03-06-2024
Лидеры научных инноваций: в КФУ изучат феномен русофобии во взаимоотношениях России и Запада

Учёные Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского изучат феномен русофобии во взаимоотношениях России и Запада. Проект тематики научного исследования команды вуза был поддержан Министерством науки и высшего образования РФ по результатам отбора предложений на проведение научных исследований в области социально-политических наук в 2024 году, а также получил положительное заключение Российской академии наук.

Подробнее об исследовании рассказывает доктор политических наук, профессор кафедры политических наук и международных отношений Таврической академии КФУ им. В. И. Вернадского Пётр Пашковский.

Почему Вы выбрали именно эту тему?

— Тема не возникает из ниоткуда. Я предметно занимаюсь исследованием различных аспектов внешней политики России, а феномен русофобии во взаимоотношениях России и Запада является одним из таких аспектов. Именно эта тема была избрана в силу её актуальности и научной новизны. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения происхождения и специфики феномена русофобии в условиях современного обострения идеологического и геополитического соперничества России и Запада, а также выработки механизмов противодействия этому явлению. Новизна проекта проявляется в том, что по результатам проведенного исследования планируется дать характеристику сущности генезиса, этапам эволюции и особенностям современного состояния русофобии в контексте геополитического соперничества России и государств Запада.

Важность этой темы обуславливается не только этими аспектами. Она подчёркивается и даже акцентируется, особенно в последние два года, в тех доктринальных, то есть определяющих основы внешней и внутренней политики России, документах, которые принимаются. В частности, это – Концепция внешней политики Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также другие документы. Кроме того, значимость изучения данной проблемы неоднократно отмечалась в выступлениях первых лиц государства, в том числе Президента Российской Федерации. Всё это в целом и способствовало увеличению интереса нашей исследовательской группы к данной проблеме. Так родилась идея, связанная с необходимостью заняться предметным исследованием в обозначенном направлении.

Что конкретно Вы будете изучать в рамках исследования?

— Феномен русофобии имеет довольно обширную историографическую базу в плане его изучения. Тем не менее, остаются белые пятна в этом вопросе. Например, до сих пор нет общепринятого чёткого определения феномена русофобии. Учёные сходятся в том, что этот термин означает проявление неприязни, негативного отношения к России, ко всему русскому, и соответствующей боязни этого в определённых случаях, что создаёт ситуацию, связанную с противодействием данному явлению. Именно это мы и видим на этапах взаимодействия России и Запада в историческом контексте.

Наше исследование – это фундаментальный научный проект в сфере социально-политических наук. Он будет реализован до конца декабря текущего года. Исходя из поставленной цели, мы планируем достичь ряда результатов. Во-первых, как уже было сказано, досконально будет изучена ситуация, связанная с зарождением, происхождением и развитием феномена русофобии на Западе. Существует большой пласт литературы по данной проблеме, но ситуация до сих пор лишена чёткости, особенно в контексте её конкретного применения к современности. Мы попытаемся восполнить этот пробел. Второй момент связан с уточнением хронологии, выявлением и обоснованием этапов эволюции русофобии, подробной характеристикой ее этапов и ситуацией, связанной с тем, как это явление проявляется в рамках современности, с учётом обязательного выявления и обоснования механизмов противодействия данному явлению в контексте тех аспектов, которые отмечаются в обозначенных выше доктринальных документах. Исследование находится на пересечении политических наук и истории международных отношений.

Важно подчеркнуть и научно-практическую значимость проекта. Она определяется возможностью использовать его положения и выводы следующим образом: научными центрами и государственными ведомствами РФ в процессе формирования и реализации государственной внешней политики и обеспечения национальной безопасности; для написания обобщающих и аналитических научных трудов международно-политической направленности и, что очень важно в текущих обстоятельствах, для методического обеспечения учебного процесса в высших учебных заведениях при разработке и преподавании курсов, связанных с мировой политикой, историей, теорией международных отношений, международно-политической проблематикой в целом.

Работы, связанные с изучением проблематики русофобии, были, но они носили ситуативный характер, акцентировав внимание на её экономических, политических, идеологических аспектах. Почему так происходило? Это связано с теми сложными процессами, которые в целом имели место в нашем государстве, процессами, которые характеризовались определённым отношением элит к взаимодействию с Западом, когда отдельные проблемы умышленно не исследовались так, как это было необходимо. В последние два с лишним года в контексте известных событий ситуация кардинально и быстро меняется, и появляется государственный запрос на объективное изучение подобных тем: без разного рода акцентов, клише и условностей. Именно сейчас мы можем действительно объективно заниматься исследованием этой важной ситуации, с которой напрямую связаны проблемы обеспечения национальной безопасности, внешнеполитической стратегии и стратегии внутреннего развития нашей страны.

Насколько востребовано это исследование для Крыма и России?

— Крым – это неотъемлемая часть России. И всякий раз, когда исторически Крым присоединялся или возвращался в Россию, она усиливалась настолько, что могла проводить независимую политику, реализуя свои внешнеполитические задачи как сверхдержава. В этом отношении факты вхождения Крыма в состав России способствовали началу циклов её государственного могущества, что в свою очередь провоцировало ответную реакцию на Западе – всплеск русофобии и антироссийской политики. 2014 год в этом контексте не стал исключением. Начиная с этого периода, мы можем наблюдать увеличение русофобских тенденций на Западе в информационном пространстве, а также в плане аналогичного воздействия и в отношении классических геополитических аспектов, когда Россию «берут в кольцо», когда ситуация, связанная с санкциями, обуславливает то самое экономическое давление, которое сопровождается давлением политическим и шире – геополитическим. Это впервые появилось не сегодня и не в 2014 году. Как мы выяснили в ряде своих публикаций, подобное проявлялось и ранее, но вместе с тем, системно, последовательно и комплексно эта проблема ещё не изучалась. И мы хотим заняться этой темой в контексте увеличения актуальности данной проблемы в современных реалиях.

Loading image...