Организаторы недавно прошедшего ПМЭФ составили программу из более чем 150 сессий. В публичных дискуссиях участвовали около 1000 модераторов и спикеров. Говорили, в первую очередь, о новой модели российской экономики, достижении национальных целей, отечественном рынке труда и подготовке кадров в условиях технологических изменений. Будет ли меняться подготовка специалистов – экономистов в новых реалиях хозяйствования? Об этом беседуем с доцентом кафедры государственного и муниципального управления Института экономики и управления КФУ им. В.И. Вернадского Еленой Вершицкой.
– Елена Рустемовна, преподавателям курса экономики сейчас тоже необходимо переучиваться?
– На мой взгляд, мы живем в такое время, что вне зависимости от того, преподаешь ты экономику или другую дисциплину, чтобы быть актуальным, компетентным и востребованным нужно быть человеком «гибким». Это означает, учиться на протяжении всей жизни. Мы все свидетели тому, как стремительно сейчас развивается научно-технический, интеллектуальный прогресс, во всех сферах жизни общества – инновации. И преподаватель, который не читает новости, не повышает свою квалификацию, не следит за тем, что произошло в регионе, стране, мире в последние полгода, неизбежно отстает от современного контента и просто не сможет ответить на многие, интересующие студентов вопросы. И, наверное, не переучиваться надо преподавателям экономики, а, как говорят, идти в ногу со временем. Потому что, экономические модели, даже если сегодня мы возвращаемся к тем, что уже использовались в той или иной стране, они все равно подвергаются корректировке, адаптируются в соответствии с теми требованиями, которые сейчас существуют в актуальной среде. И, конечно, преподаватель должен быть «гибким», то есть реагировать на вызовы, с которыми сегодня сталкивается современная молодежь. Теперь другое время и нужны, если хотите, «гибкие мозги».
– То есть, тоже должен учиться?
– Причем постоянно, на протяжении всей своей деятельности, не прерывая этот процесс. Особенно преподавателю, особенно в наш век технологий необходимо учиться. Как только он решит, что уже набрал определенный багаж знаний и может передавать его студентам, все, наступает точка невозврата, он перестает развиваться. Тут все просто: либо ты движешься вперед в профессиональном плане, либо наступает обратный процесс, деградация. И любой студент, даже не зная предмета, но прочитав в Интернете какую-то новость, может задать вопрос преподавателю, чтобы просто узнать его мнение или, бывает и такое, спровоцировать преподавателя, понять насколько он в курсе происходящего. Сегодня – это норма, наши студенты часто спрашивают: а вы слышали что-нибудь об этом… . И как только преподаватель любой дисциплины теряет эту связь с реальностью, перестает адаптировать свои знания к изменяющимся требованиям, к внешней конъюнктуре, он неизбежно начинает терять и свои профессиональные позиции.
– А тем более преподаватель экономики.
-Безусловно. Экономика – социальная наука, которая, в принципе, может объяснить все процессы, происходящие в современном обществе, аргументировать, объяснить их мотивацию, почему так происходит, природу тех или иных явлений.
– И, возможно, подсказать, как и что сделать, чтобы улучшить ту или иную ситуация, исправить и т.д..
– В идеале, да, – улыбается.- Если бы все экономисты знали ответы на современные вопросы, то, наверное, в современном мире не было бы экономических, финансовых кризисов, а тем более в мировом масштабе, которые происходят регулярно с определенной периодичностью. Да, мы знаем экономические модели, представляем, как может развиваться рынок, но, на 100% их никто не знает и не может знать. Поэтому, здесь хороши инструменты планирования и прогнозирования. Но, насколько хорошо мы ими владеем, это вопрос. Однажды я прочитала интервью академика, который в советское время занимался планированием в экономике. И на вопрос о том, сбываются ли его прогнозы, он сказал: мы делаем прогнозы для того, чтобы они не сбывались, – смеется.- Почему? Например, есть несколько вариантов развития событий. И мы, в принципе, понимаем, куда можем уйти. И если мы правы, то ни один из вариантов не должен сбыться. Такой вот парадокс экономический.
– Здесь впору вспомнить известную шутку – «Бог создал экономистов для того, чтобы метеорологам было не так обидно». Тем не менее, студенты, наверняка, больше прислушиваются к преподавателю, у которого есть эта связь с реальностью и он адаптирует к ней свои знания?
– Сложно сказать, к кому прислушиваются наши студенты. На мой взгляд, самая важная черта, наряду с профессионализмом, которая должна быть у преподавателя, это – харизма. Сегодня нет информационного вакуума или голода. Есть Интернет, библиотеки с огромным количеством литературы, прессы, подписки на эти информационные ресурсы, все можно посмотреть. Тем не менее, именно харизма преподавателя определяет умение построить диалог с аудиторией, заинтересовать студентов.
– И никакой искусственный интеллект не заменит преподавателя-профессионала, обладающего харизмой?
– Безусловно, ведь даже самую скучную тему, например, из экономической теории, можно рассказать с таким воодушевлением, привести такие примеры из практики, истории, что эта информация заинтересует любого, даже не особо мотивированного студента. К слову, можно рассказать и об искусственном интеллекте, может быть, не так увлеченно, и эта информация пройдет мимо студента и не останется в его памяти никак, и не сделает его большим профессионалом, чем предполагалось. И наоборот, преподнести эту информацию так, что учащиеся начнут изучать тему искусственного интеллекта более углубленно. Поэтому, конечно, все зависит от самого преподавателя, с каким уровнем подготовки и, что немаловажно, с каким настроением он заходит в аудиторию. Сегодня читать один и тот же курс лекций на протяжении нескольких лет – устаревший шаблон, необходимо готовиться к каждой лекции, как к первой, надо уметь предугадывать возможные вопросы, понимать, что сегодня интересно студентам, с какой стороны посмотреть на те, или иные экономические явления. Потому что, нынешние студенты-экономисты относятся к категории пытливых студентов, если хотите, студентов-провокаторов. Они – неравнодушны, им не все равно, что происходит вокруг них, в стране, в мире. По крайней мере те ребята, с которыми я сталкиваюсь, всегда пытаются докопаться до сути того или иного явления, его причинах, факторах, а не просто поговорить вообще. Поэтому, заходя в аудиторию к студентам-экономистам, неважно, какой предмет ты преподаешь, философию, экономику или иностранный язык, им нужно объяснять, если хотите, природу вещей. И только тогда, когда они поймут, нужно им это или нет, они будут слушать преподавателя внимательно. Студенты-экономисты очень требовательные ученики, поэтому к занятиям с ними, лекциям, необходимо готовиться каждый раз, даже если ты очень хорошо знаешь свой предмет.
-Очевидно, что специалист, получивший профильное экономическое образование, должен обладать определенным запасом знаний во многих сферах, которые тесно связаны с его деятельностью. Увы, судя по «гуляющим» в Интернете роликам, выпускники вузов экономического профиля часто не могут ответить даже на элементарные вопросы – что такой золотовалютный запас и т.д… Сегодня надо менять перечень изучаемых студентами-экономистами предметов?
– В начале этого года на базе Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ» (НГУЭУ) и в рамках проекта «ДНК России» прошла Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная вопросам актуализации дисциплины «Экономика», в которой мне довелось участвовать. И основной ее целью как раз и стало обсуждение структуры и содержания дисциплины «Экономика», подходов, особенностей её преподавания в вузах страны и разработка предложений по их совершенствованию. Как предполагается, итогом работы этой конференции будет формулирование единой концепции учебно-методического комплекса (УМК) по дисциплине «Экономика», учитывающая мнение максимального числа специалистов из числа научно-педагогических работников ведущих вузов страны, а также профильных научных работников. Сегодня у нас есть стандарты обучения, которые прописываются в каждой дисциплине. И перечень изучаемых в экономических вузах компетенций меняется, адаптируется к нынешним условиям. Если сами дисциплины остаются, меняются рабочие программы, учебные планы. Бывает, что каждый курс меняет свой собственный индивидуальный план обучения. Есть дополнительные дисциплины в рамках индивидуальных траекторий обучения, которые студенты экономических специальностей получают. Что касается видео в Интернете, то это- скорее исключение, а не правило. Да, можно говорить о том, что общий уровень образования снижается где-то, но это, на мой взгляд, вопрос о личной мотивации студента. Если он не ориентирован на получение новых знаний, то, наверное, его, в принципе, сложно будет чему-то научить, в любом, даже самом передовом вузе. Все зависит от человека. Но, опять-таки, надо искать подход к каждому студенту, заинтересовать его, ориентироваться на его мотивацию. Тем не менее, все зависит от того, насколько человек сам ориентирован на получение новых знаний. Если студент четко понимает, что ему данный объем знаний нужен для того, чтобы состояться как профессионалу, найти, например, высокооплачиваемую работу, быть полезным обществу, тогда он будет брать у преподавателя знания, искать дополнительную информацию выйдя после пары. Благо сегодня много источников, где ее можно почерпнуть. Но, если студенты изначально идут в вуз, чтобы просто посидеть в аудитории 4 года и получить диплом бакалавра, а не знания, тогда все усилия преподавателя дать им необходимые знания будут наталкиваться на нежелание их получать и воспринимать. Нет, наши студенты-экономисты сегодня не менее подготовлены, чем раньше. Экономика такая наука, которая не может быть неактуальной. Ведь экономика пронизывает абсолютно все сферы нашей деятельности, это, практически, вся наша жизнь. Спрос на экономическое образование в нашей стране значительно активизировался. В России происходят качественные изменения в экономической жизни и соответственно – в профессиональной деятельности специалистов экономического профиля. Возможно поэтому, выпускники нашего института востребованы и на государственной службе, и в банковском секторе, и в финансовом. И если человек это понимает и готов стать специалистом, его можно всему научить.
– Институт кураторства может этому помочь?
– Да, и поэтому тоже он возвращается в высшую школу, поскольку вузы сейчас ставят своей целью не только образование студентов. Помимо того, что мы готовим специалистов, мы еще и воспитываем наших студентов, насколько это возможно сделать, когда речь идет уже о 17-18-летних, то есть взрослых людях. Во всяком случае, мы стараемся это делать. В частности, через предмет «Основы российской государственности», который введен в этом учебном году на первом курсе во всех вузах страны, на всех специальностях подготовки. Это комплексный предмет, охватывающий какие-то части из социологии, философии, экономики, религиоведения, политологии и являющийся своего рода продолжением «Разговора о главном» – есть такие классные часы в школах. И студентам-первокурсникам это интересно, более того, необходимо. Ведь когда молодые люди выходят из родительского дома и начинают, по сути, самостоятельную жизнь, какие-то ориентиры в ней у большинства из них отсутствуют. И очень хорошо, что в рамках этого предмета, мы – преподаватели, рассказываем им, что такое государство, на каких принципах оно основано, почему мы говорим о российской цивилизации как таковой, какие приоритетные факторы способствовали становлению России как государства-цивилизации, куда мы, собственно, сегодня «идем». В рамках этой дисциплины есть также раздел «Вызовы России», с которыми мы сейчас сталкиваемся и как будем их преодолевать. И мы, преподаватели, должны сегодня заложить фундамент знаний, на котором нынешние студенты будут потом выстраивать и свою, и страны жизнь. Им отвечать на глобальные вызовы, в том числе и в сфере экономики, которые отражаются на жизни каждого из нас. И нынешние студенты – не исключение. Современные дети – полноценные участники этих процессов, в том числе и товарно-денежных, и должны понимать, что им придется решать многие проблемные вопросы.
Беседовала Елена Озерян