23-04-2025
Евгений Черный: «С детьми надо работать, готовых универсальных рецептов тут нет»

По данным исследования Росстата, проведенном в прошлом году, более 30% выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений не работают по специальности. Большинство из тех, кто все-таки начал карьеру по профессии – врачи (97%), педагоги (80%), деятели культуры и искусства (79%), военные (79%). То есть в основном представители сфер, в которых есть строгие требования к образованию. Почему выпускники не хотят работать по специальности? Об этом беседуем доктором психологических наук, профессором, заведующим кафедрой социальной психологии факультета психологии КФУ им. В.И. Вернадского, практикующим психологом Евгением Черным.

 – Евгений Владимирович, сегодня практически все отрасли экономики не только Крыма, но и страны в целом, испытывают серьезный дефицит кадров. В то же время, выпускники вузов и колледжей, обучившись специальности, причем, как правило, за бюджетный счет, не идут работать по профессии. Диплом пылится на полочке, а они занимаются, в лучшем случае, тем, что нравится, в худшем – работают там, где выгоднее. Почему молодежь зря тратит несколько лет своей жизни на учебу в вузе?  Престижно иметь соответствующую «корочку»? Или родители, которые не смогли получить высшее образование в «лихие 90-е», хотят, чтобы хоть у их детей оно было?

 – Сегодня зачастую во многих семьях, особенно в тех, где мама и папа имеют высшее образование, считается, что их дети тоже должны его получить. У родителей, чьи дети сейчас заканчивают школы, позитивное отношение к высшему образованию тоже, отчасти, сохранилось. А вот ребята, которые сегодня заканчивают вузы, вряд ли будут настаивать, чтобы их дети получали его. Увы, подрастает поколение, большинство которого уже не идет учиться в вузы. Более того, многие хотят уйти даже из школы.

 – Почему?

– Часть ребят боятся сдавать ЕГЭ. Многие хотят быстрее получить какую-то специальность в колледже после 9-го класса.

– И чтобы после его окончания продолжить обучение в вузе. К слову, студенты колледжей теперь смогут поступить в вуз на схожую специальность без сдачи ЕГЭ. Такой закон принят недавно Госдумой. По мнению депутатов, это решение должно побудить выпускников техникумов и колледжей делать свой выбор более осознанно. Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин также сообщил, что в прошлом году 41% от всех поступивших в вузы, – выпускники учреждений среднего профессионального образования. При этом каждый четвертый стал студентом университета не по профилю своего диплома. До этого в высшие учебные заведения выпускников колледжей принимали по внутренним вступительным экзаменам независимо от профиля. Теперь же они должны поступать на схожее направление или сдавать ЕГЭ для смены специальности.

– Логично. Во-первых, есть такие специальности, получить которые без высшего образования нельзя. Работать, например, врачом, педагогом, психологом человека, не имеющего соответствующий диплом, не возьмут. Но, проблема в том, что нынешние дети часто не осознают, куда идут учиться, не знают модели своей будущей деятельности. Нам иногда советуют чуть ли не ловить абитуриентов, которые бы пошли учиться на наш факультет. Я всегда от этого отказываюсь, поскольку убежден, что на факультете психологии должны учиться осознанные студенты, которые знают, зачем им необходимо именно такое образование. Хотя, безусловно, даже при таком подходе, всегда будет определенный процент тех, кто даже не представляет будущую модель деятельности психолога.  Потому что, одно дело психолог, работающий в школе или в детском саду, в МЧС, армии, полиции, другое – в психиатрической клинике, третье – в соматической клинике или занимающийся частной практикой. Хочешь быть юристом, кем именно? Ведь есть адвокаты, нотариусы, следователи, дознаватели, прокуроры и т.д. Очень желательно, чтобы абитуриент имел более или менее четкий образ профессии, знал, чем хочет заниматься и зачем. Но, к сожалению, налаженной и последовательной системы профориентации у нас пока нет.  Первый курс в любом вузе всегда сложен, поскольку ребятам приходится изучать много общеобразовательных предметов. Это нормально, но выдержать непросто.

 -Мы же выдерживали.

 – (Смеется) Да, мы выдерживали. Но, у нас не было бакалавриата, мы дольше учились, и всегда на специалитете. И предметов было меньше, чем сейчас. С одной стороны, широкий кругозор – это сильная сторона образованного человека, а с другой – студент не всегда понимает, зачем ему некоторые предметы нужны. К примеру, сейчас очень много внимания уделяется цифровой грамотности, но, возможно, для каких-то специальностей это выглядит чрезмерно и студенты не представляют, где они смогут применить эти знания в своей будущей деятельности. Такие вещи сбивают их с толку, в итоге им становится неинтересно учиться вообще, они теряют внутреннюю мотивацию. К слову, я пытался добиться у них, чему же их учат на цифровых кафедрах. Увы… При этом есть целые блоки дисциплин, где ребята получают дополнительное образование. …Но даже если студент понимает и планирует, чем будет заниматься после окончания вуза, то как «привязать» знания, которые он получил во время учебы, к конкретному виду деятельности не всегда знает. Отчасти, это проблема преподавателя, который не захотел, не успел или не смог студенту это объяснить, рассказать, показать на конкретных примерах.

 – Сегодня многие, рассуждая о проблемах образования, отмечают, что детям, молодежи, студентам это или то неинтересно. Но учеба это всегда труд, кому-то она дается легче, кому-то труднее. Пушкин начальное образование, как это было принято у дворян, получил дома, его обучением занимались учителя и гувернеры, приглашаемые родителями из разных стран Европы.  А затем он 6 лет учился в Императорском Царскосельском лицее. Но еще больше Пушкин занимался самообразованием.

 – Да, Пушкин был образованнейшим человеком, тем не менее, в лицее он учился плохо, потому что многие предметы ему было неинтересны. Он знал чего хочет и развивался, самоактуализировался в этом направлении. Наши студенты нередко не знают, чего они хотят в плане саморазвития. А неинтересно учиться им становится еще и потому, что они могут очень быстро получать удовольствие не от переживания успеха в результате преодоления трудностей. Можно же открыть рилс, полистать тик-ток и мгновенно получить удовлетворение от того, что чем-то удовлетворил свой интерес, получил «укол» дофамина и тебе хорошо. Это – быстрое удовольствие. Так же «быстрые углеводы» нас взбадривают на короткий период. Здесь уместно вспомнить известный эксперимент с крысой. Ей вживили в мозг электрод, который при подаче тока стимулировал центр удовольствия. Для того, чтобы на электрод пошел ток и крыса могла бы получить удовольствие, нужно было нажать на педаль – что и научили делать крысу. В итоге животное умерло от истощения, нажимая на педаль, хотя рядом всегда была еда. Многие молодые люди, образно говоря, «сидят» на быстром удовольствии и уже не способны получать его в результате достижения чего-то через преодоление трудностей. Поэтому для обучения и предстоящей трудовой деятельности по той или иной специальности, молодому человеку, прежде всего, необходимо иметь внутреннюю мотивацию. А она основана на интересе. Иначе необходимо волевое усилие, потому что надо. Студенты его делают, они же учатся все-таки. Правда, большинство сдают зачеты, экзамены и тут же забывают «сданное», потому что им это неинтересно, а зачастую не нужно. Некоторые разочаровываются уже в первый год обучения в вузе, потому что, повторюсь, мало предметов, касающихся непосредственно их будущей специальности. У других есть внутренний настрой стать юристом, психологом, экономистом и проч. Но эта их идентичность не подкрепляется реальным включением в систему знаний, умений и навыков в данной профессиональной сфере. И заканчивая вуз, они сталкиваются с тем, что им уже не очень хочется заниматься этим, работать юристом, психологом, экономистом и т.д.

 – А за порогом вуза их ждет реальная жизнь, где надо зарабатывать деньги.

– Именно так. К примеру, выпускник вуза, молодой человек, живет с родителями или в общежитии, но хочет быть самостоятельным. И согласно всем опросам, выпускники вузов хотят сразу получать зарплату хотя бы 70 тысяч рублей. Но такие деньги ему никто не заплатит, даже если он учитель, которых очень не хватает в наших школах. Потому что есть ставка, как молодому специалисту ему будут еще доплачивать немножко. А выпускник вуза хочет жить нормально сейчас.

 – Напрашивается логичный вопрос: зачем тогда он пошел учиться в вуз, если знал, что в данной сфере заоблачных зарплат нет?

 – Недавно я был на конференции в «Артеке», где учителя тоже сетовали, что выпускники вузов не хотят идти работать в школу, а если приходят, то сразу запрашивают зарплату не меньше 70 тысяч рублей. Посоветовал коллегам, чтобы они, в свою очередь, интересовались у этих молодых специалистов, почему они не думали, какую зарплату будут реально получать после окончания вуза, как будет складываться их профессиональная карьера? Возможно, родителям, тем, кто занимается профориентацией молодежи, надо просвещать ее в этом плане еще в школе. И главное, честно спросить: хотите, чтобы вас еще несколько лет содержали родители? Если, действительно, намерены быть самостоятельными, соотнесите среднюю зарплату в данной сфере, с тем, что и сколько стоит в реальной жизни – снимать квартиру, покупать пищу, одежду и т.д.  На что мне одна учительница, директор школы, сказала: если мы будем это делать, работать в школу вообще никто не придет. Хорошо, говорю, давайте продолжать обманывать молодежь, вводить в заблуждение и скажем: выпускники вузов, вы будете сразу получать зарплату 70 тысяч рублей.  Можем это сказать? Нет, мы же не можем лгать. И что мы имеем? Выпускник вуза, который хочет уйти от родителей, чтобы жить самостоятельно, узнав о реальной зарплате, которую ему на первых порах будут платить в школе, не может этого сделать. Он приходит к психологу и говорит: не могу жить с родителями, меня все достало. Так уходи, говорю я ему. И он приводит свои аргументы: отчасти мне психологически дискомфортно жить с родителями, но там меня кормят, я живу бесплатно и т.д.… Но, мне плохо жить в таком конфликте с самим собой. В конце концов, его все это таки «достает», и он забывает о том, что него есть профессия, диплом о высшем образовании, хранит его в почетном месте, и идет работать туда, где платят зарплату, на которую он сможет жить самостоятельно. Барменом, официантом, потому что они, как ни крути, все равно получают больше, чем молодой специалист, выпускник вуза. Не говорю уже о курьерах, которые особенно в больших городах, зарабатывают минимум 120 тысяч рублей, и стали уже притчей во языцех. Но, согласитесь, даже в Москве или Санкт- Петербурге молодые люди смогут прожить на такую зарплату самостоятельно.

 – По сути, к такому положению вещей приводит сокрытие правды о реальных зарплатах молодых специалистов с высшим образованием?

 – А большинству из них эта правда не нужна. Но мы, взрослые, должны честно говорить детям о реальной жизни еще перед тем, как они пойдут учиться или на первых курсах вузов. И непременно рассказывать о моделях деятельности внутри самой профессии, которую они выбрали, спрашивать, готовы ли они претерпеть какие-то трудности, изучать какие-то вроде бы не относящиеся к будущей профессии предметы и т.д.  ради того, чтобы после окончания вуза заниматься действительно тем, что им нравится, что им будет интересно. А еще непременно спрашивать, готовы ли они на первых порах, если потребуется, подрабатывать, чтобы, в конечном счете, добиться своего в той профессии, которую выбрали.

 – То есть необходимо учить детей, молодежь, хоть чуть-чуть прогнозировать свое будущее?

 – К сожалению, сейчас эта проблема тоже актуальна. У молодых людей поздно начинает развиваться рефлексия (осмысление своих действий, эмоций, мыслей, способность посмотреть на себя со стороны, самоанализ – ред). Если раньше этот процесс у подростков начинался с 12 лет, то сегодня, у многих и в 16 его не наблюдается. Некоторые не способны даже к точечному прогнозированию: буду заниматься этим делом, зарабатывать столько-то, мой профессиональный путь будет таким-то.

– Молодым людям могут в этом помочь родители, школьные учителя, психологи, в конце концов?

 – Могут и должны. Но, наверное, делается это очень редко. Когда ко мне на прием приходят подростки, я сажусь рядом с ними за компьютер, и мы вместе начинаем анализировать. Хочешь стать архитектором, давай посмотрим, чем они конкретно занимаются. Они строят, говорит, молодой человек. Ищем соответствующую информацию, ролики в интернете на тему, чем занимается архитектор, сколько зарабатывает. И подросток узнает, что архитекторы сегодня востребованы, но они не строят, а работают в проектных бюро, архитектурных студиях. Есть архитекторы, которые проектируют здания, а есть инженеры-проектировщики. Это – разные вещи.

– То есть, с детьми надо беседовать, в том числе и о выборе будущей профессии еще в школе? А то, что сегодня абитуриенты, которые, фактически, еще не определились, кем хотят быть, могут подавать документы сразу в несколько вузов, на несколько направлений подготовки не способствует позднему развитию рефлексии, инфантилизму? А, возможно, даже мешает молодым людям более конкретно определиться в выборе будущей профессии? Может надо сократить количество вариантов?

 – Вряд ли это поможет молодому человеку точнее определиться с выбором будущей профессии. Если бы мы выстроили четкую систему профориентации молодежи, начиная со школы, а то и с детского садика (мечты формируются рано), такая мера сработала бы. А поскольку имеем то, что имеем, нынешняя система поступления в вузы хороша, потому что дает возможность молодым людям куда-нибудь поступить. А там, глядишь, может и профессия понравится, и по окончании вуза он будет и дальше трудиться на этом поприще. К тому же, сейчас существует очень упрощенная система переводов студентов из вуза в вуз, с факультета на факультет и т.д… К примеру, к нам на факультет психологии ежегодно переводятся 5-6 человек с 1-2-го курсов мединститута, фармацевты, математики, экономисты. Хотя, при этом они теряют имевшуюся у них возможность учиться на бюджете. Но те, кто сразу учился по контракту, вообще ничего не теряют. В этом я не вижу ничего плохого. Молодые люди ищут себя. Бывает и с нашего факультета переводятся на другие. Буквально недавно беседовал со студенткой, которая тоже захотела перевестись. Она прямо сказала: я поняла, это – не мое «ковыряться в человеческой душе», и вообще, мне люди не интересны, хочу перевестись на другой факультет или в другой вуз. Почему же тогда пришла учиться на психолога? Оказывается, хотела решить свои собственные проблемы, но, после визита к психотерапевту, поняла, что с ним тоже можно их проработать, и для этого не обязательно учиться на психолога. Опять приходим к выводу: надо всю систему профориентации менять, чтобы молодые люди еще в школе могли определиться с выбором профессии и тогда им не нужно будет такое разнообразие вузов. Можно оставить, возможность поступить, к примеру, в два вуза. Но мы к этому постепенно придем, раньше было еще большее, чем сегодня, количество вузов, куда абитуриенты одновременно могли подавать документы. Тенденция сокращения уже прослеживается.

 – Есть и другая сторона медали: налогоплательщики, за счет которых молодые люди обучаются в вузах на бюджете, вправе спросить, например, почему   в нашем здравоохранении не хватает врачей, при том, что вузы ежегодно выпускают их в огромном количестве.

 – К сожалению, специалистов не хватает во многих сферах экономики. Но, согласитесь, как можно работать врачом, если тебя, извините, от этого тошнит. Или учителем, если дети тебя «достают»?! Такие профессионалы лишь мучают себя и других. И зачастую, им не хватает смелости, уверенности в себе, чтобы уйти и найти себя в другой сфере деятельности.

 – Не секрет, что работодатели тоже не всегда берут выпускников вузов. Им нужны молодые специалисты, но с опытом работы. А так не бывает. Неудачные попытки трудоустройства по специальности многих подталкивают забыть о своем дипломе. Может надо законодательно предусмотреть какие-то преференции для предприятий, организаций, которые активно берут в штат молодые кадры?

 -Я не слышал, чтобы школа отказалась от молодого специалиста.  Напротив, мне часто звонят знакомые директора школ и просят, к примеру, найти историка или преподавателя физкультуры. Связываюсь с коллегами на соответствующем факультете и они не без труда находят студентов, которые используют возможность начать работать по специальности, еще обучаясь в университете. Школы сегодня, извините, не перебирают. Впрочем, и медицинские учреждения, особенно государственные тоже, им нужны специалисты и не только молодые. И психологи сегодня нужны везде. И строители тоже, ведь Крым сегодня – это одна большая стройка. Времена меняются. Сегодня работодатели говорят: мы возьмем выпускника вуза, научим его всему, что необходимо. И возможностей вырасти в профессиональном плане у молодых специалистов сегодня немного больше, чем еще лет десять назад. Главное, чтобы сами выпускники вузов этого хотели.

 – В заключение, наш извечный вопрос: что надо делать для этого?

– Для начала, еще во время обучения в вузе уделять больше внимания практикам студентов, чтобы они видели конкретных специалистов, работающих в реальных условиях, и учились у них, приобретали необходимые профессиональные навыки. И поняли, хотят они дальше продвигаться в этом деле или нет. На нашем факультете эта система выстроена, заключено много договоров с различными учреждениями, где наши студенты занимаются практической психологией.

– А больше рассказывать о представителях конкретных  профессий, династиях, их  достижениях в СМИ, показывать в кино надо?

 – Вряд ли это сразу подтолкнет молодых учителей или медиков, например, поехать работать в деревню, хотя им сейчас государство предоставляет целый ряд льгот. Они не хотят этого.

– Неужели все так безысходно?

 – Ну почему? Возьмите блогера, который живет в Таиланде или на Мальдивах, путешествует по всему миру, ну красиво же… Когда ко мне на прием приходит подросток, я его спрашиваю, кем ты хочешь быть? Все хотят быть блогерами, иногда киберспортсменами. Еще никто не сказал, что инженером, а тем более, космонавтом. Это их не интересует. Тем не менее, нужно больше показывать, рассказывать о том, что такое та или иная специальность, профессия в реальной жизни. А главное, выстраивать четкую, понятную и доступную систему профориентации молодежи. И она должна быть правдивой. Молодой человек должен знать: выучишься на инженера, придешь работать на завод, будешь гарантированно получать столько-то, а не меньше, у тебя будет такой-то социальный пакет, льготы, возможности профессионального и карьерного роста и т.д.   Если ты пойдешь работать барменом, будешь получать свой процент от продаж, или такую-то фиксированную зарплату. Я за то, чтобы нашей молодежи говорить правду, приводя конкретные примеры из жизни. Да, очень трудно объяснить молодому человеку, что жизнь хороша, когда она осмыслена. Он иногда просто понять не может, что такая намного интереснее той, что наполнена только деньгами. В моей практике был клиент –  молодой человек, который  2  месяца живет в Дубае,  а потом, извините, начинает пить, а потом, еще и колоться. И он, имея, фактически, все материальные блага, пришел к тягостному чувству пустоты и бессмысленности жизни.

 – Может родителям, прежде, чем ребенок будет поступать учиться в вуз, надо прийти к психологу и посоветоваться, какую профессию ему посоветовать выбрать, чтобы специальность была ему по душе?

 –  Не уверен, что все родители этого хотят. Поскольку знают, что  получив диплом о высшем образовании и работая по специальности, молодой человек не сможет приобрести или снять жилье, потому что таких средств у него не будет, ему сложно будет содержать семью и т.д. Поэтому они говорят своему чаду: образование никогда не помешает, поступишь на бюджет – хорошо, не сможешь – мы тебе поможем. Получи диплом, делай с ним, что хочешь, мы свой долг выполним – ты получишь образование. И что мы можем сказать таким родителям? Ничего, это – их дети. А тем родителям, которые пришли к тому, что найти себя в профессиональной сфере очень важно, а потом «все приложится», и умеют донести этот вывод своим детям – тоже ничего не скажешь. Это выбор. Поэтому, чтобы решить проблему кадров, надо создавать систему профориентации и справедливой оплаты труда, связанную с потребностями государства. Это очевидно. Чтобы страна развивалась, нужны люди, обладающие необходимыми компетенциями.

Беседовала Елена Озерян.  

https://gazetacrimea.ru/news/pochemu-molodye-spetsialisty-ne-idut-rabotat-po-professii/