Почему зарождение российской не только печати, но и журналистики принято связывать с петровскими «Ведомостями»? Об этом нам рассказала старший преподаватель кафедры журналистики КФУ им. В.И. Вернадского, кандидат филологических наук Наталья Бояркина.
– Непосредственно указ Петра I о необходимости печатания в Московской типографии и продажи «в мир по надлежащей цене» листов газетного типа был обнародован 15 декабря (26-го декабря по новому стилю) 1702 года, – уточняет собеседница. – «По горячим следам» уже в декабре были напечатаны первые два номера газеты. Однако в связи с тем, что они сохранились лишь в виде рукописных копий, официальной датой основания российской печати стал день выхода третьего – дошедшего до нас – печатного номера газеты, который увидел свет 2 января 1703 года (13-го января по новому стилю). По этой причине наиболее полный комплект «Ведомостей», который был издан в год 200-летия газеты, начинается с номера от 2 января 1703 года. Эту дату и отмечают с 1992 года как День российской печати – день, в который российская журналистика получила новую (и ставшую базовой примерно на полтора века) коммуникационную платформу – печать.
Официально праздник был учрежден постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1991 года. Ранее этот день отмечали 5 мая в ознаменование выхода в 1912 году первого номера массовой газеты «Правда». К слову, День Российской печати празднуют не только журналисты печатных изданий, но и теле- и радиокомпаний, а также сетевые СМИ. 13 января является важным днем для редакторов, издателей, публицистов, корректоров – всех, кто в той или иной степени связан с печатью.
– Стоит напомнить, что начиная с 1631 года в Россию стали поступать в оригинале зарубежные периодические издания (первым была гамбургская газета «Ордентлихе Пост-Цайтуг»), а немного погодя желающие могли выписывать немецкие, голландские и французские газеты (к 1703 году можно было подписаться аж на 44 зарубежных издания). И в России журналистика действовала задолго до Петровской эпохи, – подчеркивает Наталья Бояркина. – Те же «Куранты», или «Вестовые письма» – рукописные сводки новостей содержали переводы отдельных статей из иностранных газет, сведения, получаемые из донесений, содержавшихся за границей информаторов, а также из перлюстрированной частной переписки проживающих в Москве иностранцев со своими родственниками и друзьями. Первые «Куранты» относятся еще к 1600-м годам.
Поначалу и Петр 1 продолжал именовать свое детище курантами. В свидетельстве о рождении «Ведомостей», в частности, сказано: «Великий государь указал: по ведомостям о военных и всяких делах, которыя надлежат для объявления Московскаго и окрестных Государств людям, печатать куранты». Слово «газета» еще не появилось в русском языке, оно станет использоваться только в начале Х1Х века – в подзаголовке официального органа почтового департамента «Северная почта». И название петровской газеты менялось, наряду с «Ведомостями Московского государства» использовались названия: «Ведомости московские», «Российские ведомости», «Реляции» и другие. Общий титул, наиболее полно отражавший содержание газеты, был приложен к комплекту «Ведомостей» за 1704 год: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знаний и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах».
– На первый взгляд витиевато, но полностью отражает суть журналистики, задачи СМИ и не только печатных по сегодняшний день.
– Петровские «Ведомости», можно сказать, стали первым шагом в создании единого информационного пространства России. Как отмечал русский литературный критик, публицист, поэт, педагог и философ, Николай Добролюбов, на страницах «Ведомостей» «в первый раз русские увидели всенародное объявление событий военных и политических». Известно, что газета начала издаваться в период Северной войны, поэтому поначалу ее основное содержание составляла информация о войне со шведами, а в качестве военного корреспондента – первого в истории российской журналистики – выступал Петр 1. В 1709 году самодержец описал для «Ведомостей» Полтавскую битву как её участник и одновременно военный корреспондент: «На самом утре жаркий неприятель нашу конницу со всею армеею конною и пешею отаковал, которая хотя зело по достоинству держалась, однакоже принуждена была уступить токмож с великим убытком неприятелю. <…> Генерал фелтмаршал господин Рейншилт, купно с четырми генералы, а имянно Шлиппенбахом, Штакенберхом, Гамольтоном и Розеном, також первый министр граф Пипер с секретарми Емерлином и Цидергермом в полон взяты, при которых несколько тысяч офицеров и рядовых взято, о чем подробну вскоре писать будем, а ныне за скоростию невозможно. И единым словом сказать, вся неприятельская армея фаетонов конец восприяла. А о короле еще не можем ведать, с нами ли или со отцы нашими обретается».
– Газета вообще была для ее создателя «любезнейшим органом». Царь лично отбирал материал для печати, помечал карандашом места для перевода из статей иностранных газет, собственноручно правил текст. Петр был и деятельным сотрудником газеты: передавал для публикации не только известия о военных действиях, письма в Сенат, царевичу Алексею, императрице Екатерине и многое другое. Некоторые экземпляры до сих пор хранят следы правки, которую делал сам Пётр. Он, как доказали исследователи, зачастую даже сам предоставлял тексты для публикации, иногда запрещал печатать что-либо, находил также время и для того, чтобы критиковать некоторые выпуски газеты, – рассказывает Наталья Бояркина.
Информируя население об успехах преобразований и военного дела, «Ведомости» должны были стать важным средством пропаганды. После тяжёлых поражений в Северной войне надо было вселить веру в победу над шведами. В публикуемых в газете «реляциях» – сообщениях с театра военных действий, рассказывалось об успехах русского оружия. Автором многих тоже был сам Пётр. Он принимал участие в редактировании газеты и постоянно заботился о том, чтобы в ней находило отражение всё, «что потребно для ведения в народ».
Кроме «реляций», на страницах газеты публиковались сведения о строительстве новых заводов и мануфактур, каналов и кораблей, о лунных и солнечных затмениях, событиях европейской жизни. Много внимания уделялось успехам просвещения. Так, уже в первом номере сообщалось «Повелением его величества московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили. В математической Штюрманской школе более 300 человек учатся и добре науку приемлют».
Кстати, доставка периодической печати впервые в России официально была организована в 1838 году Петербургской почтой и первой была доставлена газета «Северная пчела». Однако уже в отчете Почтового департамента за 1836 год имеется сообщение о доставке петербургским подписчикам «Земледельческой газеты» и журнала «Библиотека для чтения». А 14 января 1869 года впервые жители России смогли оформить подписку на периодические издания через почту. И такую возможность – оформлять подписку на любимые газеты и журналы мы имеем до сих пор.
Елена Озерян
