К сожалению, количество людей с инвалидностью увеличивается с каждым годом. И проблем у них сегодня немало. Но одна из недостаточно решенных – их социокультурная интеграция и реабилитация. В Крыму есть структура, где помогают ее решать, в том числе и с помощью инклюзивного туризма. Об этом рассказала доктор педагогических наук, доцент, завкафедрой психолого-педагогического и специального образования, руководитель Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (РУМЦ) КФУ им. В.И. Вернадского Юлия Богинская.
– Если говорить о молодых людях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), для успешной адаптации в социуме им, как и всем, в первую очередь, необходимо получить образование, профессию и трудоустроиться, – сразу подчеркивает Юлия Богинская.
– И насколько это им реально сделать в Крыму?
– Лет пятнадцать назад у нас были только пилотные инклюзивные детские сады и школы, а сейчас благодаря эффективной социальной и образовательной политике нашего государства в каждом образовательном учреждении присутствует формат инклюзивного образования. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, начиная с дошкольного учреждения и школы, имеет возможность учиться вместе со сверстниками. А затем, в рамках профессионального инклюзивного образования, может делать это в колледже, университете. Например, Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна одним из первых в среднем профессиональном образовании Крыма стал создавать условия для обучения лиц с инвалидностью. В сфере высшего образования первой начала это делать Гуманитарно-педагогическая академия КФУ им. В. И. Вернадского. С 2003 года, благодаря активному продвижению идеи инклюзии доктором педагогических наук, профессором Глузманом Александром Владимировичем (на тот период ректором Крымского государственного гуманитарного института) был открыт единственный в Украине специализированный факультет для студентов с инвалидностью, где их обучали определенным специальностям. Но вскоре убедились, что «закрывать» студентов-инвалидов в отдельных группах – значит ограничивать их возможности постоянного общения с остальными студентами и адаптации к обычной жизни. Было принято решение убрать все «барьеры» – внедрить интегрированное, а затем инклюзивное образование. И с 2010 года мы начали обучать студентов разных нозологических групп в обычных академических группах. И сейчас эта традиция продолжается в КФУ им. В.И. Вернадского. Когда Крым вернулся в Россию, мы стали выезжать в другие регионы, изучать и внедрять опыт коллег у себя и делиться своим, наработанным в течение многих лет. И несколько лет назад к нам стали приезжать студенты с инвалидностью из вузов разных регионов России. К примеру, несколько лет назад к нам на конференцию из Якутии приехали слепые студенты. Конечно же, студенты хотели не только поучиться, но и посетить экскурсионные объекты, но мы тогда еще не понимали, насколько они доступны для молодежи с нарушениями зрения. Студентам захотелось посмотреть, пощупать, почувствовать Крым. А мы, в свою очередь, постарались им показать наш прекрасный регион. Но оказалось, что тогда мы еще не были готовы к экскурсиям такого формата, не понимали особенности этих ребят, не знали, на что обращать их внимание во время экскурсии, чтобы они это почувствовали, по-своему увидели. Так было положено начало развития идеи молодежного инклюзивного туризма.
– Как долго вы занимаетесь этой темой? Почему вы решили провести научное исследование по вопросу доступности инклюзивного туризма?
– Последние 4 года наша команда изучает потребности и ресурсные возможности нашего региона в реализации идей «Доступный туризм». В прошлом году мы получили финансирование от Российского научного фонда и Крыма на проведение исследования «Социокультурный потенциал адаптированных образовательных маршрутов Крыма для молодёжи с инвалидностью и ОВЗ». Мы не только проводим научные исследования, но и презентуем на международных научно-практических конференциях крымский опыт и наши идеи по разработке инклюзивных маршрутов. Публикуем научные статьи, готовим методические рекомендации по организации образовательных социокультурных мероприятий с учетом потребностей и особенностей молодежи разных нозологических групп и планируем издать коллективную монографию «Инклюзивный образовательный туризм: реалии и перспективы».
– В этом году в Крыму дан старт Программе развития инклюзивного туризма. В связи с этим, какие перспективы для нашего региона открываются?
– С каждым годом Крым становится более доступным и привлекательным для людей с инвалидностью – как местных жителей, так и приезжающих на реабилитацию и отдых инвалидов со всей страны и даже из-за рубежа. Мы понимаем, что огромное количество маломобильных людей хотят приехать в Крым, но пока не решаются, в том числе и потому, что не знают, какая у нас ситуация с доступностью, к примеру, тех же музеев, архитектурных достопримечательностей. Действительно, сложностей много, но наше Министерство курортов и туризма делает все максимально возможное для того, чтобы развивать инклюзивный туризм. Наше богатство – санаторно-курортные зоны, климатические условия, интересные экскурсионные объекты должны быть доступны в том числе и для этой категории населения, для людей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Но к сожалению, пока, скажем так, имеющиеся у нас резервы не всегда дают им такую возможность. К примеру, они пока не могут посетить некоторые историко-культурные объекты Южного берега Крыма, в частности дворцы, которые являются культурным наследием. Но и в этом случае нужен особый подход к решению проблемы.
– Что нужно сделать для того, чтобы туристы с ограниченными возможностями здоровья могли понять, какие туристические объекты, маршруты в Крыму для них доступны уже сегодня?
– Наша основная проблема – отсутствие информации. Не все, в том числе и люди с инвалидностью, знают, какие экскурсионные объекты адаптированы, какие крымские гостиницы имеют доступные номера для лиц с ОВЗ. Да, все знают, что у них есть, к примеру, возможность приехать в Крым железнодорожным транспортом, где есть специализированные вагоны, купе, которыми могут воспользоваться лица, передвигающиеся на колясках. Но, к примеру, приехали они в пункт назначения, а что дальше? К кому обратиться, куда пойти, допустим, семье, где есть человек с нарушением зрения и мама с коляской. Какой городской транспорт им доступен, где находятся экскурсионные объекты? Поэтому Министерство курортов и туризма планирует сделать на своем сайте отдельный раздел по инклюзивному туризму, чтобы люди с ОВЗ могли получать интересующую их информацию. А мы, как специалисты КФУ, планируем создать атлас доступных экскурсионных маршрутов и туристических мест, где будут собраны лучшие кейсы, наработки, которые уже есть в Крыму. Например, не все знают, что у нас есть даже мидийная ферма, адаптированная для посещения туристов с инвалидностью. Опять же, люди с ограниченными возможностями здоровья приезжают в Крым не только дворцы посмотреть, поэтому нельзя забывать о доступности для них общепита, магазинов, аптек, банков и т.п. Радует, что в Крыму уже появляются экскурсионные программы для этой категории населения. И даже есть фирма, которая организовывает инклюзивные группы и они выезжают на известные винзаводы на дегустации их продукции. И самое позитивное то, что наши экскурсионные объекты стараются соответствовать типовым нормам доступности, для этого приобретается необходимое оборудование, готовятся специалисты. Да, не всегда еще четко и правильно, понимая все нюансы. К примеру, как работать во дворце с незрячим экскурсантом, как ему объяснить какая картина висит перед ним и что он может представить, если он родился слепым и ему тяжело визуализировать это. Но постепенно опыт работы, проведения экскурсий для этих туристов приобретается.
– А в Крыму достаточно экскурсоводов, которые это могут делать профессионально?
– Специалистов достаточно, но не все готовы к работе с лицами с инвалидностью. Потому что это особая категория, которая иногда по-разному реагирует на происходящее вокруг. Поэтому необходимо тщательно готовиться к таким экскурсиям, до мелочей продумывать маршрут. Тем более, если это смешанные группы и в них есть, к примеру, колясочник с нарушением зрения и экскурсанты с нарушениями слуха. В такой ситуации гиду очень сложно работать. И одна из задач Министерства курортов и туризма, как раз таки подготовить таких экскурсоводов для работы с разными категориями граждан. КФУ будет в этом участвовать – проводить курсы повышения квалификации. А поскольку мы и готовим экскурсоводов, то в процессе обучения обязательно рассказываем об инклюзивном туризме. Также мы хотим апробировать некоторые маршруты именно в Ялте. С учетом рельефа нашего города уже будем продумывать, как сделать доступными для людей с ограниченными возможностями здоровья те или иные достопримечательности, что рассказывать о них, где таких туристов лучше провезти на транспорте, а где с ними можно пройти пешком.
– Чем специалисты КФУ им В.И. Вернадского могут помочь в развитии инклюзивного туризма в Крыму?
– В КФУ закуплен специализированный транспорт с подъемником для колясочников, у нас есть несколько мобильных ступенькоходов, которые можно использовать для передвижения колясочников по лестницам, например, в музеях, дворцах, театрах и т.п. Если необходимо подняться, но нет ни лифта, ни подъемника, мы можем помочь в этом. Инклюзивная волонтерская группа студентов участвует в сопровождении лиц с инвалидностью на туристических маршрутах, а также проведении мониторингов доступности учреждений культуры и экскурсионных объектов.
Преподаватели университета готовят программы обучающих семинаров-тренингов, курсов повышения квалификации для персонала экскурсионных объектов по обеспечению их доступности для детей и молодежи с инвалидностью и ОВЗ. Полученные специалистами компетенции позволят улучшить качество обслуживание лиц с ограниченными возможностями здоровья на экскурсионных объектах. Планируется включить в семинары материал по использованию ассистивных средств и технологий. У нас есть такой опыт. В рамках многолетнего сотрудничества с Алупкинским дворцово-парковым музеем-заповедником (Воронцовским и Массандровским дворцами) мы проводили обучающие семинары для их сотрудников по оказанию ситуативной помощи лицам с инвалидностью и для экскурсоводов по вопросам адаптации экспозиций музея для лиц с нарушения слуха и зрения.
– Студенты КФУ им В.И. Вернадского ежегодно принимают участие в Общероссийской студенческой смене по инклюзивному волонтерству и инклюзивному туризму. Что дает такой опыт участия? И насколько активны студенты в своем регионе?
– Хочу поделится радостным известием – наш активная студентка прошла конкурсный отбор и поедет в Хабаровск в сентябре на эту смену. Важно отметить, что она, имеющая ограниченные возможности здоровья, из 700 студентов прошла в «Топ 100» и будет презентовать инклюзивные маршруты Крыма на Всероссийском уровне. Этот пример еще раз подчеркивает, насколько социально активна и мобильна молодежь с инвалидностью!
Наши студенты, ежегодно принимающие участие в Общероссийской студенческой смене по инклюзивному волонтерству и инклюзивному туризму, не только презентуют лучшие практики крымского региона, но и разрабатывают адаптированные образовательные маршруты для Южного берега Крыма. Они также снимают видеоролики на тему «Моя малая Родина» о доступности для лиц с ОВЗ различных дворцов, музеев. И у нас есть уже небольшая «копилочка» доступных маршрутов. Будем выкладывать эту информацию на различные платформы, чтобы и приезжие, и крымчане понимали, для какой категории туристов доступны туристические объекты, куда можно организовать ту или иную экскурсию. Надеюсь, СМИ тоже помогут рассказать о том, кому, куда в Крыму можно уже сейчас поехать и что посмотреть.
– А какие экскурсионные объекты наиболее доступны для людей с инвалидностью уже сегодня?
– Евпатория, можно сказать, ведущая в этом плане, потому что на маршруте «Малый Иерусалим» сейчас как раз апробируется проект «Крымская инклюзивная экскурсия». В первую очередь это проект для детей с ментальными нарушениями. Они в инклюзивной группе с условно здоровыми детьми, посещая объекты этого маршрута, проходят такую социокультурную реабилитацию. Уже более 15 экскурсий проведено. Также были выездные экскурсии в Судак. Мы же в университете ориентируемся на взрослых экскурсантов – на молодежь и старшее поколение. Тем не менее, ребята оказались достаточно активными и мы поняли, что у них есть потребность, как и у всех туристов, знакомиться с достопримечательностями нашего полуострова. И мы начали проводить различные мероприятия, на которые приезжают молодые люди из разных регионов России.
Ярким примером безбарьерности стал Новый Херсонес, который изначально строился с учетом типовых норм доступности. Там есть все для того, чтобы люди с ОВЗ могли видеть, слышать, почувствовать, понять, отдохнуть. Не забыли и о первичных потребностях экскурсантов – есть доступные санитарно-гигиенические помещения, заведения общепита.
Интересный и необычный объект «Черепашье озеро» у горы Ай-Петри благоустроили и сделали доступным для маломобильных граждан. Есть пандусы и перила, информационные таблички выполнены шрифтом Брайля.
Наши дворцы – Воронцовский и Массандровский (Алупкинская система дворцов-заповедников) тоже доступны для граждан с инвалидностью почти полностью: есть мобильный ступенькоход, передвижные пандусы. Более того, они ежегодно готовят специалистов для работы с такими экскурсантами, видео- и аудиоэкскурсии. Потому что руководство этих экскурсионных объектов, как говорят, болеет этой проблемой, максимально учитывает все потребности и старается помочь каждому экскурсанту. В Ливадийском дворце ситуация чуть-чуть похуже, там нет ни подъемника, ни лифта, ни ступенькохода. Опять же, это выяснилось после мониторинга, который провели наши инклюзивные группы. Так, Министерство культуры Крыма ежеквартально проводит мониторинг доступности учреждений культуры региона. Учреждения сами подают заявку, чтобы их, так сказать, проверили люди с инвалидностью. И наши студенты выезжают туда, мониторят и потом пишут свое заключение о доступности или недоступности данного объекта для лиц с нарушениями зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата. Такие мониторинги помогают понять специалистам, над чем необходимо поработать и что важно учесть при обеспечении безбарьерности.
– В рамках Программы развития инклюзивного туризма в Крыму, что планируете сделать еще?
– Начать готовить специалистов, хотя бы небольшое количество, разработать два пробных адаптированных туристических маршрута по ЮБК, провести круглый стол на эту тему, чтобы уточнить, обговорить, понять, какие проблемы есть, и как их решить. Создать атлас доступных экскурсионных маршрутов и туристических мест, где будут собраны лучшие кейсы, наработки, которые уже есть в Крыму, все это опубликовать и разместить на электронных ресурсах. Снять видеоролики на эту тему и тоже выложить их в интернет, чтобы эта информация была доступна всем. А в перспективе планируем создать портал или онлайн-агрегатор «Доступный Крым #путешествуй и учись», где любой турист с ОВЗ сможет найти для себя всю необходимую информацию.
– Какие перспективы развития инклюзивного туризма для молодежи с инвалидностью вы видите?
– Идей много, но надо обязательно включать молодежь в работу по принципу «Ничего для нас без нас!» В планах разработка тактильных макетов экскурсионных объектов для разработанных инклюзивных экскурсионных маршрутов в Ялте и Алупке, а также создание QR-кодов на объектах инклюзивных экскурсионных маршрутов (совместно с отделом по курортам и туризму г.Ялты). Это новое направление, планируем подключать волонтеров студентов-программистов.
Для того, чтобы активно развивать инклюзивный молодежный туризм необходимо создать пилотные маршруты и апробировать их. Поэтому планируем разработать 2 пилотных инклюзивных экскурсионных маршрута в Ялте и Алупке (совместно с Алупкинским дворцово-парковым музеем-заповедником, Крымским региональным отделением Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих»). Но также необходимо обучение гидов и экскурсоводов для реализации разработанных инклюзивных экскурсионных маршрутов в Ялте и Алупке.
Беседовала Елена Озерян
https://gazetacrimea.ru/news/kak-v-krymu-razvivaetsya-inklyuzivnyy-turizm/