22-02-2024
Лидеры научных инноваций: историки КФУ изучают мемориальные конфликты

Сегодня мы знакомимся с исследованием историков Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. О проекте на тему «Бои за прошлое в эпоху перемен: мемориальные конфликты «оттепели» и «перестройки»» рассказывает доцент кафедры истории России Таврической академии Алексей Попов.

Исследование проводится при поддержке Российского научного фонда.

В чём суть Вашего проекта?

— Историки должны изучать не только прошлое, но и то, как люди смотрят на прошлое в разные исторические эпохи. Это называется исследованием «коллективной памяти» или «memory studies». В этом направлении мы достаточно давно работаем. Чтобы работать с мемориальными конфликтами и войнами памяти, нам нужно рассмотреть уже завершённые конфликты, проанализировать их и понять сущность. И мы выбрали для изучения две эпохи в отечественной истории: «оттепель» и «перестройку», поскольку это были периоды активных политико-идеологических трансформаций, а это всегда приводит к увеличению конфликтного потенциала, так как старые правила перестают работать.

Conflictus на латыни – это столкновение. Это столкновение отдельных людей, групп людей, целых организаций, социальных институтов по поводу представлений о прошлом, по поводу истории. И один из предварительных выводов, который мы сделали, заключается в том, что на самом деле не история вызывает конфликт, потому что восприятие истории – это всё-таки во многом абстрактный процесс. Конфликт вызывают различные культурные рецепции прошлого. К примеру, это мемуары, исторические произведения (романы, повести, кинофильмы), памятники, награждения людей, «красные дни календаря», различные памятные даты. И когда мы рассматриваем эти вещи, то понимаем, что во многом от той формы репрезентации, с которой связан конфликт, зависит его ход, результат, масштабы. Например, мемуары или какой-то исторический роман – это дело одного человека, который пишет, и с ним проще работать. Если мы говорим о фильме, телесериале или памятнике, то это – работа большого коллектива людей разных специальностей, и управлять этим сложнее. А если мы говорим, например, о награждении людей государственными наградами, то это уже вопрос государственной политики, которая может вызвать конфликт, а решить его можно только на высоком институциональном уровне.

Изначально в нашей гипотезе было такое предположение, что конфликт длится всего несколько лет или месяцев. Если мы возьмём завершённые конфликты «оттепели» и «перестройки» и сравним их между собой, то придём к такому пониманию. Однако оказалось, что есть такие мемориальные конфликты, которые начались ещё при Хрущёве, в конце 1950-х – начале 1960-х годов, и длились даже не до конца «перестройки» и не до конца существования СССР, но и до сих пор остаются актуальными. Единственный нюанс в том, что периодически они переходят в латентную (скрытую) форму, а потом опять активизируются и так далее.

Важно фиксировать не только участников или акторов мемориальных конфликтов, их мотивацию, но и посредников, медиаторов, которые помогают их разрешать. Это могут быть и государственные органы, и общественные структуры, и социальные группы, и отдельные личности (например, в период «оттепели» очень была значима позиция журналистов, бывших военкоров Сергея Смирнова, Константина Симонова, в период «перестройки» – ученых и общественных деятелей, например, Дмитрия Сергеевича Лихачева). Но их сила была не в том, что они волюнтаристски решали, о чем и как надо помнить, а в том, что они аккумулировали настроения общественности и передавали их тем, кто принимал решения, а те к этим решениям прислушивались.

Таким образом, мы берём мемориальные конфликты, находим максимально большое количество источников, которые описывают их ход (секретные протоколы Политбюро ЦК КПСС из московских архивов, мемуары, интервью с участниками, в том числе по происшествии какого-то времени) и анализируем характеристики этих конфликтов: причины, длительность, интенсивность, степень антагонизма (ожесточённости), результаты. И по итогам этого анализа у нас появляется некая объяснительная модель, которая показывает важные вещи, характеризующие внутреннюю сущность мемориальных конфликтов.

Помимо теоретических результатов, какие конкретные цели вы планируете достичь, и что уже сделано?

Согласно взятым обязательствам, мы должны опубликовать цикл научных статей в высокорейтинговых изданиях. И две такие статьи уже опубликованы в журналах Q1 и Q3 Scopus, но при этом отечественных. И это уже примечательно за такой короткий срок. Также мы формируем базу данных о мемориальных конфликтах, где будет представлена комплексная информация о них в виде взаимосвязанных таблиц. Наконец, мы постоянно думаем, как популяризировать и распространить результаты проекта, и это, например, не только участие в научных конференциях, а это уже десятки мероприятий, в основном выездных, а также создание телеграм-канала проекта «Горячие точки памяти».

Насколько востребовано Ваше исследование?

— Мы планируем развивать это направление. Оно является популярным на самом деле, есть много книг на эту тему, многие российские и зарубежные учёные интересуются этим, но проблема этого направления заключается в слабой степени концептуализации.

В ходе работы над проектом мы получаем фундаментальное знание о феномене мемориального конфликта. Мы понимаем, как конфликты разворачиваются, протекают, какими сценариями они могут заканчиваться, как долго они могут длиться. И понимание этих фундаментальных схем поможет решить те конфликты, которые сейчас находятся в активной или предконфликтой стадии. И здесь важно мнение именно научного эксперта, историка, и мы стремимся к тому, чтобы в процессе анализа и разрешения конфликтов были задействованы историки.

Что для Вас значит быть учёным?

— Есть такая штука, которая называется «Вторая миссия университета». Первая миссия – образовательная, а вторая – научно-исследовательская.

Когда ты активно занимаешься наукой, то ты и преподаёшь лучше, можешь эффективнее участвовать в процессе обучения. Не в плане подготовки школьников, а в плане подготовки новых учёных, исследователей, которые продолжат твоё дело. Таким образом, имя твоё будет обессмерчено не только ссылками на твои работы, но и работами твоих учеников, памятью твоих учеников.

2024-01-24_11-15-20 — копия 2
Loading image...