15 марта, Крымский федеральный университет. Оккупация Крыма в годы Великой Отечественной войны продолжалась долгих три года — с 1941 по 1944-й, но благодаря активному сопротивлению крымчан фашисты так и не смогли полностью покорить наш полуостров и никогда не чувствовали себя на нашей земле хозяевами в полной мере. Вклад партизан и подпольщиков в освобождение Крыма от немецко-румынских захватчиков огромен. Но в истории их героической борьбы, к сожалению, ещё немало белых пятен, поэтому продолжается поисковая и исследовательская работа. Тема эта сегодня как никогда актуальна, поскольку мы снова имеем дело с фашизмом, и круглый стол, инициированный созданным не так давно Комитетом Государственного Совета РК по патриотическому воспитанию и делам ветеранов, который возглавляет Александр ШУВАЛОВ, вызвал большой интерес. Поводом для его проведения стало 80-летие развёртывания централизованногопартизанского движения в Крыму — дата, которая, как отметил первый заместитель Председателя Госсовета РК Ефим ФИКС, прежде не отмечалась так масштабно. Он призвал рассмотреть все аспекты событий Великой Отечественной войны, не давать переписывать нашу историю и менять акценты, а воспитывать будущие поколения настоящими патриотамина исторической правде, которую мы будем отстаивать.
ПЕРВОИСТОЧНИКИ ПРОТИВ МИФОВ И ДОМЫСЛОВ
За круглым столом в Крымском федеральном университете им. В. Вернадского как раз и собрались люди, занимающиеся этим. В первую очередь — учёные-историки, специалисты архивного и музейного дела, поисковики. И слушатели у них были благодарные — депутаты Государственного Совета РК, по словам Е. Фикса, полные решимости для принятия всех необходимых мер, чтобы ничто и никто не был забыт, а также учащиеся кадетских классов — юные патриоты.
В том, что пришёл больше слушать, чем говорить, признался и вице-спикер парламента Владимир Бобков. Он активно занимается исследованием событий Великой Отечественной войны в Крыму и заинтересован в открытии новых фактов.
Тема, действительно, важная. Несмотря на все наши усилия в изучении всех аспектов партизанского и подпольного движения в Крыму, мы далеки, чтобы считать их абсолютно изученными, сказал он. Причины такого положения дел, по его мнению, понятны. С одной стороны, это база источников, которые вводятся в оборот постепенно. С другой — попытки спекулятивного отношения к этой теме, когда выхватываются отдельные аспекты данной проблематики людьми, пытающимися добиться научного прорыва. На деле же это заканчивается историческим фиаско и запутывает и без того сложные проблемы. Говоря об этом, В. Бобков выразил сожаление, что книги таких «учёных» сегодня можно увидеть на полках книжных магазинов, в том числе и в столице.
Существует и третий аспект, подчеркнул вице-спикер, который подтвердился в ходе исследовательской работы по истории концлагеря в совхозе «Красный». Скрупулёзная работа с историческими источниками позволяет развенчать многие исторические мифы и домыслы. В качестве примера В. Бобков привёл дезинформацию о том, что на территории совхоза «Красный» до войны располагался «страшный лагерь НКВД». А некоторые лжеисторики продолжают утверждать, что нацистского концлагеря в совхозе «Красный» не существовало вообще.
Ответ должен быть один, считает В. Бобков, не эмоциональный, а научный, системный, основанный на источниках. И апеллировал к тем, кто с ними работать умеет.
ОСЕНЬ 1941 ГОДА. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ
Сложным феноменом истории — знаковым, имеющим определённые особенности, назвал партизанское и подпольное движение в Крыму кандидат исторических наук по специальности «Военная история», доцент кафедры истории России исторического факультета Таврической академии Крымского федерального университета им. В. Вернадского Сергей Ткаченко. Одна из особенностей, по его словам, — то, как оно готовилось и как уходили в лес партизаны. Опираясь на архивные источники, а также мемуары и воспоминания, историк назвал 28 октября 1941 года датой начала партизанского движения в Крыму. Оно базировалось на решениях местного комитета партии и Крымской АССР. Полуостров оккупировали в начале ноября 1941 года, а к концу октября многое в плане подготовительной работы уже было сделано, но партизанский штаб, утверждённый законодательно, создали не с начала подготовки, а лишь 23 октября — фактически за неделю до оккупации, то есть довольно поздно, что имело свои последствия, констатировал С. Ткаченко. 26 октября утвердили руководящий состав пяти партизанских районов и одной автономной группы. Известные революционеры, партизаны времён Гражданской войны Алексей Мокроусов, Иван Генов и другие их соратники, назначенные ещё в сентябре ответственными за подготовку партизанского движения, не имели до этого никакого правового статуса.