28 ноября, Крымский федеральный университет. В Москве состоялся Пятый профессорский форум «Наука и образование в условиях глобальных вызовов». Мероприятие проводилось Российским профессорским собранием. В работе форума принял участие доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и всеобщей истории, директор Музея истории КФУ им. В.И. Вернадского Андрей Непомнящий.
«На пленарном и многочисленных секционных заседаниях обсуждались различные аспекты академической жизни. В частности, проекты усиления экспертного контроля за диссертационными работами, варианты защиты по опубликованным трудам без предоставления текста диссертации. Однако главное внимание было уделено проблемам гуманитарного образования в вузах, которое справедливо предлагалось называть нравственным воспитанием. Ибо в этом смысл всего гуманитарного знания, которое доносят до студентов в вузах», – рассказал профессор Непомнящий.
Среди докладчиков – представители руководства Министерства науки и высшего образования, Министерства просвещения, Ассоциации вузов «Содействие отечественной профессуре», Российской академии образования, РАН, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию, Общественного совета при Минобрнауке.
В докладах отмечалось необходимость развернуть преподавание истории на непрофильных специальностях в русло не освоения значительного по объему фактажа, что отталкивает обучающихся, а пропаганды наиболее значимых духовно-нравственных, эстетических аспектов прошлого.
Профессор КФУ Непомнящий выступил на Форуме с докладом: «8 лет эксперимента: из опыта преподавания истории в Крымском федеральном университете им. В. И. Вернадского», в котором раскрыл достаточно сложную историю преобразований, смены сетки дисциплин на направлении подготовки «История», структурных преобразований. Андрей Анатольевич поделился опытом включения музейных экскурсий по истории вуза и музейных квестов в программу обучения на межфаке и при чтении курсов на профильной специальности.
«На исторической секции обсуждался вопрос кадрового состава преподавателей-историков вузов. Отмечалось, что набор для чтения «случайных» людей пагубно сказывается на результате. Отдельно оговаривалось значение регионоведческих циклов в составе курса истории. Указывалась не только значение краеведных знаний, но и важность знакомства с музейными коллекциями, популярной краеведческой литературой. При этом важным было бы включения в курс модулей материалов федерального проекта «Без сроков давности», – отметил Андрей Непомнящий.
Важной составляющей университетского курса по истории, в том числе для непрофильных направлений, выступающие видели и в борьбе с фальсификациями в отечественной истории, с демонизацией нашей истории.
По материалам Музея КФУ им. В.И. Вернадского