С сентября по ноябрь в Крыму цветут хризантемы. Уже привычно для нас звучит словосочетание «бал хризантем». Но ассоциируем мы его, как правило, с ярким праздником в Никитском ботаническом саду. Между тем разнообразием представителей этого благородного семейства можно наслаждаться не только там — цветами удивительной красоты сейчас украшают скверы, парки, площади крымских городов, а местные жители с удовольствием высаживают их на придомовых территориях. Чтобы у нас был большой выбор, над многообразием сортов трудятся учёные-селекционеры. Например, в Ботаническом саду имени Н. В. Багрова Крымского федерального университета проходят испытание более ста гибридов хризантем собственной селекции.
Ботанические сады — это научно-образовательные центры, где коллекционируются и одновременно экспонируются растения. В университетском саду, по словам его директора — доцента, кандидата биологических наук Анны Репецкой, все необходимые экспозиции давно созданы, и задача учёных — пополнять их новыми сортами культивируемых здесь растений.
«Специализация нашего сада — разведение декоративных древесно-кустарниковых, травянистых культур и очень деликатное их внедрение в уже созданные парковые комплексы», — отмечает А. Репецкая.
На «Большой поляне», входящей в семёрку крупных экспозиций этого зелёного уголка крымской столицы, меня встречает младший научный сотрудник научного отдела Ботанического сада им. Н. Багрова Елена Пидгайная. Хозяйку нескольких красивых клумб, на которых она разводит и изучает гибриды не только «золотого цветка» (так хризантему называли в Древней Греции), но и других растений, я прошу рассказать именно о герое моего дальнейшего повествования. Кстати, в некоторых странах Европы он олицетворяет скорбь и утрату, но в большинстве государств мира — символ богатства, жизненной энергии, достоинства, дружбы, процветания и здоровья. А на Востоке хризантеме буквально поклоняются, ведь там она символизирует солнце.
Сейчас «Большая поляна» — самое яркое пятно ботсада КФУ: тут цветут красивые, высотой с человеческий рост, красные канны и всевозможные гибриды хризантем, большинство из которых пока даже имён не имеют, поскольку впереди у них — жёсткий селекционный отбор.
«Хризантемы хорошо поддаются селекции. Вон, видите, в центре клумбы около двадцати разноцветных цветов — от белого и жёлтого до сиреневого. Не поверите, но все эти сеянцы — от одного родительского растения! За каждым из них мы наблюдаем как минимум 3—4 года. За это время следим, как новый гибрид реагирует на погодные изменения, каковы его физиологические показатели (насколько устойчив к болезням, вредителям), отмечаем декоративность (форму, окраску, плотность лепестков, стебля), оцениваем продолжительность цветения. Сейчас из сотни представленных здесь гибридов уже вижу несколько весьма перспективных», — отмечает Елена.
Создание нового сорта — дело кропотливое и долгое. Не все хризантемы завязывают полноценные семена. Необходимо, чтобы сроки цветения родительских особей с интересующими селекционеров признаками совпали. Полученные семена сеют в феврале: чем раньше это сделать, тем больше шансов, что уже в этом же году начнётся процесс. Но далеко не всегда эти, вроде бы неприхотливые, растения радуют в первый год жизни. Если повезло, то примерно через шесть месяцев можно оценивать красоту первого цветения гибрида. Однако и тут не всё просто. Вроде бы вот он — цветок красоты неописуемой, однако проходит время, изменяются, например, погодные условия, и вся прелесть вдруг куда-то исчезает: стебель упал и не желает подниматься, или все листья стали чёрными, будто сгорели, или сам цветок поник, лепестки выгорели и облетели.
Елена наглядно демонстрирует, кто и по какой причине «не жилец». «Бывает, высаживаем 500 штук, а выбираем один. Остальные выбраковываем», — вздыхает моя собеседница.
А ещё ценятся хризантемы, у которых все цветки распускаются одновременно, и на это селекционеры обращают особое внимание. К тому же большинство сортов благоухают до самых морозов, то есть их цветение приходится на самые короткие световые дни года. по этой причине хризантемы называют культурой короткого дня. Знающие люди пользуются этой особенностью, и если надо, чтобы букет был полноценным к определённой дате, например, к 1 сентября, то в течение нескольких недель живые цветы на пару часов утром и вечером накрывают тёмной тканью.
— Таким образом обманывают растения: те думают, что день стал короче, а значит, пришло время цветения, — замечает Елена.
— Вы о них говорите, как о разумных существах.
— Так и есть. И чем больше их холишь и лелеешь, тем сильнее они откликаются.
После тщательного отбора, который проводят создатели, лучшие из лучших проходят следующий: тут уже каждый гибрид оценивает Госсорткомиссия. Трудно представить, но оценка проходит по 92 селекционным пунктам! Если растение соответствует всем необходимым характеристикам, ему присваивается статус сорта и даётся название. В 2019 году Ботанический сад КФУ получил авторское право на три первых сорта солнечного цветка собственной селекции: «Николай Багров», «Вернадский», «Таврический университет».
«Эти три выведенных нами сорта стали подарком родному вузу к его столетию. Вот эти багровые хризантемы, которые носят имя создателя университетского ботсада Николая Багрова, распускаются в день его рождения — 26 октября. Несмотря на погодные условия, всегда дарят цветы в одно и то же время. Таким был и наш незабываемый бывший ректор — надёжным и крепким. Наше уважение этому человеку выражено таким, считаю, нетривиальным образом», — говорит научный сотрудник.
«Вернадский» — тоже устойчивый поздний сорт, хорошо переносящий заморозки, интересен тем, что сначала зацветает корзинка, а потом появляются лепестки. А «Таврический университет», имеющий множество оттенков, словно олицетворяющих многообразие специальностей, которым учат студентов в вузе, зацветает как раз в период празднования дня рождения КФУ — в середине октября.
«В первую очередь ориентируемся на выведение невысоких устойчивых сортов, поскольку думаем об их практическом применении в озеленении крымских городов. поэтому, как правило, создаём растения средней высоты с яркой окраской цветков, неприхотливые и стойкие к изменениям погодных условий», — отмечает Е. Пидгайная.
Сегодня в крымской столице повсюду высаживают цветы жизненной энергии, достоинства, дружбы и процветания. Хочется надеяться, что учёные-селекционеры, как настоящие ювелиры, филигранно выполняющие свою работу, создадут для нас ещё много цветов, и эти шедевры украсят улицы, парки и скверы наших городов. Желаем дирекции Ботанического сада и руководителям горадминистраций республики плодотворного сотрудничества.
Ольга САФРОНОВА