Ко Дню российской науки мы запускаем проект «Лидеры научных инноваций», в рамках которого учёные Крымского федерального университета расскажут о своих исследованиях и разработках. Открывает проект заведующий кафедрой социальной психологии Таврической академии Евгений Черный с исследованием на тему «Социально-психологические детерминанты политико-идеологической идентичности молодёжи (на примере Крыма)», выполняемым в рамках госзадания.
Как была выбрана тема исследования?
— Я уже 25 лет читаю курс «Политическая психология», поэтому эта проблематика относится к кругу моих обычных интересов. В 2015 году была создана кафедра социальной психологии и с тех пор у нас появились инициативные темы, связанные с молодёжью, её социализацией. В общий процесс социализации входит, в том числе, политическая и идеологическая социализация, то есть становление личности в сфере общественно-политической жизни. Это интересно мне и некоторым моим коллегам, а также, несомненно, важно для страны и для Крыма.
Что представляет собой Ваше исследование?
— Это анкетирование. Анкета комплексная, достаточно сложная. Она собрана из нескольких известных методик и опросников. Авторство одного из опросников по политической социализации принадлежит мне, также мы взяли другие известные методики, которые дополнили своими вопросами. Разумеется, анкета анонимная. У нас выборка 280 человек, выборка репрезентативна, то есть она соответствует тем соотношениям студенчества, которые есть в Крыму.
Молодёжь − это будущее страны, будущее Крыма, поэтому важно знать и понимать, как молодые люди воспринимают ценности, которые существуют в обществе, есть ли у них свои ценности, насколько эти ценности совпадают или противоречат ценностям общества, насколько люди включены в ту идеологическую ценностную систему, которая существует. У нас нет ведущей идеологии по Конституции, но идеологии не может не быть, потому что идеология − это и есть система ценностей, которая принимается какой-то частью общества. У другой части общества может быть другая идеология. И мы хотим понять, что определяет фактические воззрения молодёжи, её отношение к политике, к политическим силам, движениям, партиям; насколько молодые люди хотят быть активными или, наоборот, хотят дистанцироваться от общественно-политической жизни и почему; что с этим можно сделать и, кстати, нужно ли с этим что-то делать…
Мы также исследуем понятие «политическая маргинальность» − существование на периферии нескольких политических предпочтений. Это тоже есть у молодёжи, но, к счастью, массово мы это не обнаружили. Мы не обнаружили чрезмерно радикальных взглядов − это не характерно для студенческой среды. Экстремистские взгляды, наверное, имеют место, но в нашем исследовании они также не обнаружены. Надо ли нам успокаиваться? Нет, конечно! С молодёжью всегда нужно работать, но эта работа не должна выглядеть, как навязывание, что-то скучное, рутинное, обязательное. Здесь нужен творческий подход.
Что будет сделано в результате исследования?
— Наша группа состоит из четырёх человек, и мы разработаем рекомендации, предназначенные для молодёжных и правительственных организаций Крыма, о том, как именно можно выстраивать эту работу. Опубликуем несколько научных статей, которые, я надеюсь, тоже будут востребованы. Мы будем знакомить общественность с результатами нашей работы на различных публичных встречах, конференциях, поскольку это абсолютно открытое исследование, и если им заинтересуются, мы будем очень рады.
Почему Вы решили стать учёным?
— Я себя большим учёным не считаю. Вообще, на мой взгляд, в психологии нет
по-настоящему фундаментальных исследований. Во всяком случае, фундаментальных открытий, как например, в физике, химии или биологии. Психология в своей гуманитарной или даже социальной части − не совсем объективная наука. Объективна лишь естественнонаучная часть психологии: психофизиология, нейропсихология. Но смысл психологии в целом – это практическая помощь людям. А практика – это искусство, подкрепленное знаниями.
Вот и мне хотелось помогать людям, этим и занимаюсь: консультирую семьи, отдельных людей, работаю с детьми и подростками, обучаю психологическому консультированию.
День российской науки отмечается 8 февраля. Праздник приурочен к дате основания Петербургской академии наук.