал попов херсонских, и даже ворота с храма снял и поставил их на первый храм, который построил в Киеве. Это всё происходило в тот период, когда он очень тесно общался с империей. Собственно, скандал-то начался, потому что его просили помочь империи в междоусобной войне, а обещание отдать в жёны принцессу Анну не выполнили. Вот он и заставил выполнить обещание. А потом и своё выполнил: он же вернул Херсон империи, не стал устраивать тут какой-то удел нового Русского княжества. Принял христианство и поехал воевать и выполнять свои обязательства. Но что дало христианство? Во-первых, новую, объединившую народ, идеологию, во-вторых, были заложены основы современной государственности. Понимаете? Всё это «заваривалось» здесь. А сейчас идут большие споры, на Украине и на Западе еще с конца XVIII века пытались и продолжают пытаться всё переписать, перетрактовать. И эта часть истории – тоже тема нашего гранта. Для понимания истории России очень важно познание истории Византии. Неслучайно параллельно с нами грант получил ещё и Севастопольский государственный университет на изучение византийской истории Севастополя. Государство направило огромные ресурсы, создало два научных коллектива и поддерживает их, чтобы осветить эти спорные проблемы. И, знаете, единственный способ решить спор – это проводить научные исследования.
Что для Вас значит быть учёным?
— Изучать источники, изучать факты, изучать материалы. Очень много людей называют себя учёными, а к науке не имеют никакого отношения. Они подхватывают, придумывают какую-то идею и потом с этой идеей носятся. Они не просто не изучают факты, они их придумывают. Понимаете? В истории тоже есть аксиомы.