11-11-2021
Концепция казачьего образования и преподавания истории казачества в школах стали темой круглого стола в Совете Федерации

На заседании круглого стола «Правовое обеспечение развития системы непрерывного казачьего образования в Российской Федерации» подняли такие вопросы, как разработка концепции казачьего образования и кадетского казачьего образования, методические рекомендации по составлению учебных планов и взаимодействию казачьих образовательных учреждений с другими вузами, культурными и общественными организациями, а также концепцию преподавания истории в школах. 

По словам первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирины Рукавишниковой, введение казачьего компонента в систему образования позволяет не только сформировать нужные компетенции у учащихся и студентов, основанных на знании и понимании истории, традиций российского казачества, но и реализовать важный социальный аспект поддержки детей из неполных, малообеспеченных семей, детей-сирот.

«Для примера в моем родном регионе — в Ростовской области — доля таких деток, обучающихся в кадетских корпусах, на сегодняшний день составляет 60%. Очень важно, что все они получают своеобразный социальный лифт в дальнейшую жизнь и возможность проявить себя на военной и государственной службе. Наверное, показатель в 90% выпускников кадетских корпусов Ростовской области, поступающих в престижные вузы страны, говорит сам за себя», — отметила Ирина Рукавишникова.

На 1 октября этого года в Российской Федерации функционирует более 2,5 тысяч образовательных организаций, реализующих «казачий компонент», на уровне начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования. В них обучаются 262 тысячи человек. Это на 508 образовательных организаций больше по сравнению с 2019 годом. 

Вузов с «казачьим компонентом» в России сегодня 18, они представлены в 19 субъектах страны. Девять из них находятся в ведении Минобрнауки России, еще пять — Минсельхоза России и четыре — Минтранспорта России. 

Как отметила заместитель Министра науки и высшего образования РФ Елена Дружинина, система образовательных организаций, реализующих казачий образовательный компонент, выстраивается сейчас на всех территориях исторического проживания казачьих войск.

«Основу казачьего образования составляет обеспечение единства обучения и воспитания, создание условий личностной и профессиональной самореализации в контексте казачьих традиций. В ноябре 2020 года Правительством Российской Федерации утвержден план мероприятий на 2021 – 2023 годы по реализации новой стратегии. В нем предусмотрены, в том числе, мероприятия по научному изучению истории российского казачества, противодействию фальсификации истории России, связанной с историей российского казачества, развитию системы непрерывного образования казачества России, подготовке кадрового резерва для казачьих обществ», — отметила Елена Дружинина.  

Перечисленные мероприятия осуществляются в рамках созданной постоянной комиссии по научно-исследовательской работе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, которую возглавляет Министр науки и высшего образования Валерий Фальков. В мае этого года при Комиссии была создана Ассоциация казачьих вузов, реализующих «казачий компонент». 

Значимость создания Ассоциации отметил казачий генерал, атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда. По его словам, это в том числе позволит выполнять задачу, которую поставил Президент России в Стратегии государственной политики в отношении российского казачества — готовить кадры для казачьих обществ. 

Также во время заседания круглого стола был поднят вопрос о подготовке единой концепции преподавания истории российского казачества. На данный момент она уже разработана и в ближайшее время будет представлена и утверждена на встрече Ассоциации казачьих вузов. 

Кроме того, на Елена Дружинина обратила внимание на то, что рабочей группой, созданной в рамках Федерального агентства по делам национальностей подготовлен к рассмотрению Государственной Думой законопроект «О развитии российского казачества». 

«Его принятие позволит конкретизировать Дорожную карту по реализации стратегии развития казачьего образовательного компонента в образовательных организациях высшего образования, которая разрабатывается с участием членов Ассоциации казачьих вузов», — подчеркнула замминистра.

Подробнее: https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=42202&sphrase_id=216461