01 февраля, Крымский федеральный университет. Об этом говорим с экспертом – доцентом кафедры государственного и муниципального управления Института экономики и управления КФУ имени В.И. Вернадского Еленой Вершицкой.
– Многие страны, в том числе и наши соседи по Черноморскому региону хорошо живут за счет туристической отрасли. Почему Крым, принимающий миллионы туристов, не может этим похвастать?
– Ситуация требует детального анализа. Ведь, говорить, что Крым еще не полностью интегрирован в общероссийское пространство, мы уже не можем. Да, в 2020-й пандемийный год было повсеместное снижение турпотока, и Крым, не исключение. Но, 2021-й с лихвой восполнил недополученное, это был один из самых «золотых» в плане туризма годов. Даже по официальной статистике мы вернулись к показателю 10 миллионов отдыхающих. И, хочется верить, что поступления в бюджет от туристической отрасли были соответствующие. Сейчас мы столкнулись с проблемой транспортной доступности, но жаловаться на отсутствие внимания государства к региону и к туристической отрасли, в частности, будет несправедливо. Крым активно вовлечен в Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» и получает финансирование. В 2023 году на выделенные правительством РФ субсидии Евпатория и Алупка смогут внедрить в своих туристических центрах дизайн-коды и объединить основные объекты туристического показа в единое архитектурно-культурное пространство. На днях Правительство России сообщило, что выделит 1,6 миллиардов рублей на поддержку туристической сферы Крыма и Севастополя. То есть, мы имеем ресурсы, внимание власти, знающих людей, туристскую инфраструктуру. И, судя по официальным сообщениям о результатах соцопросов, 80% туристов удовлетворены крымским сервисом.
– Но, есть личное общение, соцсети, где отклики об отдыхе в Крыму не всегда радужные.
– Да, часто именно в сосетях люди могут высказать свое мнение непосредственно. Поэтому не всегда нужно рассматривать отдельные паблики как место, где кто-то пытается привлечь внимание негативными эмоциями, черным пиаром. Надо понимать, насколько это обосновано. Потому что нам, как курорту, есть куда развиваться. Например, говоря о различных видах туристического бизнеса как такового и турпродукта, просто сказать, что у нас есть, например, медицинский туризм, мало. Его уровень в разы ниже того, который был в Крыму в советское время, когда наш регион, действительно, был Всесоюзной здравницей. Или, к примеру, в этом году, в связи с прекращением авиасообщения, 80% отдыхающих прибыли в Крым на автомобилях. А что у нас сделано в плане автомобильной инфраструктуры? Да, появляются кемпинги, автостоянки, но, мы не пришли еще даже к советскому уровню. Это не идеал, к которому нужно стремиться, но хотя бы достичь того, что тогда было сделано на таких стоянках, в кемпингах, в плане техническом, санитарном, инфраструктуры, необходимой автотуристу, пора. У нас есть единичные интересные проекты. Например, автотуристы могут проехать по определенным автостоянкам (своеобразная туристская карта) и собрать там определенные сувениры. Но, им надо создавать такие условия, чтобы у них появилось желание вернуться к нам. Или, чтобы человек, который заинтересовался, например, медицинским туризмом, мог приезжать в Крым круглый год и получать качественную услугу. Но, что самое важное, помимо качества, нужна адекватная цена. А процессы ценообразования в туристической отрасли мне, как экономисту, непонятны.
– То есть?
– Мы живем во время экономики впечатлений, когда важно не только качество туристической услуги, а процесс ее получения, послевкусие, чтобы у удовлетворенного отдыхом туриста, было желание вернуться в Крым. И он через «сарафанное радио» рассказал, что у нас – здорово. К сожалению, пока полуостров при его преимуществах трех S (san, sand, sea – солнце, пляж- песок, море), не может порадовать доброжелательным отношением к туристу, общепитом по адекватной цене при всем разнообразии национальных кухонь народов, живущих на полуострове, и т.д.. А общепит – это рынок, где должно быть понимание – ты сегодня плохо принял туриста, завтра он уйдет к твоему непосредственному конкуренту. И это касается не только общепита, любой собственник турбизнеса должен работать на лояльность своих клиентов, тогда они будут к нему возвращаться. К сожалению, сейчас чаще слышу: « Мы приехали в Крым, посмотрели, больше отдыхать здесь не будем. Да, мы помним с советских времен имидж Ялты- города счастья, но тут ничего не изменилось!». Либо: «Здесь хорошо, но так все дорого!». У нас не хватает сетевых объектов размещения. Да, сеть это не всегда хорошо, но это, как правило, качество. И тут нам будет в помощь импортозамещение. Отечественного туриста, отдыхавшего за границей, знающего, что такое сервис, сложно удивить. Он уже попробовал отдых в Турции где «все включено», Европе и других регионах планеты, знает, как эта сфера может работать. Так почему нам эти знания не калькировать. Если по определенным причинам наш собственный механизм не работает, можно сделать так, как у них или лучше, не изобретая велосипед. Есть понятные и проверенные алгоритмы действия. Часто удивляет наш негибкий подход к туристической отрасли, рамки каких-то собственных строгих ограничений. Почему бы не прислушиваться к мнению молодежи? Я постоянно читаю паблики молодых людей, приезжающих в Крым. Радует то, что у нас очень много патриотично воспитанной молодежи. И они говорят: «В Крыму нам многое нравится, но, еще больше того, что не нравится. Например, подражание Западу, но, мы – не Запад». Запомнилось одно мнение: «Я не могу представить туриста, который сидит, например, на Лазурном берегу и говорит- вау, французский Крым! Почему же мы говорим, например, что наш Донузлав- это Мальдивы?! Мы – не Мальдивы, нам и не нужно быть Мальдивами, мы – Крым!».
-Нам самим надо осознать уникальность Крыма и делать все, чтобы она не исчезала, а, наоборот, стала нашим преимуществом, локомотивом развития. Для этого, например, поддерживать те санатории, гостевые дома, которые будут работать круглогодично. Подключать к этому процессу аграрный сектор, который в советское время обеспечивал предприятия санаторно-курортной отрасли, напрямую поставлял в здравницы фрукты, овощи, молочку и т.д. Что, в свою очередь, стимулировало развитие сельского хозяйства региона. А сегодня практически все завозное, а значит дорогое, что отрицательно сказывается на стоимости отдыха в Крыму.
-И это – один из факторов, влияющих на итоговую цену турпродукта. Будем надеяться, что после возвращения большой воды Северо-Крымского канала у нас снова будут производить большую часть необходимой сельхозпродукции, поставлять ее круглогодично в наши здравницы, что, в итоге, если не повлияет на конечную цену турпродукта, то она хотя бы перестанет расти. Сезонность всегда была свойственна Крыму. Но, когда мы научимся максимально нивелировать ее последствия, мультипликативный эффект будет распространяться не только на туризм, но и на все отрасли крымской экономики – на сельское хозяйство, медицину, строительство в том числе.
– Когда лечиться в здравницах Крыма, как не в межсезонье. К сожалению, этот, как говорят, тренд, у нас явно не просматривается.
– Есть отдельные успешные инициативы, и нам надо масштабировать их, чтобы достичь мультипликативного эффекта. Очевидно, что Крыму нужны такие средства размещения, где можно, например, расположить на отдых пассажиров целого самолета. Естественно, там должен быть бассейн с подогревом воды. Минувшее лето было во всех смыслах маркером готовности Крыма развиваться в сложных погодных и внешних условиях. Непредсказуемость сейчас присуща всем глобальным процессам в мире, поэтому всем, и Крыму, в частности, надо учиться в них жить.
– Впору вспомнить Конфуция – не дай вам бог жить в эпоху перемен.
– Мы уже живем в эту эпоху и надо уметь максимально быстро и эффективно адаптироваться. Тем более, на полуостров пришла большая вода, у нас интенсивно строятся дороги, инфраструктура. И сфера туризма тоже должна соответствовать современным требованиям- предоставлять качественные, разнообразные и по конкурентной цене услуги. И, в первую очередь, нам нужны такие средства размещения, которые будут готовы принимать туристов в любое время года. Например, минувшим летом у нас было достаточно дней, когда море было холодное или из-за нашествия медуз нельзя было войти в воду. А много наших санаториев, пансионатов и домов отдыха могут похвастать бассейном? Единицы. А турист, привыкший отдыхать в той же Турции, знает, что там, на территории отеля, как правило, их несколько. Да, в дождливый день в Крыму есть что посмотреть. Тем не менее, мало туристов едут на полуостров только чтобы увидеть какие-то достопримечательности.
– И цены на экскурсии часто зашкаливают из-за чего и местные жители редко посещают даже самые известные достопримечательности полуострова.
– Региональная ментальность – еще одна наша проблема Мы хотим за три летних месяца заработать столько, чтобы потом не трудиться весь оставшийся год.
– Чего не скажешь о наших ближайших соседях. Поэтому многие крымчане в межсезонье ездят отдохнуть к ним, даже на пару дней. И цены там не кусаются, и сервис – хороший. Крымский мост и трасса «Таврида» позволяют добраться на материк быстро и комфортно.
– А крымским средствам размещения сдавать номер на два-три дня неинтересно, так они привыкли, и это неправильно. Часто в защиту крымских производителей туруслуг говорят, что нельзя их сравнивать с той же Турцией, так как там более длинный сезон, позволяющий покрыть все издержки. Но в Турцию турист может приехать и зимой, и весной, и, самое главное, ему всегда будут рады. И когда возникают проблемы с транспортным сообщением, у них появляются дешевые чартеры и государству или производителю туруслуги выгодно вложится в них, чтобы к ним ехали отдыхающие. Они, действительно, делают все возможное и невозможное для привлечения отдыхающих. У нас в этом году тоже появилась достаточно эффективная система, но, к сожалению, не массовая. При бронировании средства размещения туристу, который ехал на автомобиле крымский пансионат или санаторий оплачивал одну ночь проживания в хорошем отеле в Ростове. Предвидя сложный туристический сезон, пытались сделать все, чтобы турист до них все же доехал, не отменил бронь. Например, встречали своих клиентов в Керчи и везли их к месту отдыха. Персонализация предоставления туристических услуг сегодня тоже важный фактор, работающий на положительный имидж Крыма. Когда клиент понимает, что он – желанный гость, это его, конечно, радует. Огорчает часто иное, когда, например, он решил посмотреть достопримечательности другого города, зашел в кафе, а там – обслуживание ниже среднего, цены – на уровне Ниццы, и качество блюд оставляет желать лучшего.
– Как сделать туротрасль Крыма такой, какой ее хочет видеть клиент, и приносящей существенный доход в бюджет региона? Складывается впечатление, что в этой системе не хватает какого-то звена, поэтому она не работает, как слаженный механизм. Причина все в том же пресловутом менталитете? В том числе и отдельных чиновников?
-Очевидно, да. Надо четко понимать, что туристическая отрасль – это рынок, и если мы не будем развиваться, придем в никуда.
– Можем и без туристов остаться?
-Сейчас внешние обстоятельства будут серьезно проверять нашу туротрасль на прочность. Нам нужно быть готовыми ко всему, и зимой работать, и не только на Новый год, и весной, и осенью. И максимально использовать те преимущества, которые есть в Крыму. Мы пока о них только говорим красиво, в учебниках пишем о потенциальных туристических возможностях региона, но делается еще очень мало.
– Почему бы не создать туристические продукты для отдыха и оздоровления именно крымчан в межсезонье. Многие хотели бы, например, отдохнуть пару-тройку дней в каком-нибудь пансионате на берегу моря, подышать зимним морским воздухом. Но, когда узнают стоимость такой релаксации, решают, что… не устали.
– Такие турпродукты для крымчан есть, но их мало. И здесь, опять-таки вопрос, желания руководителей субъектов хозяйствования туристической отрасли что-то делать в этом плане, где-то идти навстречу потребителю, не гнаться за максимилизацией прибыли. В тех же Саках можно просто лечить крымчан в межсезонье, но среднестатистическому жителю региона это – не по карману.
– Опять же, надо активнее рассказывать о крымских средствах круглогодичного размещения туристов, рекламировать их. Возможно, больше представителей турбизнеса последуют их примеру.
– На сайте Министерства курортов и туризма РК эта информация есть. Но, среднестатистический житель Крыма, Ставрополя, Ростова или Краснодара вряд ли будет его открывать. Популяризация полуострова как туристского региона для крымчан и для материковой части России – вопрос, который тоже надо решать комплексно. Ведь наши курорты развиваются, например, в Черноморском районе, где чистейшее море, по сравнению с Ялтой мало людей, где можно спокойно отдохнуть, уже появились небольшие современные отели, которых раньше не было. Но, это не то развитие, которое должно быть в таком туристическом регионе как Крым, с такой мощной государственной поддержкой отрасли. К слову, в сентябре объявлен конкурс в рамках Нацпроекта и на получение грантов для развития круглогодичных мест размещения туристов. Возможно, те, кто занимается этим бизнесом, нашли на сайте Минкурортов эту информацию. Но, нужно популяризировать ее среди крымчан, формировать у них лояльность к полуострову. К сожалению, сегодня, действительно, проще сесть в автомобиль и поехать отдохнуть пару-тройку дней на материк.
– Потому, что выгоднее. И это – очень нехорошая тенденция для крымских курортов.
-У нас даже бензин дороже, чем на той стороне Керченского пролива. Раньше это объяснялось отсутствием моста, и, как результат, транспортными издержками. Сейчас, наверняка, тоже есть какие-то объективные причины, но они алогичны с точки зрения потребителя. Стоимость заправки в Керчи и в первом материковом населенном пункте после Крымского моста – это разные суммы. А хочется, чтобы в Крым приезжали отдыхать в межсезонье не только те, кто получил социальную путевку в санаторий, а чтобы ехали к нам потому, что это Крым!
-Если откровенно, то за редким исключением, туротрасль полуострова держится на советской базе, которую несколько осовременили.
– Увы. Хотя, например, сейчас в России успешно реализуется проект для молодежи «Пушкинская карта». Логично было бы создать что-то подобное для крымчан, например, посещение известных дворцов полуострова. Ведь многие местные жители, действительно, их никогда не посещали. В некоторых регионах России набирает популярности тенденция – проводить выходные не дома, а ехать в близлежащий район, населенный пункт, город и знакомиться с местными достопримечательностями. А таких мест в Крыму – сотни и побывать там будет познавательно. Поэтому, нам есть куда стремиться и над чем работать. Даже в регионах, которые считаются непопулярными у туристов, например, в Северном Крыму, при желании можно найти объекты, которые будут интересны в познавательном плане. Правильное продвижение любого турпродукта – важная составляющая его коммерческого успеха.
– Яркий пример – Териберка, село в Кольском районе Мурманской области, которое стало суперпопулярным у туристов.
– И нам надо находить что-то такое, что ассоциировалось бы только с Крымом, эксклюзив всегда привлекателен. И сейчас, когда высокий сезон прошел, самое время подумать над этим. И понять, что внешняя среда сегодня непредсказуема, поэтому в приоритете гибкость, как личностная, так и профессиональная. Мы должны уметь подстраиваться под любые вызовы и действовать максимально эффективно. Чтобы уважать самих себя, другого выхода, как стать туристическим флагманом, у Крыма нет.
– Тем более, что после вхождения в Россию новых регионов, у нас появились и новые конкуренты.
– И надо думать уже сейчас, как нам не проиграть. Ялту, действительно, часто называют городом счастья, нужно стремиться к тому, чтобы Крым стал полуостровом счастья. По-другому никак! Поэтому, как только заканчивается высокий сезон, мы должны начинать активно готовиться к следующему. И дело тут не только в туристических ярмарках или каких-то проектах, вопрос требует комплексного решения.
-Ученые КФУ готовы помочь?
-И ученые, и практики заинтересованы в сотрудничестве, неоднократно говорили об этом Министерству курортов и туризма РК. Есть много перспективных проектов, в их числе и студенческие. У ребят сейчас очень развито чувство патриотизма, у них уже другой менталитет, разрабатывая проекты, они по-другому мыслят. И во многом могут нас научить, а мы им подсказать с точки зрения опыта. Только коллаборацией усилий науки и практики можно достичь эффекта. Для успешности нашего региона, необходимо развивать туристическую отрасль в тесной связке с аграрной, медицинской, с объектами соответствующей инфраструктуры и с наукой, в первую очередь. В Крымском федеральном университете много студентов из материковой части России, они – наши «агенты влияния», послы Крыма, которые у себя дома тоже будут рассказывать о полуострове. У нас есть специальные кафедры, факультеты, люди, которые готовы работать на благо Крыма. Обещаем, что скучно не будет никому!
Беседовала Елена Озерян
Пресс-служба КФУ им. В.И. Вернадского