06 июня, Крымский федеральный университет. По данным Минздрава РФ сегодня дефицит врачей в лечебных учреждениях — около 25 тысяч человек, а среднего медперсонала — более 50 тысяч. Поэтому ведомство предлагает позволить ординаторам второго года обучения работать врачами-стажерами в составе врачебных бригад, оказывать помощь в отделениях под присмотром заведующих и руководителей клиник. В советские времена ординаторы были полноценно работающими врачами, получали такую же зарплату и под присмотром наставников выполняли очень широкий диапазон операций и медицинских вмешательств. Более того, такие манипуляции доверяли и ординаторам первого года обучения. Как известно, на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам президент Владимир Путин предложил ввести должности врачей-стажеров для студентов-медиков старших курсов, поскольку первичное звено здравоохранения испытывает колоссальную нагрузку при работе с пациентами, которая в том числе связана с нехваткой кадров. В Крыму многие лечебные учреждения, особенно государственные, тоже испытывают дефицит специалистов. О главных причинах сложившейся ситуации и возможных путях выхода из нее беседуем с директором Медицинской академии имени С.И. Георгиевского КФУ Евгением Крутиковым.
– Думаю, что причин такого положения вещей несколько. Во-первых, сама по себе работа врача, среднего медперсонала тяжелая и большая ответственность за здоровье пациента часто сопровождается стрессом, эмоциональным перенапряжением. А нынешние молодые люди не привыкла к таким условиям труда. К сожалению, большинство из них росли и воспитывались в тепличных условиях, когда все доступно, родители все покупают и помогают даже когда детям уже, как говорится, далеко за…. Поэтому трудиться, что называется, в полевых условиях, адаптироваться к реальным, тяжелым трудовым будням лечебного учреждения для наших юношей и девушек – это что-то запредельное. Да, часто можно услышать о том, что выпускники медвузов не хотят работать по специальности, потому что их не устраивает низкий уровень зарплаты и недостаточное оснащение, прежде всего, государственных лечебных учреждений современным оборудованием. Я бы не ставил эту причину в число значимых, поскольку сегодня финансирование и оснащение первичного звена здравоохранения и системы в целом, осуществляется на должном уровне. В Крыму, как и в других регионах страны, ремонтируются больницы, амбулатории, ФАПы, строятся новые, они оснащаются оборудованием не уступающим тому, что есть в лучших клиниках, в том числе и зарубежных.
-Словом, где и на чем работать медикам есть?
– Более того, возможность постоянно повышать свою квалификацию, пройти стажировку в ведущих клиниках не только Крыма, но и других регионов России у медицинского работника тоже всегда имеется. И поддержка медицинских кадров со стороны государства идет постоянно. Взять, к примеру, те же программы «Земский доктор» или «Земский фельдшер», которые дают возможность создания комфортных условий жизни и труда в регионах для всех категорий медработников. Увы, несмотря на это, нынешние выпускники медицинских вузов, молодые специалисты не готовы к реальным, подчеркиваю, действительно, нелегким медицинским будням на селе, в первичном звене здравоохранения. К сожалению.
– А как они представляют свою будущую профессиональную деятельность, поступая в медицинский вуз?
– ( Улыбается) Что будут ходить в чистом белом халате, руки в карманах, а зарплата при этом будет высокая и свободный рабочий график. При этом и в частной, и в государственной клинике больные им будут только благодарны. Одним словом, эйфория, а не повседневные напряженные будни. Увы, такого нет, и не будет. Потому что, во всем мире работа врача – это, прежде всего, высокая психоэмоциональная нагрузка. К тому же, сегодня еще, к сожалению, у врача очень много бумажной работы, бюрократии, что тоже очень усложняет его трудовые будни. Поэтому, получая диплом медвуза, молодые люди ищут более легкой жизни. Хотя, даже работая в первичном звене здравоохранения, можно получать зарплату 60-70 и 80 тысяч рублей. Поэтому, мы в Академии регулярно проводим ярмарки вакансий и другие мероприятия, на которые приглашаем главврачей крымских лечебных учреждений, в том числе районных больниц, сельских амбулаторий, которые непосредственно общаются с нашими студентами и отвечают на все, интересующие их вопросы. Но, увы, должен сказать, глаза наших студентов что-то слабенько «горят» и работать по специальности особого желания у них нет. Меня это сильно удручает. Но, хочу отметить, одной из причин нежелания выпускников медвузов идти работать в учреждения здравоохранения, особенно первичного звена и сельских, может быть и так называемое «выгорание». Ведь, примерно 60-70% наших студентов совмещают учебу с подработкой на скорой помощи, в отделении реанимации, где, действительно, труд врача связан с тяжелейшими эмоциональными и физическими нагрузками.
– То есть работают если не в рамках будущей специальности, то все равно по медицинскому профилю?
-Трудятся, причем больше, чем на полставки, а некоторые умудряются даже на полную. Конечно, все это сопряжено с огромным физическим и нервно-психическим напряжением и совмещать работу с учебой ребятам очень тяжело. Поэтому, ко времени получения диплома об окончании медвуза, эти студенты считают, что свою школу жизни они уже прошли, все видели, и желание дальше работать по специальности у них пропадает.
– Ковид, наверняка, тоже добавил негатива?
– Безусловно, пандемия внесла свои коррективы. Наши студенты были вынуждены перейти на дистанционную форму обучения, что для будущего медика, без преувеличения, губительно. По сути, это не было обучением, ведь студент не общался непосредственно с преподавателями, пациентами лечебных учреждений. Тогда у многих ребят появилось вальяжное, расслабленное и даже пренебрежительное отношение к занятиям и к знаниям вообще. А в медицине, где требуются самодисциплина и ответственность, такого быть не должно. И преподаватели знают: какое отношение у студента к учебе, так он будет потом и к пациенту относиться. Хотя надо отметить, некоторые студенты во время пандемии коронавируса подрабатывали в медицинских учреждениях. И надо сказать, им приходилось трудиться в тяжелых условиях. И, может быть, тогда многие тоже поменяли свое мировоззрение и отношение к выбранной профессии. Поэтому, говоря о сегодняшней кадровой проблеме в здравоохранении, необходимо выявлять, анализировать и учитывать все ее нюансы. Рассматривать ее только в одном ключе – необъективно.
– Не секрет, что в системе здравоохранения некоторых специалистов хватает и даже с избытком, а других – острый дефицит. Например, хирургов, фтизиатров, онкологов. Переподготовка врачей других профилей может если не решить, то хотя бы смягчить остроту ситуации?
– По большому счету, эта мера тоже особо не повлияет на положение дел, ведь если специалист будет уходить с одного места работы на другое, то кадровая проблема в здравоохранении вряд ли исчезнет. От перестановки слагаемых, как известно, сумма не меняется. Необходимо готовить новые кадры, в первую очередь, по самым дефицитным специальностям. Но, идти по пути увеличения бюджетных мест для них, смысла нет. Поскольку мы будем увеличивать количество студентов в медвузах, а врачей в системе здравоохранения все равно не прибавится. Следует выпускников медицинских вузов, молодых специалистов «привязывать» к месту работы. Что, по сути, сейчас в небольшом количестве делается с помощью целевого направления на учебу. Получив его, заключив договор, обучившись бесплатно за бюджетные деньги, студент тем самым обязан отработать именно на этом месте, в данном лечебном учреждении, не менее 3-5 лет. Или вернуть потраченные на него государством средства.
– Этот принцип необходимо более четко обозначить в законодательстве? Ведь нередко частные клиники берут на работу выпускников медвузов, обучавшихся на бюджете. Возможно, в таких случаях они тоже должны хоть в какой-то мере компенсировать его подготовку если не государству, то учебному заведению, где этот молодой специалист получил профессию? И студент подумает, идти ему работать после окончания вуза – в частную медицину или в государственную, где ему гарантирован соцпакет и ряд льгот?
– Безусловно, такие меры будут менять ситуацию с кадрами в здравоохранении к лучшему. Есть и другие рычаги, с помощью которых это можно делать. Более того, убежден, что студент, после окончания вуза не должен в течение какого-то времени работать в частной клинике, поскольку у него еще нет достаточного опыта. Начинать свою трудовую деятельность ему следует в первичном звене здравоохранения, там получать практические навыки, стажироваться, совершенствоваться в профессиональном плане. К тому же, в частных клиниках, как правило, не практикуется наставничество, помогать молодому специалисту там вряд ли будут. Частная клиника заинтересована лишь в том, чтобы врач трудился и приносил прибыль. А государственное здравоохранение – в том, чтобы воспитать молодого врача, поддерживать его, помогать, чтобы он совершенствовался в профессиональном плане, повышал уровень своих знаний, навыков, приобретал новые компетенции.
-В Госдуме поднимают вопрос о том, что следует если не установить потолок, то хотя бы какие-то рамки стоимости оказания медуслуг в частных клиниках. В случае положительного решения это поможет предотвратить отток специалистов из государственных лечебных учреждений в частные?
– Полагаю, что это будет выгодно, прежде всего, пациентам и, естественно, поможет снизить остроту дефицита медицинских кадров в системе здравоохранения в целом. Ведь врачу станет выгодно работать и в государственных больницах, амбулаториях, ФАПах.
– Часто СМИ сообщают, что выпускники медвузов не могут устроиться на нормальную работу. В то же время, региональные службы занятости информируют о том, что молодые медики в поисках работы к ним за помощью не обращаются. Парадокс?
– Трудоустроиться выпускнику медицинского вуза по специальности сегодня не проблема. На периферии этот вопрос вообще не стоит. И в Симферополе тоже. Практически во всех крупных российских областных центрах тоже ищут специалистов – квалифицированные врачебные кадры требуются везде. Поэтому, разговоры о том, что выпускникам медвуза невозможно найти хорошую работу – от лукавого, было бы у них желание трудиться по специальности, мотивация.
– Часто молодые специалисты объясняют свое нежелание идти работать в первичное звено здравоохранения, сельские и вообще в государственные лечебные учреждения перегрузкой пациентами. В лучшем случае они уходят в смежные профессии, например, становятся фармпредставителями. А часть, получив диплом врача, и вовсе не хотят работать в медицинской сфере. Выпускники Медакадемии имени С.И. Георгиевского КФУ трудоустраиваются по такому же принципу? Они сами подыскивают себе место работы?
– Действительно, работая с большим количеством пациентов, врач испытывает серьезную психологическую и физическую нагрузку. Плюс ему приходится иметь дело с массой документов, которые он должен заполнять, отправлять и т.д.. Чтобы избавить врача хотя бы от бумажной писанины в здравоохранении необходимо активно внедрять цифровые технологии, электронный документооборот. Делать карточки-чипы для пациентов, чтобы, к примеру, придя в поликлинику, каждый мог приложить ее к считывающему устройству и врач сразу мог видеть всю историю болезни человека, предыдущие и настоящие анализы и т.д… Даже такая компьютеризация значительно облегчит рабочий процесс доктора. Что, касается наших выпускников, то после 6-го курса они все поголовно хотят поступать в ординатуру, чтобы получить более узкую специальность. Увы, желанием идти работать в первичное звено здравоохранения не горят. После ординатуры, в лучшем случае, они сразу видят себя где-то на приеме в частной клинике. В худшем, просто забирают документы и отправляются в «свободный полет»- занимаются какой-то околомедицинской деятельностью – косметология, наращивание ресниц и т.д.. . Или работают теми же фармпредставителями.
– Все настолько печально? Знаю, что в Медакадемии регулярно проводятся ярмарки вакансий, где студенты непосредственно могут общаться с будущими работодателями – главврачами крымских лечебных учреждений всех уровней. Этот инструмент, по сути, частичного решения проблемы кадрового дефицита в здравоохранении республики дает ожидаемый результат?
– В какой-то степени, способствует этому. Мы уже 5 лет проводим такие ярмарки вакансий и видим желание студентов общаться с потенциальными работодателями, ребята задают им конкретные вопросы о зарплате, социальных гарантиях, жилищных условиях, имеющимся льготам, мерам поддержки, и получают ответы, что называется, из первых уст. Студентам это интересно. Но интересно ли им потом идти работать в эти лечебные учреждения, однозначно ответить на этот вопрос нельзя.
– Что надо предпринять властям региона для того, чтобы система здравоохранения не испытывала так остро кадровый голод? Например, в Московской области ввели приличное количество мер соцподдержки медицинских работников – компенсация аренды жилья, предоставление участка для строительства дома, сертификат на покупку квартиры на льготных условиях и прочие. Хорошо зарекомендовала себя программа «Приведи друга», когда сотрудник больницы может получить выплату за привлеченного специалиста: до 40 тысяч рублей за врача, 25 тысяч – за фельдшера или медсестру. Благодаря этому механизму только в прошлом году в систему здравоохранения Подмосковья удалось привлечь сотни специалистов.
– Кадровую проблему в нашем здравоохранении необходимо решать комплексно, в том числе перенимая опыт других регионов России. В свое время я озвучивал идею о том, что в Крыму для работников государственных лечебных учреждений следует ввести статус крымского врача или крымского медработника, медсестры. Это подразумевало бы предоставление специального соцпакета, в который можно включить и компенсацию аренды жилья, и быстрые банковские кредиты на льготных условиях, более низких ставках, и улучшение жилищных условий, и первоочередное получение места в детском саду для детей, и т д.. Причем этот статус должен распространяться и на членов семьи медика. Все это могло бы поднять в обществе престиж работы в государственных клиниках, амбулаториях, больницах, имидж врача, профессии в целом. Но, если человек по какой-то причине уходит из государственного лечебного учреждения, он автоматически лишается всех, предусмотренных этим статусом льгот и привилегий.
– Очевидно, пора властям Крыма, ученым, преподавателям Медакадемии имени С.И. Гергиевского КФУ, представителям медицинского сообщества собраться за круглым столом и определить пути решения проблемы дефицита медицинский кадров. Ведь нагрузка на медучреждения региона, их персонал в последнее время значительно выросла еще и в связи с присоединением к России новых территорий. Более того, она будет только увеличиваться.
– Действительно, пришло время для серьезного разговора. Ведь мы ежегодно выпускаем более 500 специалистов. Если бы большинство из них шли работать в систему здравоохранения и, в первую очередь, в государственные лечебные учреждения, о дефиците врачей в Крыму давно бы забыли.
– Евгений Сергеевич, а среди студентов Медакадемии есть те, кто, зная о предстоящих сложностях, сознательно выбрали профессию врача, чтобы работать только по специальности?
– К счастью такие ребята есть. Они вселяют в нас веру в то, что ситуация с обеспечением кадрами системы здравоохранения Крыма изменится к лучшему. А мы, в свою очередь, стараемся максимально подготовить наших студентов к предстоящей трудовой деятельности. Уже с первого курса рассказываем им о традициях в медицине, известных крымских династиях врачей, выпускниках нашей медакадемии, которые сегодня трудятся в зоне СВО, организовываем встречи с этими врачами-героями. А еще очень надеемся, что с помощью СМИ удастся поднять в обществе престиж профессии врача и учителя. Это, несомненно, пойдет на пользу всем нам.
Беседовала Елена Озерян
Пресс-служба КФУ им. В.И. Вернадского